Управление конфликтом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать определение термина «конфликт», выявить типы и причины конфликтов, рассмотреть существующие методы разрешения и управления конфликтом.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……… 3
1. Природа возникновения конфликта……….…………………………... 5
1.1.Сущность конфликта, его понятие… ……..……………………… 5
1.2. Конфликт=конфликтная ситуация+инцидент……………………. 7
1.3.Типы конфликтов…… …………………………………………… 9
1.4.Причины конфликтов……… ……………………………………. 15
1.5.Модель процесса конфликта…………………………………………19
2. Управление конфликтом……….……………………………………….. 23
2.1.Структурные методы разрешения конфликта………….………… 23
2.2.Межличностные стили разрешения конфликтов…………………. 25
2.3.Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации………………………..…………………………………………. 32
3. Рекомендации по поведению в конфликтной ситуации…………….. 40
Заключение………………………………………………………………… 44
Список использованной литературы…………………………………… 45

Работа состоит из  1 файл

КП Управление конфликтом.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

      Следует заметить, что вовлечение в конфликт в коммерческой деятельности большого  количества людей позволяет резко  увеличить и обнаружить множество  альтернатив и исходов, что является важной позитивной функцией конфликта, связанной с увеличением кругозора.    Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные (таб.1).

      Таблица 1

      

Позитивные

Негативные

Разрядка  напряженности между конфликтующими сторонами

Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

Получение новой информации об оппоненте

Увольнение  сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение  социально-психологического климата  в коллективе

Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

Представление о побежденных группах как оврагах

Стимулирование  к изменениям и развитию

Чрезмерное  увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

Снятие  синдрома покорности у подчиненных

После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива.

Диагностика возможностей оппонента

Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

      Функции конфликтов.12

 

      Конфликт  в своем развитии проходит несколько  этапов. Возможность переговоров  по этапам развития конфликта представлены в таб. 2.

Таблица 2

Возможность переговоров в соответствии с  этапами развития конфликта13.

     

Варианты  развития конфликта

Проведение  переговоров

1. Напряженность, несогласие

Проводить рано, составляющие конфликта не определены

2. Соперничество

Уместны

3. Агрессивность

С участием третьей стороны

4. Насилие, военные действия

Невозможны, целесообразны ответные агрессивные  действия

     Конфликт  представляет собой процесс, развивающийся  во времени (рис. 2), который можно разделить на несколько периодов. Таковыми, например, могут быть: предконфликтный период, конфликтное взаимодействие и послеконфликтный период.

 
 

    

                                                        t1               t2              t3                       t4    t

    Рис.2 Развитие конфликта14.

      Напряженность с течением времени в предконфликтный  период              (t0 – t1) постепенно (1) или лавинообразно (2) нарастает, а затем достигает наибольшего значения в момент кульминации t2 и ниспадает. Следует заметить, что зачастую конфликтное взаимодействие имеет продолжительность (t3 – t1) всего около 1 мин., а послеконфликтный период может быть больше  его в 600 – 20000 и более раз. Причем показатели конфликтов для обеих сторон могут не содержать выйгрышных показателей, т. е. один ущерб.

 

2. Управление конфликтом.

2.1. Структурные методы разрешения конфликта.

 

` Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. При разрешении конфликта руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.  Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.

    Существует  четыре структурных метода разрешения конфликтов15.

  • РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТЕ. Одним из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.
  • КООРДИНАРНЫЕ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия,  использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом - сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объем заказов и продаж. Эта служба осуществляла связь между отделом сбыта и производства и решала такие вопросы, как требования к сбыту, загрузка производственных мощностей, ценообразование и графики поставок.
  • ОБЩЕОРГАНИЗАЦИООНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ЦЕЛИ. Установление общеорганизационных комплексных целей - еще один структурный метод управления структурной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направит усилия всех участников на достижение общей цели.

      Например, если три смены производственного  отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для своего отдела, а не для каждой смены в отдельности. аналогичным образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. Изложение высших принципов (ценностей) организации раскрывает содержание комплексных целей. Компания старается уменьшить возможности конфликта, излагая общеорганизационные комплексные цели, чтобы добиться большей слаженности и деятельности всего персонала.

  • СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

      Систематическое скоординированное использование  системы вознаграждений и поощрений  тех, кто способствует осуществлению  общеорганизационных целей, помогая людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

2.2. Межличностные стили разрешения конфликтов

 

    Существует  достаточно много методов управления конфликтами. Их можно разделить  на несколько групп, каждая из которых имеет свою область применения. От эффективности управления конфликтом зависит многое: размер дисфункциональных последствий, устранение или сохранение причин конфликта, возможность последующих конфликтов и пр. Для этого у управления есть принципиальное преимущество, обеспечивающее ему стратегическое лидерство в конфликте и его разрешении: умение вырабатывать цели, способы и методы их достижения, обеспечивать их реализацию, анализ результатов.

    Практика  показала, что сложились три направления (способа) управления конфликтами: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом. Каждое из названных направлений реализуется при помощи специальных методов.

    Рассмотрим  сущность некоторых из методов. Начнем с одного из наиболее популярных методов управления конфликтом — ухода от конфликта. Преимущество этого метода состоит в том, что решение такого рода принимается очень быстро. Такой метод целесообразно применять в случаях:

  • банальности проблемы, лежащей в основе конфликта;
  • наличия более важных проблем, требующих своего решения;
  • необходимости охлаждения разгоревшихся страстей;
  • потребности выбирать время для сбора необходимой информации и ухода от принятия немедленного решения;
  • подключения других сил для разрешения конфликта;
  • наличия страха перед противоположной стороной или надвигающимся конфликтом;
  • если время надвигающегося конфликта неудачно.

    Этот  метод не следует применять в  следующих случаях:

  • важности проблемы, лежащей в основе конфликтов;
  • наличия перспективы достаточно длительного существования основ данного конфликта;

    Разновидностью  метода «ухода от конфликта» является метод бездействия. При этом методе развитие событий отдается на откуп времени, идет по течению, стихийно. Этот метод оправдан в условиях полной неопределенности, невозможности предвидеть варианты развития событий. Последствия при этом непредсказуемы.

    Следующий метод — уступок или приспособления. В этом случае одна сторона идет на уступки за счет уменьшения собственных требований. Этот метод используется в нескольких случаях:

  • когда сторона обнаруживает свою неправоту;
  • когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для вас;
  • когда необходима минимизация потерь, когда превосходство явно на другой стороне и вы проигрываете;
  • когда гармония и стабильность особо важны.

    Метод «скрытых действий» используется тогда, когда управление конфликтом нуждается, с точки одной из сторон, в скрытых средствах его регулирования.

    Метод применяется:

  • при стечении экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств, делающих невозможным открытый конфликт;
  • при отсутствии желания иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потерять имидж;
  • при невозможности вовлечения противоположной стороны в конфликтные действия;
  • при дисбалансе сил, отсутствии паритета в ресурсах сталкивающихся сторон, что подвергает более слабую сторону повышенному риску или требует дополнительных издержек.

    Применяемые в этом случае приемы включают как  «джентльменские», так и далекие  от них формы воздействия на противоположную сторону. Здесь и кулуарные переговоры, и политика «разделяй и властвуй», и подкуп. Нередки примеры прямого обмана, создание различного рода препятствий. Это может быть скрытое или открытое сопротивление такого рода секретным действиям, провоцирование актов саботажа, распространение негативных настроений и возможность усиления конфликта на этой почве.

    Метод «быстрого решения» применяется в случаях:

  • дефицита времени для принятия решения и в связи со сложившимися обстоятельствами;
  • изменения одной из сталкивающихся в конфликте сторон своей позиции под влиянием аргументации другой стороны или же в связи с получением новой информации;
  • если обе конфликтующие стороны желают участвовать в поиске более лучших соглашений;
  • если ситуация конфликта не является остро противостоящей интересам сторон и не требует тщательно выработанных и согласованных решений;
  • понимания, что подобное «скорое» решение резко снижает издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.

    Метод «компромисса» является таким видом соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем. Суть его — в управлении конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон. Метод используется в следующих случаях:

  • если цели конфликта достаточно важны, но не стоят больших усилий;
  • если комплектующие стороны с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;
  • если имеется возможность достижения временных соглашений по комплексным проблемам;
  • если имеются условия для достижения целесообразных решений в условиях дефицита времени;
  • если имеется выход из конфликта в условиях, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха;
  • если обе сталкивающиеся стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров;
  • если стороны имеют достаточно времени;
  • если ресурсы ограничены.

    Этот  метод нецелесообразно применять  в случаях:

Информация о работе Управление конфликтом