Управление персоналом в условиях кризиса на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:32, контрольная работа

Описание

Особенности проведения антикризисных мероприятий в области управления персоналом. Проблемы стимулирования работников в условиях кризиса.

Содержание

Введение
1.Управление персоналом предприятия как элемент антикризисных программ
1.1.Диагностика системы управления персоналом предприятия
1.2.Особенности проведения антикризисных мероприятий в области управления персоналом
2.Совершенствование состава и структуры персонала
2.1.Наем персонала в условиях кризиса
2.2.Адоптация персонала к новым условиям
3.Проблемы стимулирования работников в условиях кризиса
4.Трудовые конфликты в условиях кризиса на предприятии.
5.Антикризисный управляющий в системе управления персоналом

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

         Вместе  с изменениями воззрений на место  и роль работника в производственном процессе менялись и формы и методы стимулирования. От введения норм и прямой сдельной оплаты труда в начале нашего века  до изощренных систем стимулирования, учитывающих национальные, возрастные и профессиональные особенности сотрудников, иррациональность и парадоксальность человеческого поведения и т.п.

         Стимулирующий эффект воздействия на работников не будет достаточным, если не будет  найдено рациональное сочетание  экономических и неэкономических  стимулов. Действительно, значительная часть потребностей работника лежит вне зоны прямого воздействия экономических стимулов.

         Чем лучше система экономического стимулирования, тем более тонко она должна дифференцировать работников в зависимости  от их трудовой результативности, с  одной стороны, а с другой –  она должна быть достаточно гибкой, чтобы осуществлять эту дифференциацию и при условии серьезных структурных изменений или при функциональной ротации, без которой невозможна организация современного производства.

         Значительный  рост эффективности деятельности организации  возможен за счет формирования у работников чувства сопричастности к происходящим изменениям. 

         Резюмируя вышеизложенное,  можно выделить следующие  признаки эффективных систем стимулирования работников к производительному труду:

  • Опора на продуманные объективные критерии изменения и оценки трудового вклада работников.
  • Рациональное сочетание экономического и неэкономического стимулирования, позитивных и негативных стимулов, при преобладании позитивных.
  • Оперативность стимулирования. Работник должен получить те или иные блага в зависимости от своего трудового вклада без каких – либо  серьезных временных задержек.
  • Простота и ясность системы для всех без исключения работников.
  • Признание работниками справедливости этой системы.
  • Открытость системы для контроля со стороны работников за нормативами и возможность их пересмотра.
 
 
 
 
 
     
  1. Трудовые  конфликты в условиях кризиса на предприятии

              

         Кризисные явления на предприятии отражаются на морально-психологическом  климате  как в подразделениях, так и  в целом в организации. При  этом отмечаются депрессивные состояния у рядовых работников и руководителей разных уровней, повышается степень конфликтности в трудовых коллективах.

         Под трудовыми конфликтами понимают существенные расхождения интересов  и норм поведения работников, которые  могут иметь  место как в скрытой, так и явной форме.

         На  кризисном предприятии подавляющее  большинство наблюдаемых конфликтов принимает форму межличностных,  однако, анализ их причин показывает, что  в основе конфликтов лежат, как правило, недостатки в организации трудового  процесса.

         К наиболее частым причинам конфликтов в трудовых коллективах предприятий, находящихся в состоянии системного кризиса, можно отнести:

  • отсутствие как в подразделениях, так и в масштабах всего предприятия четкого распределения функций, полномочий и ответственности;
 
     
  • неразработанность четких  критериев результативности деятельности работников создает условия  для произвола руководителей, порождая  «вертикальные» конфликты между  работниками разных уровней, одновременно снижая  мотивацию к высокопроизводительному труду;
 
     
  • недостаточная информированность работников не позволяет  им эффективно выполнять должностные  обязанности, одновременно способствуя  росту слухов, что влечет за собой  стрессовые состояния у персонала;
 
     
  • нерациональное  распределение работ в подразделениях. Это порождает хронические стрессовые состояния как у руководителей, так и у рядовых работников;
 
     
  • необоснованное  нормирование, неритмичное снабжение  производства комплектующими, несоответствие технической базы, нерациональность графиков рабочего времени, плохие условия труда и т.п. также порождают конфликты между рядовыми работниками и администрацией предприятия.

