Управление персоналом
На этих страницах
размещены материалы по учебной
дисциплине "Управление персоналом"
- методические рекомендации по написанию
профессиограмм.
Термин “профессиография”
происходит от лат. “профессио” –
постоянная специальность, служащая источником
существования, и греч. “графо”
– пишу. Понятие “профессиография”
включает профессиографическое исследование
и его результат – профессиограмму.
Профессиография является разделом
двух наук – профессиологии и психологии
труда. Предметом профессиографии
является научное исследование, описание
и проектирование профессий. Результат
профессиографического исследования
оформляется документом – профессиограммой.
В зависимости от целей исследования
профессиография (и профессиограмма)
содержит данные о проектируемой
или о существующей профессии (либо
в промежуточном варианте о существующей
профессии с проектируемыми изменениями
и усовершенствованиями в профессиональной
деятельности).
Профессиографическое
исследование и составление профессиограммы
являются необходимыми этапами
всех научно-исследовательских и
прикладных работ в психологии
труда, инженерной психологии, эргономики
и в др. случаях изучения труда
в целях его гуманизации. Объектом
профессиографии являются все
“простые моменты процесса труда”
(К.Маркс) – целесообразная деятельность
субъекта труда, предмет и средства
труда – в их целостности,
качественной и количесвтенной
определенности и конкретной
отнесенности к данной профессии,
специальности, рабочему посту
и рабочему месту.
С общими вопросами
профессиографии, психологической
классификацией профессий и профориентации
можно познакомиться по работам
К.К.Платонова, Е.А.Климова, И.П.Титовой,
Е.М.Ивановой и др.
Профессиограмма имеет
длинное прошлое, но короткую историю.
В донаучной форме
она сложилась так же давно, как
люди начали выделять профессии из
непрофессиональной деятельности. Сам
факт наличия в общественном сознании
разделения профессий предполагает
более или менее ясное, устное
или письменное описание каждой из
них. Древние мифы, сказки, религиозные
системы донесли до нашего времени
не только описание профессий, но и
вытекающие из них практические рекомендации
по вопросам профотбора. Еще Платон
в "Государстве" дает практические
рекомендации, каких людей, с какими
качествами необходимо подбирать для
определенных типов работ, профессий.
Он делит всех людей по основным
качествам, характеристикам, необходимым
для занятия того или иного
места в государственной иерархии.
Также он говорил, что для занятия
руководящих должностей необходимо
соответствие наиболее строгим требованиям.
Издревле считалось,
что профессионально важным качеством
воина является эмоционально-волевая
устойчивость. Этой констатацией
не ограничивались. Предлагались
конкретные тесты, например, оценка
цвета кожных покровов в ситуации опасности.
При этом побледнение лица считалось признаком
неблагоприятным.
В 1575 г. в
Испании вышла книга Хуана
Уарте “Исследование способностей
к наукам”, которая может считаться
первым исследовательским трудом
по изучению индивидуальных различий
в способностях с целью профессионального
отбора.
На рубеже ХХ
века индустриальный процесс
обусловил зарождение интересы
к исследованию проблем профессиональной
ориентации. Научный подход к
изучению и описанию профессий
стал возможен в начале нашего
века, одновременно с зарождением
психологии труда, в рамках
тейлоризма и психотехники (Мюнстерберг
и Тейлор), а также психофизиологии
труда (И.М.Сеченов). В двадцатые
годы основной вклад в профессиографию
внесли ученые-психологи. В классических
исследованиях Г. Мюнсбергера
изучались требования водительских
профессий к личности и психическим
процессам профессионалов. При этом
использовался комплекс методических
приемов, включая лабораторное
исследование. В экспериментах, организованных
непосредственно на производстве,
Ф.У. Тейлор показал, что, изучив
рабочие движения и отсеяв
на этой основе лишние, можно
существенно повысить производительность
труда при одновременном уменьшении
утомляемости.
В это время
появляется книга Парсона “Выбор
профессии”. Он организовал в
Бостоне специальное бюро, в задачи,
которого входило а) помочь
личности с помощи психологических
тестов получить информацию о
своих психологических свойствах
и способностях; б) ознакомиться
с требованиями, которые предъявляются
к психофизиологическим качествам
человека различными профессиями;
в) сопоставить эти две группы
сведений, дать рациональную рекомендацию.
Фундаментальные
открытия в области психологического
и физиологического нормирования
труда сделал основоположник
русской физиологии и материалистической
психологии И.М. Сеченов.
В. И. Ленин,
Н.К. Крупская, П.М. Керженцев, А.Г.
Гастев – увидели в научной
организации труда, обязательным
компонентом которой является
профессиография, генеральный путь
развития советской науки и
практики организации труда. С
новой силой была поставлена
эта задача в дни перестройки.
Закладывая основы
теории профессиографии, С.Г. Геллерштейн
писал, что психограмма – это
по существу совокупность профессионально
важных признаков и их структурное
сочетание.
