Управление персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:02, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является определение путей совершенствования управления персоналом на ПООО «Биокрус» на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на ПООО «Биокрус». Соответственно основными задачами работы являются: 1) изучение теоретических основ управления персоналом; 2) анализ деятельности и управления персоналом на ПООО «Биокрус»; 3) определение путей совершенствования управления персоналом на ПООО «Биокрус». На основании этого первая глава работы посвящена рассмотрению таких вопросов как: сущность, принципы и методы управления персоналом; организация управления кадровым потенциалом предприятия; новым аспекты теории и практики управления персоналом; зарубежному опыту управления персоналом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
7
1.1. Сущность, принципы и методы управления персоналом 7
1.2. Организация управления кадровым потенциалом предприятия 20
1.3. Новые аспекты теории и практики управления персоналом 25
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ НА
ПООО «БИОКРУС»
38
2.1. Характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических
показателей предприятия
38

2.2. Организационная структура управления персоналом

предприятия
46

2.3. Кадровый потенциал предприятия
48
2.4. Мотивация персонала на предприятии
57
2.5. Оценка результативности системы управления персоналом
предприятия
58
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПЕРСОНАЛА
61
3.1. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование
организации предприятия в части управления персоналом
61
3.2. Мероприятия по подготовке и подбору кадров
63
3.3. Повышение эффективности использования методов управления персоналом на
предприятии
71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79

Работа состоит из  1 файл

управ персон диплом 1.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с

истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации.

Набор обычно ведут из внешних и  внутренних источников [16, с.74-76].

К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах  и

профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к

фирмам, поставляющим руководящие  кадры, направление заключивших  контракт

людей на специальные курсы при  колледжах. Некоторые организации  приглашают

местное население подавать в отдел  кадров заявления на возможные в будущем

вакансии. Большинство организаций  предпочитают проводить набор в  основном

внутри своей организации. Продвижение  по службе своих работников обходится

дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный

климат и усиливает привязанность  работников к фирме. Можно полагать, что если

работники верят в существование  зависимости их служебного роста  от степени

эффективности работы, то они будут  заинтересованы в более производительном

труде. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет

внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со

свежими взглядами, что может привести к застою.

Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка

информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных

работников. Некоторые организации  практикуют уведомление    всех своих

служащих о любой открывающейся  вакансии, что дает им возможность  подать

заявление до того, как будут рассматриваться заявления людей. Эффективным

методом является  обращение к  своим работникам с просьбой порекомендовать  на

работу их друзей или знакомых. На этом этапе  при управлении  планированием

кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва,

созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирать следует человека,

имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на

занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее

подходящим для продвижения  по службе. Объективное решение о выборе, в

зависимости от обстоятельств, может  основываться на образовании кандидата,

уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных

качествах. Если должность относится  к разряду таких, где определяющим

фактором являются технические знания (например, научный работник), то

наиболее важное значение, видимо, будут иметь образование и  предшествующая

научная деятельность. Для руководящих  должностей, особенно более высокого

уровня, главное значение  имеют  навыки налаживания межрегиональных отношений,

а также совместимость кандидата  с вышестоящими начальниками и с  его

подчиненными. Эффективный отбор  кадров представляет собой одну из форм

предварительного контроля качества человеческих ресурсов. К трем наиболее

широко применяемым методам сбора информации, требующейся для принятия решения

при отборе, относятся испытания, собеседования  и центры оценки.

Наем персонала является заключительной фазой поиска и отбора персонала. В

процессе найма происходит окончательное  выяснение предстоящих отношений между

работодателем и наемным работником. Кроме того, следует учитывать, что  в

условиях рынка функционируют  предприятия и организации различной  формы

собственности и что статус работника  в них может быть различным.

Основными направлениями государственной кадровой политики являются:

формирование современных требований к кадрам различных сфер деятельности и

уровней управления;

подбор кадров с учетом их профессиональных и нравственно-психологических

качеств;

формирование действенного резерва  руководящих кадров и организация

планомерной работы с ним;

совершенствование форм и методов  оценки деятельности кадров;

мотивация эффективного труда, рациональное использование кадров, создание

благоприятных условий для их работы и профессиональной карьеры;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации

кадров.

