Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 06:32, реферат

Описание

На этих страницах размещены материалы по учебной дисциплине "Управление персоналом" - методические рекомендации по написанию профессиограмм.

Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. П

Работа состоит из  1 файл

Управление персоналом.docx

— 27.21 Кб (Скачать документ)

Управление персоналом 

На этих страницах  размещены материалы по учебной  дисциплине "Управление персоналом" - методические рекомендации по написанию  профессиограмм. 

Термин “профессиография”  происходит от лат. “профессио” –  постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо”  – пишу. Понятие “профессиография”  включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда. Предметом профессиографии  является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат  профессиографического исследования оформляется документом – профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой  или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями  и усовершенствованиями в профессиональной деятельности).

 Профессиографическое  исследование и составление профессиограммы  являются необходимыми этапами  всех научно-исследовательских и  прикладных работ в психологии  труда, инженерной психологии, эргономики  и в др. случаях изучения труда  в целях его гуманизации. Объектом  профессиографии являются все  “простые моменты процесса труда” (К.Маркс) – целесообразная деятельность  субъекта труда, предмет и средства  труда – в их целостности,  качественной и количесвтенной  определенности и конкретной  отнесенности к данной профессии,  специальности, рабочему посту  и рабочему месту.

 С общими вопросами  профессиографии, психологической  классификацией профессий и профориентации  можно познакомиться по работам  К.К.Платонова, Е.А.Климова, И.П.Титовой,  Е.М.Ивановой и др. 

Профессиограмма имеет  длинное прошлое, но короткую историю. 

В донаучной форме  она сложилась так же давно, как  люди начали выделять профессии из непрофессиональной деятельности. Сам  факт наличия в общественном сознании разделения профессий предполагает более или менее ясное, устное или письменное описание каждой из них. Древние мифы, сказки, религиозные  системы донесли до нашего времени  не только описание профессий, но и  вытекающие из них практические рекомендации по вопросам профотбора. Еще Платон в "Государстве" дает практические рекомендации, каких людей, с какими качествами необходимо подбирать для  определенных типов работ, профессий. Он делит всех людей по основным качествам, характеристикам, необходимым  для занятия того или иного  места в государственной иерархии. Также он говорил, что для занятия  руководящих должностей необходимо соответствие наиболее строгим требованиям.

 Издревле считалось,  что профессионально важным качеством  воина является эмоционально-волевая  устойчивость. Этой констатацией  не ограничивались. Предлагались  конкретные тесты, например, оценка цвета кожных покровов в ситуации опасности. При этом побледнение лица считалось признаком неблагоприятным.

 В 1575 г. в  Испании вышла книга Хуана  Уарте “Исследование способностей  к наукам”, которая может считаться  первым исследовательским трудом  по изучению индивидуальных различий  в способностях с целью профессионального  отбора.

 На рубеже ХХ  века индустриальный процесс  обусловил зарождение интересы  к исследованию проблем профессиональной  ориентации. Научный подход к  изучению и описанию профессий  стал возможен в начале нашего  века, одновременно с зарождением  психологии труда, в рамках  тейлоризма и психотехники (Мюнстерберг  и Тейлор), а также психофизиологии  труда (И.М.Сеченов). В двадцатые  годы основной вклад в профессиографию  внесли ученые-психологи. В классических  исследованиях Г. Мюнсбергера  изучались требования водительских  профессий к личности и психическим  процессам профессионалов. При этом  использовался комплекс методических  приемов, включая лабораторное  исследование. В экспериментах, организованных  непосредственно на производстве, Ф.У. Тейлор показал, что, изучив  рабочие движения и отсеяв  на этой основе лишние, можно  существенно повысить производительность  труда при одновременном уменьшении  утомляемости.

 В это время  появляется книга Парсона “Выбор  профессии”. Он организовал в  Бостоне специальное бюро, в задачи, которого входило а) помочь  личности с помощи психологических  тестов получить информацию о  своих психологических свойствах  и способностях; б) ознакомиться  с требованиями, которые предъявляются  к психофизиологическим качествам  человека различными профессиями;  в) сопоставить эти две группы  сведений, дать рациональную рекомендацию.

 Фундаментальные  открытия в области психологического  и физиологического нормирования  труда сделал основоположник  русской физиологии и материалистической  психологии И.М. Сеченов.

 В. И. Ленин,  Н.К. Крупская, П.М. Керженцев, А.Г.  Гастев – увидели в научной  организации труда, обязательным  компонентом которой является  профессиография, генеральный путь  развития советской науки и  практики организации труда. С  новой силой была поставлена  эта задача в дни перестройки.

 Закладывая основы  теории профессиографии, С.Г. Геллерштейн  писал, что психограмма – это  по существу совокупность профессионально  важных признаков и их структурное  сочетание.

