Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:31, курсовая работа
Целью выполнения контрольной работы является глубокое изучение теоретических знаний по теме управления конфликтами и стрессами.
Для достижения цели были решены задачи: проведен поиск учебной литературы, периодических изданий и построена структура контрольной работы в двух главах.
Введение
1.Управление конфликтами и стрессами……………………………………………… 4
1.1 Понятие и природа конфликта…………………………………….……………….. 4
1.2 Стратегия и тактика поведения в конфликте………….……………………..……12
2. Анализ деятельности и конфликтов ОАО «Большой гостиный двор»……………17
2.1 Характеристика и анализ хозяйственной деятельности ОАО «Большой гостиный двор»……………………………………………………………………..……………….17
2.2 Пути разрешения конфликтов. Советы психологов……………….………… 20
2.3 Групповая динамика. Формальные и неформальные группы………….……… 32
Заключение
Список литературы
Приложения
Чтобы своевременно выявлять зарождающиеся
конфликты, необходимо обращать внимание
на их первые признаки. Если вы увидели,
что в коллективе участились споры, сотрудники
перестали открыто общаться между собой,
и устремились «в курилку», стали недоверчивы
и с подозрением относятся друг к другу,
значит, в коллективе назревает конфликт.
Руководителю не нужно вмешиваться во
все разногласия. Необходимо управлять
лишь наиболее серьезными, значительными
из них. Признаком серьезного столкновения
интересов является то обстоятельство,
что ситуация начинает требовать от вас
больше внимания, вызывает раздражение,
обсуждение проблем носит все более агрессивный
характер, в конфликт вовлекается все
больше и больше участников. Могут формироваться
группировки, участие в которых определяется
принадлежностью к той или иной конфликтующей
стороне. Такие признаки - сигнал, что руководителю
пора вмешаться в ход дела.
Возможные ошибки. Самая большая ошибка,
которую может совершить руководитель,
- это вообще игнорировать конфликты, возникающие
между сотрудниками. Важно проявлять интерес
к работникам и заботу о них, никогда не
откладывать решение разногласий на потом.
Нередко руководители предпочитают использовать
«силовые» методы воздействия на подчиненных.
Руководитель старается спасти ситуацию,
недостаточно доверяя своим сотрудникам,
не прислушиваясь к их мнению. Такой способ
решения проблемы неэффективен с точки
зрения сохранения как собственных психологических
ресурсов руководителя, так и ресурсов
его сотрудников. Через некоторое время
руководитель начинает чувствовать себя
вымотанным, тревожным, испуганным и уязвимым.
В таком состоянии ему сложно решать рабочие
проблемы, поэтому учащаются ошибки и
необдуманные решения. Руководитель в
этом состоянии предпочитает стратегию
«быстрых починок», старается все решать
сам, недооценивая возможности своих сотрудников.
Треугольники в общении. Когда между двумя
людьми появляется напряженность, они,
чувствуя себя дискомфортно, стремятся
стабилизировать свои отношения. Для этого
им обоим необходимо сфокусировать свое
внимание на чем-то третьем - человеке,
организации, или на третьем вопросе. Подобным
образом они формируют так называемые
треугольники. Треугольники могут состоять
из трех человек, или трех групп, или из
трех проблемных вопросов.
В треугольнике у каждого есть своя роль,
рис.1. Так, при общении один из партнеров
зачастую становится «генератором», порождающим
тревожность. Например, таким «генератором»
может быть руководитель, который вернулся
с какого-либо семинара и тут же принялся
за изменения. «Усилитель» - работник,
расстраивающийся по поводу изменений,
которые решил проводить руководитель.
Он говорит: «Слушайте, у нас появилась
проблема. Иван Иваныч нахватался новых
идей и собирается все поменять". Такой
человек усиливает тревожность. Но также
есть тот, кто успокаивает, приглушает
беспокойство, - «успокоитель». Он говорит:
«Ничего, все нормально. Авось, обойдется».
Часто в роли «успокоителя» выступает
человек, склонный к дистанцированию,
или старший в команде.
Как разрушить треугольники? Есть основное
правило: отношения между двумя сторонами
эмоционального треугольника поддерживаются
в состоянии баланса тем, как с ними соотносится
третья сторона. Третья сторона обычно
не может напрямую изменить отношения
других сторон. Чем больше третья сторона
старается изменить отношения двух других,
тем больший стресс она испытывает. Пытаясь
снять стресс, можно уйти в отпуск, но,
вернувшись, человек окажется в той же
стрессовой ситуации. Иногда человек оказывается
пойманным во множество треугольников.
