Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:02, курсовая работа
Цели курсовой работы - изучить природу возникновения, типы конфликтов и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в организации.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач, среди которых:
рассмотреть типы конфликтов,
найти способы разрешения конфликтов и применение их на практике.
Изучить модель конфликта, как процесса
исследование причин конфликта в организации
Объект исследования: взаимодействие персонала и конфликтные ситуации в организации .Предмет исследования: причины возникновения конфликтов, их типы и способы разрешения.
Введение
1 Определение понятия конфликт
1.1 Модель конфликта, как процесса
1.2 Функции конфликта
1.3 Типы конфликтов в организациях и их последствия
2 Причины конфликта в организации
3 Практическая часть
3.1Основные факторы, повышающие уровень конфликтов на предприятии «N» в отделе финансов
3.2 Управление конфликтными ситуациями
3.3 Методы управления конфликтом
3.4 задачи руководителя при разрешении конфликта
4 Выводы и рекомендации
5 Список использованной литературы
6 Приложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Костромской
государственный
технологический
университет»
Гуманитарный
факультет
Кафедра
социально-культурного сервиса
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Менеджмент
в туризме»
Тема:
«Управление
конфликтами в организации»
Гетманцевой Натальи Романовны
Подпись_______________________
Дата
«_____»________________2010г.
Научный руководитель:
Дата
«_____»________________2010г.
Кострома
2010
Содержание
Введение
1.1 Модель конфликта, как процесса
1.2 Функции конфликта
1.3 Типы конфликтов в организациях и их последствия
2 Причины конфликта в организации
3 Практическая часть
3.1Основные факторы, повышающие уровень конфликтов на предприятии «N» в отделе финансов
3.2 Управление конфликтными ситуациями
3.3 Методы управления конфликтом
3.4 задачи руководителя при разрешении конфликта
4 Выводы и рекомендации
5 Список использованной литературы
6 Приложения
Введение
Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая очень велика. В настоящее время наблюдается дефицит теоретических исследований в области конфликтов в системе управления. При значительном количестве публикаций, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины возникновения конфликтов в организации и влияние их и на организацию в целом, и на индивида в частности. Вместе с тем, проблематика конфликта в сфере управления носит сугубо прикладной характер. Она используется широким способом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются конфликты в сфере управления. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, нужно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию.
В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарного владения конфликтологией. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода их конфликта. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Исследования показали, что руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов. Но при всем при этом, конфликт способен иметь как разрушительные, так и конструктивные последствия.
Рассматриваемая тематика имеет выраженную научную новизну, так как несмотря на наличие значительного количества материала о типах конфликтов и способах их разрешения исследование данной проблемы требует всестороннего изучения на теоретико-методологическом и эмпирическом уровнях.
Цели курсовой работы - изучить природу возникновения, типы конфликтов и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в организации.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач, среди которых:
Объект исследования: взаимодействие персонала и конфликтные ситуации в организации.
Предмет исследования: причины возникновения конфликтов, их типы и способы разрешения.
В качестве методов проведенного исследования выступили: анализ и систематизация научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Поставленные цель и задачи работы позволили выдвинуть следующие гипотезы, проверка которых осуществлялась на отдельных этапах проектной части исследования: эффективность разрешения конфликта в организации зависит от стратегии поведения руководителя в конфликтной ситуации.
Практическая
значимость исследования заключается
в применении полученных результатов
для уменьшения конфликтных ситуаций
и их быстрого разрешения в организации.
Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д.
Ввиду многообразия видов конфликтов и различий в их определении в первую очередь необходимо дать такое определение конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов. Это в свою очередь предполагает выявление сущности конфликта и его понятия.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект.
Конфликт также содержит объект, субъект имеет определенную структуру, источники и причины.
Рассмотрим составляющие элементы структуры конфликта:
1.объект
конфликта (предмет
2. предмет конфликта (объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами). Это то основное противоречие, из-за которого, и ради которого стороны вступают в конфликт. Предмет далеко не всегда является явным, т.к., зачастую конфликт порождается скрытым желанием, которое по каким-либо причинам не удовлетворяется.
3.стороны или участники конфликта (основные участники - люди, которые могут действовать как частные, официальные, юридические лица, а также объединятся в группы).
4.внешние
условия - условия, в которых
конфликт возникает и
▪ пространственно-временные.
▪ социально-психологические
▪ социальные
5.образы
конфликтной ситуации - представляют
собой некоторые идеальные
1.1 Модель конфликта, как процесса
Рис.
1. (приложение 1) представляет модель конфликта
как процесса. Из нее видно, что существование
одного или более источников конфликта
увеличивает возможность возникновения
конфликтной ситуации в процессе управления.
Однако, даже и при большей возможности
возникновения конфликта, стороны могут
не захотеть реагировать так, чтобы и дальше
усугублять ситуацию. Одна группа исследователей
обнаружила, что люди не всегда реагируют
на конфликтные ситуации, которые влекут
за собой малые потери или которые они
считают малоопасными. Однако, во многих
ситуациях человек будет реагировать
так, чтобы не дать другому добиться желаемой
цели.
1.2 Функции конфликта
В целом выделяют следующие функции конфликта:
Функции конфликта | Направленность и последствия конфликтов | |
позитивные | негативные | |
Интеграция персонала | Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов | Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии |
Активизация социальных связей | Придание взаимодействию
сотрудников большей |
Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству |
Сигнализация об очагах социальной напряженности | Выявление нерешенных
проблем и стимулирование работы;
обнаружение недостатков в |
Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом |
Инновация, содействие творческой инициативе | Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям | Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы |
Трансформация (преобразование) деловых отношений | Создание здорового
социально-психологического климата;
утверждение уважительного |
Ухудшение морально-психологической
атмосферы; усложнение процесса восстановления
деловых отношении и |
Информация об организации и ее персонале | Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение общего языка | Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями |
Профилактика противоборств | Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях | Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур |