Управление конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:19, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: дать понятие о конфликте, охарактеризовать его виды и рассмотреть методы управления конфликтными ситуациями.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………..…………3

1. Понятие о конфликте…………………………………………………...…….…..4

2. Классификация конфликтов……………………………………………….……..5

2.1. Внутриличностный конфликт…………………………………...…………..6

2.2. Межличностный конфликт……………………………………………..…....7

2.3. Конфликт между личностью и группой……………………………….……7

2.4. Межгрупповой конфликт…………………………………………….……...8

2.5. Межгосударственный конфликт………………………………...………....11

2.6. Другие типы конфликтов………………………………………...…………11

3 Управление конфликтом…………………………………………………..…….13

3.1Структурные методы разрешения конфликта……………………...............13

3.2 Межличностные стили разрешения конфликтов…………………….........15

Заключение…………………………………………………………………...…….18

Список использованной литературы…………………………………...…………19

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

Введение…………………………………………….……………………..…………3

1. Понятие  о конфликте…………………………………………………...…….…..4

2. Классификация  конфликтов……………………………………………….……..5

2.1. Внутриличностный  конфликт…………………………………...…………..6

2.2. Межличностный  конфликт……………………………………………..…....7

2.3. Конфликт  между личностью и группой……………………………….……7

2.4. Межгрупповой  конфликт…………………………………………….……...8

2.5. Межгосударственный  конфликт………………………………...………....11

2.6. Другие  типы конфликтов………………………………………...…………11

3 Управление конфликтом…………………………………………………..…….13

3.1Структурные методы разрешения конфликта……………………...............13

3.2 Межличностные стили разрешения конфликтов…………………….........15

Заключение…………………………………………………………………...…….18

Список  использованной литературы…………………………………...…………19

 

     Введение 
 

     Конфликт  — это всегда сложный и многоплановый  социальный феномен. В нем участвуют  самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам. Кому, например, не знакома внутренне напряженная ситуация «и хочется и колется» (стремление начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с другой) или проблема буриданова осла (когда приходится выбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями).

     Многообразие  оснований, форм, уровней и мотивов  конфликтов и обусловливает трудность  определения его понятия и  создания типологии конфликтов. Ни одна классификация конфликтов не может  считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения.

     Раньше  конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации – условие не только невозможное, но и нежелательное.

     Цель  данной работы: дать понятие о конфликте, охарактеризовать его виды и рассмотреть методы управления конфликтными ситуациями.

 

     1 Понятие о конфликте 
 

     Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

     В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции  сторон по какому-либо поводу, либо противоположные  цели или средства их достижения в  данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т п. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

     Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект  возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором  одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

     Большинство социологов склонны считать, что  существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения  более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления.

     Под воздействием конфликтов общество может  преобразовываться. Чем сильнее  социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления. Конфликт, понимаемый как конкуренция, поощряет творчество, инновации и, в конечном счете, содействует прогрессивному развитию. Определенный уровень конкуренции делает общество или его ячейку более жизнеспособным, динамичным, восприимчивым к прогрессу.

     2 Классификация конфликтов 
 

     Возникновение конфликтов неразрывно связано с  различными сторонами деятельности человека, в связи, с чем количество и разнообразие их достаточно велико. Среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться к В.И.Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.

     Таким образом, классификация конфликтов — метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие структурные единицы. В принципе, в основе классификации может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.

     Для того чтобы легче ориентироваться  во множестве конфликтов и иметь  возможность выбора адекватного  метода воздействия, диагностики и управления ими, существуют классификации конфликтов:

     1) по способам их разрешения (антагонистические, компромиссные);

     2) по природе возникновения (соц. организационные, эмоциональные);

     3) по направленности воздействия (вертикальные, горизонтальные);

     4) по степени выраженности (открытые, скрытые, потенциальные);

     5) по количеству участников, задействованных в конфликте (внутриличностные, межличностные, межгрупповые) и т.д.

     Одним из наиболее широких и очевидных  оснований классификации конфликтов является разделение их по степени вовлеченности в них людей. Нередко встречаются конфликты смешанного типа. С этой точки зрения все конфликты делятся на: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межгосударственные. 

     2.1 Внутриличностный конфликт 
 

     Носитель  внутриличностного конфликта — отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З.Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями).

     Эти конфликты по своей природе и  содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.

     В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между  действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным. Например, самооценка студента вуза такова, что ему давно бы уже пора быть кандидатом наук. В результате может возникнуть конфликт нереализованного желания.

     По  своему содержанию и форме сам  внутриличностный конфликт не является однотипным. В его основании могут лежать самые разнообразные внутриличностные причины, например: противоречие потребностей; противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой; противоречие между различными ролями индивида; трудность выбора между различными вариантами поведения.  
 
 
 

     2.2 Межличностный конфликт 
 

     Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого  типа возникают на каждом шагу и  по самым разным поводам.

     Примерами таких конфликтов являются: противоборство между студентами из-за влияния в группе или привлекательной девушки; противоречие между руководителем и подчиненным из-за размера зарплаты; между пассажирами общественного транспорта. Такие противоборства могут происходить в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической и т.д.

     Причины, которые привели к возникновению  межличностного конфликта, также могут  быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д. Конфликт между индивидами может возникнуть из-за собственности, а может и из-за того, что Иван Иванович и Иван Никифорович не сошлись характерами, не могут уступить друг другу в мелочах.

     Во  всяком межличностном конфликте  большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические  и нравственные характеристики. В  этой связи часто говорят о  межличностной совместимости или  несовместимости людей, которые  играют важнейшую роль в межличностном общении. 
 
 

     2.3 Конфликт между личностью и группой  
 

     Этот  тип конфликта имеет много  общего с межличностным, однако, он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и/ или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т.д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще и причины, обусловленные групповой организацией.

     Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой  может быть как конструктивным, так  и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция. 
 
 

     2.4 Межгрупповой конфликт 
 

     Выражается  этот конфликт в столкновении интересов  различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

     Малая социальная группа — это совокупность людей, находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья. Количественный состав малой группы может варьироваться от нескольких человек до нескольких десятков людей. Такие группы могут быть формальными (официальными), имеющими четко фиксированную структуру, устав, иерархию должностей, и неформальными, возникающими спонтанно, на основе личностных качеств. Они могут быть также временными или постоянными, открытыми или закрытыми.

     Средние социальные группы — это например, коллектив предприятия, учебного заведения, воинской части. Для таких групп характерна институциональная организация, а основная их роль и задача обусловлены официальным общественным статусом. Типичная средняя группа — относительно самостоятельная организация, имеющая свой статус и функции в системе общественного разделения труда или внетрудовой деятельности (политические объединения, группы по интересам). Данные группы, как правило, носят не временный, а постоянный характер, имеют свою сложившуюся структуру, иерархию, администрацию, органы управления.

     К большим социальным группам относятся  такие образования, как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения. Такие группы конституируются на основе общих для всех членов существенных признаков (экономических, политических, религиозных и т.д.).

     Следует отметить, что именно конфликт между  большими социальными группами некоторые  исследователи называют социальным конфликтом в собственном смысле слова, в отличие от внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов, а также конфликтов между малыми группами.

Информация о работе Управление конфликтами