В иерархической системе в организации
подобные треугольники может создавать
сам руководитель. Например, он предлагает
одному из своих подчиненных разобраться
с каким-либо сотрудником, с которым сам
не сумел построить отношения. В этом случае
подчиненный оказывается пойманным в
треугольник, потому что исправлять другого
человека для нужд руководителя он не
может. Поэтому необходимо помнить: мы
можем изменить только те эмоциональные
отношения, в которых участвуем сами.
Первый способ выйти из треугольника -
это представить себе картину целиком.
Каждого человека в команде нужно воспринимать
как часть системы, в которой все взаимосвязано
и каждый элемент влияет на систему в целом.
Поэтому руководителю важно представить,
как то или иное решение, тот или иной человек
повлияют на работу всего коллектива.
Только благодаря такому подходу можно
будет восстановить разрушенные связи
и использовать потенциал каждого сотрудника.
Второй способ - эффективное общение. Побеседуйте
со своей командой, обсудите способы, которыми
вы хотели бы изменить их поведение. В
организации можно принять определенные
правила, которые исключали бы возможность
образования треугольников. Например,
действия всех сотрудников обсуждаются
только в присутствии всей команды. Руководитель
не может говорить с одним из сотрудников
о других членах команды вне их присутствия.
Оставайтесь нейтральным, когда кто-то
подходит к вам. Если один из сотрудников
подошел и начал жаловаться на другого,
сохраняйте спокойствие, а не реагируйте
эмоционально, не принимайте чью-либо
сторону. Не следует предлагать решения,
пусть человек сам ищет пути выхода из
сложившейся ситуации.
Третий способ выхода из конфликта - оставаться
в контакте с каждым, на кого распространяется
напряжение. Часто, испытывая стресс, человеку
хочется убежать, он начинает избегать
общения с окружающими - коллегами, начальством,
близкими. Это происходит именно тогда,
когда особенно важно сохранять контакты.
Например, в одной компании во время проведения
реорганизации директор давал приказания
в письменном виде или сообщал о них по
электронной почте. Все предприятие состояло
из множества треугольников, и большинство
из них появились потому, что это руководитель
не был в контакте с членами своей организации.9
Четвертый способ - не сохранять секреты
и недосказанности. Секреты в организациях
искажают восприятие, потому что никто
ничего не говорит.
А решения и действия иногда базируются
на неадекватной информации. В секретах
формируются альянсы.
Например, два сотрудника будут близки
друг с другом, потому что у них есть секрет,
направленный против третьего сотрудника.
Секреты замедляют производительность
труда, потому что вся энергия сотрудников
уходит на тайны, а не на цели организации.
Это увеличивает тревожность в рабочей
системе, это "выкуривает" руководителей
из организации или снижает их способность
к изменениям. Поэтому, если между двумя
сотрудниками возникает конфликт и один
из них жалуется руководителю, следует
ему объяснить, что он сам должен переговорить
со своим оппонентом. Такое поведение
не будет способствовать сохранению секрета
и тем самым побудит первого сотрудника
напрямую обратиться ко второму.
Итак, конфликты - это неотъемлемая часть
жизни каждой организации. И руководителю
важно научиться их конструктивно разрешать.
Важно помнить, что в конфликте не должно
быть победителей и проигравших. В выигрыше
должны быть обе стороны. Так руководитель
сможет сохранить не только личные ресурсы,
но и ресурсы компании.
2.3
Групповая динамика.
Формальные и неформальные
группы
Формальные и неформальные группы существуют
в любых организациях. Руководство создает
группы, когда производит разделение труда
по горизонтали — по подразделениям и
по вертикали — по уровням управления.
Большая организация может состоять из
сотен или даже тысяч малых групп.
Формальные группы создаются по воле руководства,
их функцией по отношению к организации
в целом является выполнение конкретных
задач и достижение конкретных целей.
В организации существует три основных
типа формальных групп: группы руководителей,
производственные группы и комитеты, которые
могут называться комиссиями или советами.
Неформальная организация — это спонтанно
образовавшаяся группа людей, которые
вступают в регулярное взаимодействие
для достижения определенной цели. Трудовая
среда очень благоприятна для образования
таких групп. Неформальные лидеры приобретают
свое положение, добиваясь власти и применяя
ее к членам группы, подобно лидерам формальной
организации. Существенных различий в
средствах, применяемых лидерами формальных
и неформальных организаций для оказания
воздействия, по сути, нет. Отличается
только то, что лидер формальной организации
имеет поддержку в виде делегированных
ему официальных полномочий и обычно действует
в отведенной ему конкретной функциональной
области. Опора неформального лидера —
признание его группой. В своих действиях
он делает ставку на людей и их взаимоотношения.
Сфера влияния неформального лидера может
выходить за административные рамки формальной
организации.
Управление неформальной организацией.
Модель Хоманса объясняет взаимодействие
формальных и неформальных организаций.
В этой модели под видами деятельности
понимаются задачи, выполняемые людьми.
