Управление конфликтом как функция руководства

Автор работы: a************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:51, контрольная работа

Описание

В данной работе рассматриваются важнейшие элементы конфликтов, описываются типы конфликтов и их формы проявления, рассматривается вопросы управления конфликтом как функцию руководства, уделяется внимание профилактике конфликтов и методам их преодоления.

Работа состоит из  1 файл

Управление конфликтами.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

 

Введение

  Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Когда они взаимодействуют, всегда существует вероятность возникновения конфликтной ситуации: это могут быть различия в поставленных целях, агрессивные  нападки друг на друга, личностные противоречия и т.п. Не только менеджеру, но и любому человеку, профессионально занимающемуся взаимоотношениями между людьми, необходимо знать, что такое конфликты и как осуществляется управление ими. Ведь умение управления конфликтной ситуацией приводит не только к разрешению самого конфликта, но и к повышению деловой результативности менеджера, или иного лица указанного выше. В этом и заключается актуальность данной работы.

     Целью же работы является изучение  природы конфликтов и особенности  управления ими. Исследуя тему, ставились такие задачи, как:  

  - выделить причины возникновения конфликтов, определить их роль и значение;

  - исследовать основные типы конфликтов;

  - рассмотреть и проанализировать  пути разрешения конфликтов.

В данной работе рассматриваются важнейшие элементы конфликтов, описываются типы конфликтов и их формы проявления, рассматривается вопросы управления конфликтом как функцию руководства, уделяется внимание профилактике конфликтов и методам их преодоления.

  При написании данной работы были использованы информационные источники, такие как  учебная литература по дисциплине «Менеджмент» и тематическая литература по конфликтологии.

 

Основы концепций  конфликта

  Наряду  с многообразием видов конфликтов и различий в их определении необходимо дать такое определение конфликта, которое являлось бы общим для  всех его видов. Итак, Конфликт (confliktus лат. – столкновение сторон, мнений, сил) – это столкновение людей по причине несоответствия и противоречия их интересов и целей.

  Менеджер  чаще всего находится в центре конфликта и обязан разрешать  его всеми доступными средствами. Для эффективного управления конфликтом нужно знать основы концепций конфликта.

  Конфликт  описывают и исследуют специалисты  многих наук, например психологии, философии, политологии, социологии, менеджмента. Он является междисциплинарным предметом изучения.

  Прежде, чем изучение конфликта оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессиональную деятельность, произошла эволюция подходов и взглядов на конфликт (см. таб.)

              Таблица

Эволюция  теории и практических подходов

и взглядов на конфликт

Этап Временный период Содержание  подходов и

взглядов

на конфликт

Авторы воззрения  на

конфликт

и управление им

1 До н. э.

(древние  времена)

Конфликт как  одна из

сторон  отношения и

взаимосвязи различных

социальных  групп и индивидуумов

Гераклид, Эпикур,

Аристотель, Конфуций,

Платон, Цицерон и др.

2 Средние века Конфликт возникает  еще

и на религиозной  почве,

его пытаются осмыслить

Фома Аквинский, Эразм

Роттердамский и др.

3 Эпоха

«Возрождения»

Конфликт стремятся

преодолеть, благодаря

вере  в разум и гармонию

человека

Николай Кузанский, Николай Коперник, Джордано Бруно, Пикколо

Макиавелли  и др.

 

     Продолжение таблицы

4 Эпоха

«Просвещения»

Конфликт изучают; в его

познании  появляются

предпосылки к систем-

ному  подходу

Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Жан–Жак Руссо, Томас Мор, Джон Локк, Адам Смит, Иммануил Кант и др.
5 Индустриальная

эпоха

Конфликт воспринимается не только эмпирически, но и разрабатывается  конфликтология,

как относительно самостоятельная теория

Л. Фейербах, В.Вундт,

Г.Зиммель, К.Клаузевиц,

П. Сорокин, З. Фрейд,

Э. Дюркгейм, М.Вебер, А. Адлер, И. Ильин, П. Лавров,

М. Бакунин,

П. Кропоткин  и др.