 Определенный  вред принесла односторонность  первых психотехнических исследований, посвященных чуть ли не исключительно  профотбору. Сказалось это и на  профессиографии. Однако уже в  1930 году тот же автор отмечал: "Одним из показателей нашей  эволюции в вопросах профессиографии  является тот факт, что мы пытаемся  выявить профессионально важные  признаки не только в связи  с проблемой профессионального  отбора. По мере того, как психологическое  изучение становится отправным  пунктом любого психотехнического  исследования, соприкасающегося с  профессиональным трудом, дифференцируются  наши подходы к психологическому  пониманию профессий."(5,с.9)

 С 1936 по 1956 годы  произошел вынужденный перерыв  в исследованиях по психологии  труда, но это хотя и ослабило, ныне ликвидировало полностью  преемственность в отечественных  исследованиях. Наряду с С.Г. Геллерштейном личную преемственность исследований 30-х и 50-х годов обеспечили Ю.В. Котелова, К.К. Платонов, В.В. Чебышева, В.М. Коган, Н.Д. Левитов и другие.

 За рубежом,  в частность в США, перерыва  в исследованиях по профессиографической  тематике не было. В США выполнено  и выполняется большое количество  методически тщательно сделанных,  интересных работ. Однако они  не лишены и существенных недостатков,  главный из которых – методологическая  нестрогость и влияние прагматических  установок, предопределяющих снижение  теоретического уровня исследований. Значительное число американских  работ написано с бихевиористских  позиций.

 На данный момент  использование данных методик  достаточно развито как в Америке,  так и в странах Европы. Появились  крупные центры занимающиеся  профессиональным отбором и подбором  кандидатов по запросам различных  организаций. В нашей же стране  такая практика плохо развита,  а там где получила свое  распространение имеет плохую  теоретическую основу и работы  выполняется не всегда на должном  уровне.

 Для современных  отечественных профессиографических  исследований характерен дифференциальный  подход в зависимости от ряда  факторов, в частности от того, в рамках какой науки они  производятся, цели исследования  и т.д. 

 Современные профессиографические  исследования достаточно разнообразны. Расширяется и круг их использования.  При этом они обогащаются как  новыми теоретическими так и  практическими положениями. Теоретическими  основами современной профессиографии  являются системный, деятельностный, личностный подходы и теория  общения. 

Виды профессиограмм и основы их составления 

Профессиограммы различаются  по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему. Наиболее интересны, на мой взгляд, следующие классификации: 

По цели составления 

Информационная – - предназначена для профконсультационной работы с оптантами – людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии - предполагает описание необходимых  характеристик для данной должности  кратко, обобщенно. 

Диагностическая –  производится в случаях выяснения  причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести  кадров и др. - обеспечивает организацию  профессиональной психодиагностики, ориентирована  на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-психологических  характеристик труда, важных для  конечного результата работы. 

Прогностическое профессиографирование  применяется елях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию  профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры  работников

1. Общая характеристика  профессии – история и перспективы  развития профессии, социально-экономические  условия выполнения профессиональной  деятельности, профессиональная среда

2. Содержание и  объем профессионального поля (профессиональное  поле – совокупность трудовых  действий, входящих в состав определенной  профессии, а также нескольких  родственных профессий) – характеристика  профессионального поля, факторы,  определяющие профессиональное  поле, прогноз развития профессионального  поля

3. Профессиональное  образование, подготовка и повышение  квалификации – уровень профессионального  образования, профессиональная подготовка, повышение квалификации

4. Профессиональная  мобильность работника – широта  профиля специалиста, уровень  ключевых квалификаций, возможности  смены специальности и профессии

5. Оценка перспективности  профессии – профессионально-психологический  потенциал личности, профессиональная  активность работника, профессиональное  самосовершенствование и карьера 

Методологическое  профессиографирование позволяет  подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально  значимых качеств и состояний  субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования

1. Содержание деятельности  субъекта труда – виды действий  и их характеристика, характер  планирования и исполнения работы, эмоциональные проявления, виды  помех на рабочем месте, виды  ошибок, травм, брака, возникающих  в процессе деятельности

2. Условия труда  – санитарно-гигиеническая среда,  физическая среда, режим труда,  форма оплаты труда и поощрения. 

Образовательно-ориентированное  профессиографирование, проспетированное профессиографирование

1. Паспорт профессии  - тип профессии и ее отраслевая  принадлежность; уровень образования  и ступени (категории) квалификации; смежные специальности и профессии;  социально-профессиональные ограничения

2. Подготовка кадров - форма и уровни профессионального  образования и подготовки кадров; уровень получаемой квалификации; перспективы профессионального  роста и карьеры 

3. Характеристика  ведущей деятельности на каждой  стадии профессионального становления  – функции, конкретные виды  деятельности, типовые профессиональные  задачи, профессиональные умения

4. Проспектированная  профессиограмма на каждой стадии  профессионального становления 

 Ведущая деятельность, основные подструктуры субъекта  деятельности – профессиональная  направленность, профессиональная  компетентность, ПВК, профессионально  значимые психофизиологические  свойства, - психологическая характеристика  каждой подструктуры личности

5. Санитарно-гигиенические  условия труда - режим труда,  нервно-психическая напряженность,  сенсомоторная и перцептивная  сферы, медицинские противопоказания 

По мере общности: 

Общая – описывает  общие основы профессиографирования  для всех или группы профессий  и как правило носит научный  характер, а не прикладной. 

Информация о работе Управление персоналом