В процессе выполнения этих задач люди
вступают во взаимодействие, которое,
в свою очередь, способствует появлению
положительных и отрицательных эмоций
в отношении друг друга и начальства. Эти
эмоции, в свою очередь, влияют на то, как
люди будут осуществлять свою деятельность
и взаимодействовать в будущем. Модель
показывает, как из процесса управления
- делегирования заданий, вызывающих взаимодействие,
- возникают неформальные организации,
она подчеркивает необходимость управления
неформальной организацией, которая влияет
на эффективность формальной организации.
Проблемы и преимущества, связанные с
неформальными организациями. Главная
проблема, осложняющая управление неформальными
группами, как это не странно, - невысокое
мнение о них в среде менеджеров. Действительно,
некоторые неформальные группы могут
вести себя так, что это будет мешать достижению
формальных целей, могут способствовать
сопротивлению всяким переменам, распространять
ложные слухи, порочащие руководство.
Такие случаи часто мешают руководителям
видеть огромные потенциальные выгоды
от неформальных организаций.
Например, для того, чтобы быть членом
группы, надо работать в организации, и
преданность группе может перейти в преданность
организации. Цели группы могут совпадать
с целями формальной организации, а нормы
эффективности неформальной организации
могут превышать нормы формальной организации.
Дух коллективизма, характерный для некоторых
организаций и порождающий сильное стремление
к успеху, часто произрастает из неформальных
взаимоотношений. Неформальные каналы
связи могут помогать организации, дополняя
формальную систему коммуникаций.
Повышение эффективности формальных групп.
Факторами эффективности работы групп
являются размер, состав, групповые нормы,
сплоченность, конфликтность, статус и
функциональные роли ее членов.
Размер. Теоретики управления посвятили
много времени определению наилучшего
размера группы. Исследования показывают,
что предпочтительная численность группы
составляет от 5 до 8 человек. Группы, насчитывающие
от 5 до 11 членов, обычно принимают более
точные решения, чем меньшие или большие
по численности
Состав — это степень сходства личностей
и точек зрения, подходов, которые они
проявляют при решении проблем. Исследования
показывают, что группа, состоящая из непохожих
личностей, имеющих разные точки зрения,
работает более эффективно, чем группа,
члены которой имеют схожие точки зрения.
Статус членов группы определяется рядом
факторов, включая такие, как старшинство
в должности и ее название, расположение
и тип рабочего места, кабинета, образование,
информированность и накопленный опыт.
Члены группы, чей статус достаточно высок,
способны оказывать большее влияние на
решения группы, чем члены группы с низким
статусом. Это далеко не всегда ведет к
повышению эффективности, поскольку сотрудник,
предлагающий наиболее ценные идеи, может
не иметь высокого статуса. Для эффективной
работы группе иногда необходимо прилагать
совместные усилия, чтобы в ней не доминировали
мнения членов, имеющих более высокий
статус.
Роли членов группы подразделяются на
целевые и поддерживающие. Целевые роли
распределены таким образом, чтобы иметь
возможность отбирать групповые задачи
и выполнять их. Поддерживающие роли подразумевают
поведение, способствующее поддерживанию
и активизации жизни и деятельности группы.
Заключение
Для грамотного управления любой конфликтной
ситуацией необходима правильная диагностика
причин, породивших конфликт. Чем точнее
мы выясним природу зарождения противоречий,
тем быстрее и эффективнее их устраним.
Причины конфликтов можно объединить
в пять групп в соответствии с определяющими
факторами - информацией, структурой, ценностями,
отношениями и поведением.
Конфликт можно рассматривать в широком
смысле как процесс, состоящий из нескольких
этапов. На первом этапе складывается
конфликтная ситуация, в которой находятся
противоборствующие стороны, и сами эти
стороны имеют определенные интересы,
потребности, цели. Посягательство одной
стороны на какую-либо из потребностей
другой стороны создает социально-психологическую
основу конфликта. Противоречие, пока
еще не перешедшее в конфликт, - конфликтная
ситуация. Это такое совмещение человеческих
потребностей и интересов, которое объективно
создает почву для реального противоборства
между различными социальными субъектами.
Конфликтная ситуация может складываться
объективно, помимо воли и желания противоборствующих
сторон (сокращение штатов в трудовом
коллективе), а может быть создана или
намеренно спровоцирована одной или обеими
сторонами. Но каждая ситуация определяется
действительными событиями и ее субъективное
значение зависит от того, какое объяснение
дает этим событиям каждая сторона, в соответствии
с которыми она начинает действовать в
ходе развития конфликта. Главная черта
этой ситуации — возникновение предмета
конфликта. Предмет конфликта - это то
основное противоречие, из-за которого
и ради разрешения которого стороны вступают
в борьбу.