         В процессе развития конфликта выделяются следующие три фазы:

  1. фаза  предконфликта – период накопления противоречий, «критическая масса» которых, однако, еще не достигнута;
  2. фаза конфликта, когда достигнутая «критическая масса» разногласий заставляет стороны конфликта рассматривать противоречия как непримиримые;
  3. фаза- постконфликтная ситуация. Ее параметры зависят от степени эффективности управления конфликтом и могут быть  функциональными или дисфункциональными, что повлияет в свою очередь, на возможность возникновения новых конфликтов.
         Своевременное разрешение трудовых конфликтов на предприятии   должно стать одной из приоритетных задач антикризисных программ. В противном случае разного рода затяжные конфликты в условиях кризисного предприятия перерастут в конфликт между трудовым коллективом и администрацией, что будет свидетельством глубокого кризиса системы управления персоналом.
 
 

           

         5. Антикризисный управляющий  в системе управления персоналом 

         В антикризисном управлении особое главенствующее значение имеет качество руководства, способность основных менеджеров предприятия  решать самые, казалось бы, неразрешимые проблемы бизнеса, используя весь современный управленческий инструментарий на основе новаторских методов и приемов. Отсюда необходимо подробнее остановиться на характеристике требований  к менеджеру конца XX  столетия. От него, в частности требуется:

         а) наличие глубоких знаний в области управления предприятием; 

         б) высокая компетентность в вопросе  технологии производства в той 

             отрасли производства, к которой  относится фирма по виду и 

             характеру своей деятельности; 

         в) владение не только навыками  администрирования, но и 

              предпринимательства, умение контролировать  ситуацию на рынках,

              проявлять инициативу и активно  перераспределять ресурсы фирмы 

              в наиболее выгодные сферы  применения; 

         г)  способность принимать обоснованные и компетентные решения на  

              основе согласования с нижестоящими руководителями и

              работниками, также в сфере  распределение и оценка результатов 

              участия каждого в их исполнении. 

         Конструктивное  взаимодействие сотрудников предприятия  по выводу из кризиса может быть основано прежде всего на авторитете руководителя, координирующего данную деятельность- антикризисного управляющего.

         Успех его деятельности зависит от решения  взаимосвязанных проблем, обусловленных  его отношениями с трудовым коллективом  кризисного предприятия:

  • проблемы своей собственной адаптации к новой  должности и, в связи с этим, к новой профессиональной деятельности,  к новому социальному окружению;
  • проблемы мобилизации кадрового  потенциала предприятия на реализацию антикризисной  программы.
 

         Для работников  предприятия, оказавшегося в условиях системного кризиса, большое значение имеет демонстрация руководителем своей близости к коллективу. Разумеется, немаловажное значение для мобилизации коллектива имеет доверие к профессиональной компетентности и социальной ответственности  управляющего, вера в то, что он достаточно тверд, чтобы воплотить задуманное и достаточно квалифицирован, чтобы сделать это с наименьшими потерями для коллектива. Иными словами, крайне желательно наличие у антикризисного управляющего неких личностных черт, которые позволяют ему сплотить коллектив вокруг себя и мобилизовать его на реализацию антикризисной программы.

         Создание  подлинно эффективной  системы управления трудом на предприятии  процесс длительный, требующий постоянных усилий  и неослабленного внимания со стороны администрации на основе создания высококвалифицированных служб управления персоналом и обеспечения их высокого статуса в структуре предприятия.

         Необходимо  изменение приоритетов  управления в сторону  человеческих ресурсов, которые в настоящее время считаются главным достоянием предприятия, основным фактором его стабильности и эффективности. 

                                                                        

Информация о работе Управление персоналом в условиях кризиса на предприятии