Принятие данной Концепции государственной  кадровой политики Республики

Беларусь обусловлено необходимостью реализации стратегического курса  на

формирование социально ориентированной рыночной экономики, более глубокой

интеграции страны в мировую  экономическую систему, совершенствования

механизма управления обществом на основе сочетания методов государственного и

рыночного регулирования, использования  современных организационных,

информационных, социальных и политических технологий. Концепция ориентирована

на приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь в 2001-

2005 годах  [28].

Таким образом, эффективная работа кадровой службы является первым шагом  к

успеху в управлении кадровым потенциалом на предприятии, а принятие Концепции

государственной кадровой политики Республики Беларусь на 2001-2005 гг.

обеспечит соответствующий уровень  знаний  и условия для его  повышения.

1.3. Новые аспекты теории и  практики управления персоналом

Для раскрытия данного вопроса  следует отдельно рассмотреть опыт Японии как

пример особого управления человеческими  ресурсами. Япония – особенная страна,

непохожая ни на одну другую, и те бесчисленные приемы, что активно

разрабатываются и применяются специалистами по научному управлению кадрами в

цехах, конторах, магазинах представляют собой не более чем надстройку над

мощным фундаментом, складывавшемся на протяжении веков и включающим в себя

помимо производственной и сбытовой сфер такие звенья общественной

организации, как семья, школа, государство. Именно в этих звеньях происходит

формирование исключительно благоприятной  для манипулирования человеческим

фактором атмосферы. При этом она  создается самопроизвольно, стихийно, как

отражение свойств национального характера [31, c.70].

Простой перечень этих атрибутов позволяет  сразу же установить, на сколько

внушителен набор рычагов морального стимулирования персонала, находящийся  в

распоряжении администрации фирмы. Называют: а) общеэтнические черты –

трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, любовь к природе,

приверженность к традициям, склонность к заимствованиям, этноцентризм,

практицизм; б) черты группового поведения  – дисциплинированность, преданность

авторитету, чувство долга; в) обыденно-житейские черты – вежливость,

аккуратность, самообладание, бережливость, любознательность. Японский

национальный характер воплощает  собой редкостную комбинацию преемственности,

устойчивости, постоянства с колоссальной адаптивностью к любым, самым  резким

изменениям внешней среды, с  неправдоподобной открытостью любым  новым веяниям

в любых областях материального  и духовного существования. Эксплуатация

упомянутых качеств национального  характера в интересах эффективного контроля

над персоналом сводится главным образом к моделированию в служебной

обстановке отношений, типичных для  традиционной японской семьи кланового

образца, состоящей из нескольких поколений одного рода. Внедрение  элементов

семейных отношений в управление японскими фирмами создало благоприятные

условия для укрепления дисциплины труда, совершенствования межличностных

отношений по вертикали и горизонтали  и, в конечном счете, для повышения

эффективности производства[3, с.53-55].

Управление человеческими ресурсами  в Японии проявляется через одну из

составляющих концептуальной основы контроля над персоналом, которую  можно

назвать «тотальной вовлеченностью». Данное понятие охватывает целый  ряд

установлений, подтверждающих колоссальную престижность процесса труда в

глазах работников. Именно с позиций преклонения перед трудом воспринимает

японский работник строгую дисциплину, жесткий распорядок дня. «Тотальной

вовлеченности» соответствует  доминирование на японских предприятиях бригадных

методов труда. Здесь опять-таки наблюдается  заимствование из идей и практики

функционирования семей-кланов. Самоотверженная  работа всем коллективом, в

котором должен был без остатка  раствориться каждый его член, неизменно

считалась патриотическим долгом, наилучшим  средством достижения

производственных целей. Работник, пребывая в составе бригады, ощущает себя в

привычном «семейном лоне», сразу  же мобилизуется на его охрану усердным

трудом, более всего страшится  подвести коллег некомпетентностью  или

недостаточным прилежанием [27,c .70].