6 Информационная  эпоха(новейшее время) Конфликт изучается

всесторонне, происходит

дополнительная  конкретизация конфликтологии, более  четкие очертания ее проблематики,

управление  конфликтом

Л. Козер, Р.Дарендорф, А.Турен, К. Боулдинг,

Л.С. Выготский,

В.С. Мерлин, Ф.Е.Василюк, Л.А.Петровская,

А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов, Е.М.Бабосов,

С.М. Емельянов,

В.Л. Цветков, А.Н.Чумиков, Д.Скотт, М. Мескон, и др.

Табл. составлена по материалам (8, С.8–17,125) и (5, С.517) 

 

Типология конфликта

  В типологии конфликта можно выделить пять его уровней: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт. Рассмотрим каждый уровень в отдельности.

  Внутриличностный  конфликт случается внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Его интенсивность повышается с ростом количества альтернатив, с достижением баланса между его положительным и отрицательным исходом и восприятием важности источника конфликта. Примером такого внутриличностного конфликта может быть выбор места работы выпускником университета. Внутриличностный конфликт приобретает характер конфликта взглядов, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом. Человек начинает чувствовать себя не совсем комфортно и пытается выйти из этого состояния путем ликвидации этой дискомфортности через изменение своих мыслей, расположений, ценностей и поведения или через получение большего количества информации о проблеме, рождающей эту несостоятельность.

  Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. Индивиды, вступившие в межличностный конфликт, имеют пять возможных путей выхода из него, это:

  • Стиль, предполагающий уход от конфликта
  • Стиль разрешения конфликта силой
  • Стиль сотрудничества
  • Стиль разрешения межличностного конфликта, побуждающий войти в положение другой стороны
  • Стиль компромисса

  Внутригрупповой конфликт является больше чем простой суммой межличностных конфликтов. Это, как правило, столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины и т.п. Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации.

  Порой бывает очень трудно провести разницу  между этими двумя типами конфликтов. Внутриорганизационный конфликт тем не менее чаще всего ассоциируется с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом, а также на почве того, как формально распределена власть в организации. Выделяются четыре разновидности этого конфликта: вертикальный, горизонтальный, линейно-функциональный, ролевой. В реальной жизни эти конфликты тесно переплетены друг с другом, но каждый из них имеет свои, достаточно отличные черты. Так, вертикальный конфликт — это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникновение и разрешение обусловлено теми сторонами жизни организации, которые влияют на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, коммуникации, культура и т.п. Горизонтальный конфликт вовлекает равные по статусу части организации и чаще всего выступает как конфликт целей.

  Развитие  горизонтальных связей в структуре организации во многом помогает его разрешению. Линейно-функциональный конфликт чаще носит характер различия во взглядах. Его разрешение связано с развитием отношений между линейным руководством и специалистами, например, путем создания целевых или автономных групп. Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание.

  Типология конфликтов так же зависит от ряда факторов: способа их разрешения, природы возникновения, последствий для участников, степени выраженности, количества участников.

  Антагонистические  конфликты представляют собой разрешения противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта одна сторона и выигрывает: война до победы,  полное поражение противника в споре.

  Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия.

  Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими  ситуации и уровню участников конфликта: международными (при межгосударственных столкновениях), правовыми, социальными, этическими.

  При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

    Таким  образом, не сам предмет, не  сам факт разногласий в конфликтной ситуации оказывается решающим, а скорее развитие этой ситуации, характер общения и отношений ее участников. 
 
 
 
 

 

Причины конфликтов

  Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

  В самом общем виде конфликты, возникающие в организации, могут быть вызваны следующими тремя группами причин, обусловленных:

Информация о работе Управление конфликтом как функция руководства