Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 06:32, реферат
На этих страницах размещены материалы по учебной дисциплине "Управление персоналом" - методические рекомендации по написанию профессиограмм.
Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. П
В заключительной
части рассматриваются также
возможности воспитания и
Для профессиографического описания профессиональной деятельности и определения ее психограммы для решения задач диагностики и прогнозирования может быть применен комплекс методических приемов:
изучение рабочих документов
наблюдение за рабочим процессом
хронометраж деятельности (опосредованное наблюдение)
кино-, фоторегистрция трудового процесса.
Опрос работников
Трудовой метод
Биографический метод
Анализ ошибочных действий
Алгоритмический анализ
деятельности
Формализованная схема
профессиограммы (Э. Зеер)
- Социальная и
профессиологическая
1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре
2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность
3. Название рабочего поста.
4. Престиж, имидж,,
статус профессии в данной
отрасли, регионе,
5. Должностной оклад и его оценка
6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей
7. Необходимое образование
8. Диапазон квалификации,
а также перспективы
9. Основные особенности
общения: постоянное или
10. Краткая характеристика
требований профессии к
11. Частота случаев
дисквалификации по
12. Краткая характеристика
основных особенностей
- Психограмма
А. Общая характеристика
труда
1. Фотография рабочего дня
2. Описание и оценка
динамических факторов труда
(работоспособность, утомление,
3. Влияние условий
труда на динамические
4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.
5. Психологический
анализ ошибочных действий
Б. Требования к психическим
процессам
1. Психомоторика
рабочая поза,
статические и динамические
2. Сенсорная и перцептивная сферы
чувствительность
различных сенсорных
3. Профессиональные
особеннности познавательных
влияние представлений
на эффективность и надежность
трудовой деятельности; требования
к воспроизводящему или
В. Требования к эмоционально-олевой
сфере
1. Характеристика
преобладающих эмоциональных
2. Типичный уровень
нервно-психической
3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере
4. Воля и ее
особенности, основная
Г. Типичные психологические
состояния процессе труда
1. Монотония и утомление
2. Соматогенные психологичекие состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание)
3. Другие состояния,
свойственные данной профессии
Д. Ансамбли профессионльно-значимых
качеств (ключевые квалификации)
1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.
2. Социально-профессиональная ответственность
3. Оптимизм
4. Внушаемость как желательное или нежелательное свойство личности.
5. Нравственно-психологическая устойчивость
6. Профессиональные и инновационные способности
7. Особенности характера
Е. Противопоказания
и ограничения
1. последствия ошибок
и особые требования к
2. характеристика профнепригодности
3. Половозрастные ограничения
4. Профессиональные вредности и льготы
5. Профессиональные
деформации личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