Постоянная и глубокая забота каждого работника об интересах бригады формирует

тот фон, на котором в японских компаниях  развертывается трудовое

соревнование. Но надо подчеркнуть, что целью соревнования является не

перевыполнение  устанавливаемых заданий, а их скрупулезное выполнение.

Необходимо указать на тот факт, что, нацеливая бригады на соблюдение

программных наметок, администрация японской фирмы  вместе с тем всячески

поощряет  рационализаторскую деятельность, одним  из результатов которой в

случае  нахождения удачных решений является корректировка программ. Львиная

доля  рационализаторской деятельности приходится на усилия по качественному

совершенствованию выпускаемой продукции и неоценимый вклад в это

совершенствование вносят специальные группы качества. Второй составляющей

концептуальной  основы контроля над персоналом допустимо считать «доверие».

Данным  понятием описывается твердая убежденность работников в том, что любой

их  вклад в успехи компании, любые  жертвы, принесенные во имя ее процветания,

рано  или поздно, в той или иной форме  получат воздаяние.

Кроме того, в Японии получили большое  распространение системы «пожизненного

найма» и оплаты по старшинству: главная мотивационная роль первой заключается

в гарантии стабильной занятости, независимо от конъюнктурных колебаний и

прочих факторов, а второй –  в гарантии возрастающей платы за долголетнюю

преданность фирме. В рамки системы «пожизненного найма» попадают почти

исключительно выпускники учебных  заведений, не выходившие ранее на рынок

рабочей силы, не имеющие профессиональных навыков вообще и, что очень важно  в

Японии, профессиональных навыков, адекватно  отвечающих требованиям нанимающей

компании. Поэтому новички, прежде всего, пропускаются через механизм

производственной подготовки с  ротацией по различным видам их

профессионального профиля для  выявления склонности, наилучшей  совместимости с

тем или иным из этих видов, и лишь по прохождении курса обучения следует

направление на определенную работу. При  этом вступление в сферу

«пожизненного найма» не увязывается  непосредственно с необходимостью

заполнения открывающихся вакансий, выглядит как акт оказания чести

принимаемым. Подобное «ухаживание», несомненно, усиливает общий мотивационный

эффект. Еще более наглядная ориентация на конкретного работника свойственна

системе оплаты по старшинству. С одной стороны, лица, которых принимают на

основе  «пожизненного найма», немедленно ставятся на эскалатор ежегодных

надбавок  к заработной плате, причем ее начальный  уровень как бы не учитывает

факта профессиональной неподготовленности новичков[27,c .71].

Увеличение  базисной ставки на основе ежегодных  прибавок происходит на разных

этапах  трудовой деятельности по-разному:

- до обзаведения семьей (до 30 лет)  – умеренно восходящая кривая;

- после женитьбы и рождения  детей (30-40 лет) – крутой подъем;

- по достижении производственной  зрелости (40-45 лет) – снова умеренно

восходящая  кривая. В предпенсионный период базисная ставка почти не

увеличивается [34, c.162].

Опора на «доверие» не связана с ощутимым риском для администрации, потому что

на  персонал налагается при этом колоссальной весомости моральное

обязательство, легкомысленное отношение к которому не может быть допущено

господствующим  складом индивидуального и общественного  сознания.

Тщательно разработанные и гибко, своевременно пущенные в оборот методы

трудовой  мотивации способствовали расширению масштабов производства на

японских предприятиях, повышению  производительности труда и в  конечном итоге

созданию товарного и сервисного изобилия на рынке.

В американском управлении утвердились  понятия «человеческие ресурсы» и

управления ими взамен «персонала»  и «управления персоналом». Большинство фирм

отказались также от традиционных наименований кадровых подразделений  в пользу

«отделов (служб) человеческих ресурсов», ввели новую терминологию в служебные

документы. Сегодня она используется и применительно к планированию

потребности в трудовых ресурсах и комплектованию штата (планирование

«человеческих ресурсов») и применительно  к повышению квалификации и

профессиональному развитию работников («развитие человеческих ресурсов»).

Информация о работе Управление персоналом на предприятии