Определенный
вред принесла односторонность
первых психотехнических исследований,
посвященных чуть ли не исключительно
профотбору. Сказалось это и на
профессиографии. Однако уже в
1930 году тот же автор отмечал:
"Одним из показателей нашей
эволюции в вопросах профессиографии
является тот факт, что мы пытаемся
выявить профессионально важные
признаки не только в связи
с проблемой профессионального
отбора. По мере того, как психологическое
изучение становится отправным
пунктом любого психотехнического
исследования, соприкасающегося с
профессиональным трудом, дифференцируются
наши подходы к психологическому
пониманию профессий."(5,с.9)
С 1936 по 1956 годы
произошел вынужденный перерыв
в исследованиях по психологии
труда, но это хотя и ослабило,
ныне ликвидировало полностью
преемственность в отечественных
исследованиях. Наряду с С.Г. Геллерштейном
личную преемственность исследований
30-х и 50-х годов обеспечили Ю.В. Котелова,
К.К. Платонов, В.В. Чебышева, В.М. Коган,
Н.Д. Левитов и другие.
За рубежом,
в частность в США, перерыва
в исследованиях по профессиографической
тематике не было. В США выполнено
и выполняется большое количество
методически тщательно сделанных,
интересных работ. Однако они
не лишены и существенных недостатков,
главный из которых – методологическая
нестрогость и влияние прагматических
установок, предопределяющих снижение
теоретического уровня исследований.
Значительное число американских
работ написано с бихевиористских
позиций.
На данный момент
использование данных методик
достаточно развито как в Америке,
так и в странах Европы. Появились
крупные центры занимающиеся
профессиональным отбором и подбором
кандидатов по запросам различных
организаций. В нашей же стране
такая практика плохо развита,
а там где получила свое
распространение имеет плохую
теоретическую основу и работы
выполняется не всегда на должном
уровне.
Для современных
отечественных профессиографических
исследований характерен дифференциальный
подход в зависимости от ряда
факторов, в частности от того,
в рамках какой науки они
производятся, цели исследования
и т.д.
Современные профессиографические
исследования достаточно разнообразны.
Расширяется и круг их использования.
При этом они обогащаются как
новыми теоретическими так и
практическими положениями. Теоретическими
основами современной профессиографии
являются системный, деятельностный,
личностный подходы и теория
общения.
Виды профессиограмм
и основы их составления
Профессиограммы различаются
по цели, с которой они составляются,
времени составления, по мере общности
и по объему. Наиболее интересны, на
мой взгляд, следующие классификации:
По цели составления
Информационная –
- предназначена для профконсультационной
работы с оптантами – людьми,
стоящими перед необходимостью выбора
профессии - предполагает описание необходимых
характеристик для данной должности
кратко, обобщенно.
Диагностическая –
производится в случаях выяснения
причин низкой производительности труда,
неудовлетворительного качества продукции,
аварийности, травматизма, текучести
кадров и др. - обеспечивает организацию
профессиональной психодиагностики, ориентирована
на изучение технических, правовых, психологических,
гигиенических и социально-психологических
характеристик труда, важных для
конечного результата работы.
Прогностическое профессиографирование
применяется елях выдачи обоснованных
рекомендаций по совершенствованию
профессиональной деятельности либо проектирования
профессионального роста и карьеры
работников
1. Общая характеристика
профессии – история и перспективы
развития профессии, социально-экономические
условия выполнения профессиональной
деятельности, профессиональная среда
2. Содержание и
объем профессионального поля (профессиональное
поле – совокупность трудовых
действий, входящих в состав определенной
профессии, а также нескольких
родственных профессий) – характеристика
профессионального поля, факторы,
определяющие профессиональное
поле, прогноз развития профессионального
поля
3. Профессиональное
образование, подготовка и повышение
квалификации – уровень профессионального
образования, профессиональная подготовка,
повышение квалификации
4. Профессиональная
мобильность работника – широта
профиля специалиста, уровень
ключевых квалификаций, возможности
смены специальности и профессии
5. Оценка перспективности
профессии – профессионально-психологический
потенциал личности, профессиональная
активность работника, профессиональное
самосовершенствование и карьера
Методологическое
профессиографирование позволяет
подобрать или разработать адекватные
методы исследования профессионально
значимых качеств и состояний
субъекта труда для изучения динамики
их изменения и характера функционирования
1. Содержание деятельности
субъекта труда – виды действий
и их характеристика, характер
планирования и исполнения работы,
эмоциональные проявления, виды
помех на рабочем месте, виды
ошибок, травм, брака, возникающих
в процессе деятельности
2. Условия труда
– санитарно-гигиеническая среда,
физическая среда, режим труда,
форма оплаты труда и поощрения.
Образовательно-ориентированное
профессиографирование, проспетированное
профессиографирование
1. Паспорт профессии
- тип профессии и ее отраслевая
принадлежность; уровень образования
и ступени (категории) квалификации;
смежные специальности и профессии;
социально-профессиональные ограничения
2. Подготовка кадров
- форма и уровни профессионального
образования и подготовки кадров;
уровень получаемой квалификации;
перспективы профессионального
роста и карьеры
3. Характеристика
ведущей деятельности на каждой
стадии профессионального становления
– функции, конкретные виды
деятельности, типовые профессиональные
задачи, профессиональные умения
4. Проспектированная
профессиограмма на каждой стадии
профессионального становления
Ведущая деятельность,
основные подструктуры субъекта
деятельности – профессиональная
направленность, профессиональная
компетентность, ПВК, профессионально
значимые психофизиологические
свойства, - психологическая характеристика
каждой подструктуры личности
5. Санитарно-гигиенические
условия труда - режим труда,
нервно-психическая напряженность,
сенсомоторная и перцептивная
сферы, медицинские противопоказания
По мере общности:
Общая – описывает
общие основы профессиографирования
для всех или группы профессий
и как правило носит научный
характер, а не прикладной.