Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 06:32, реферат
На этих страницах размещены материалы по учебной дисциплине "Управление персоналом" - методические рекомендации по написанию профессиограмм.
Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. П
Групповая – исследует
и описывает группу профессий, выделенных
на основе общего признака.
Монографическая –
описывает одну определенную профессию,
что на мой взгляд наиболее интересно
и применимо в рамках моей области
исследования.
Изучение поведения,
его внешней картины
ВКТ – это
процесс непрерывного
Следовательно,
профессиографическое описание
– это попытка отразить как
внутреннею, так и внешнею картину
труда, описание всех
Гарбер Е.И., Козача
В.В. Методика профессиографии.
Часть1. Общая социальная
и профессиологическая
1. Название профессии
по официально принятой
2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.
3. Название рабочего поста.
4. Престиж
5. Должностной оклад и его оценка
6. Краткая характеристика основных обязанностей
7. Необходимое образование
8. Диапазон квалификации
(разряды, классы и т.д.), а также
перспективы административного,
9. Краткая характеристика
требований профессий к
10. Основные особенности
общения: постоянное или
11. Краткая характеристика
основных особенностей
12. Референтное событие, частота и др. особенности.
13. Профессиональные
вредности, льготы и др. особенности,
отличающие данную профессию
от большинства других.
Часть 2. Психограмма
А. Трудовое поведение
(описание трудового поведения и
внутренней картины труда)
1. Фотография рабочего дня
2. Хронометраж и описание референтного события
3. Описание и оценка
динамических факторов труда
(работоспособность, утомление,
4. Условия труда и их влияние на динамические факторы труда.
5. Психологическая
оценка рабочего места и
6. Психологический
анализ ошибочных действий
В. Требования на уровне психических процессов
Рабочая поза, статические и динамические нагрузки
Рабочие движения
Стереотипность движения
Преобладающие типы мышления (предметно-практическое, теоретическое, конкретное, абстрактное, лимитированность по времени, в условиях дефицита времени)
Сложность и ответственность ре8ений и мера их самостоятельности (порядок, сроки, степень контроля, самоконтроля)
Преобладающий вид памяти
Преобладающий вид речи (монологическая, диалогическая, внутренняя)
Удельный вес речи в профессиональной деятельности (высокий, средний, небольшой)
Специальные и дополнительные требования к речи
Активность,, широта, интенсивность, устойчивость внимание
Эмоциональность
Типичный уровень
нервно-психический
Напряженность
Мера "автоматизированности воли" по Г.С.Струмилину
Монотония
Утомление
Г. Требования на личностном уровне
Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность и действенность мотивации
Значение опыта
Социальный интеллект
Внушаемость
Нравственно-психологическая устойчивость личности
Значение возраста, темперамента, типа нервной системы, состояния здоровья, нервно-психической и физической выносливости для успеха профессиональной деятельности
Профессиональные способности
Особенности характера
(необходимые, желательные, нежелательные,
категорически
Рекомендуется иметь
в виду следующие черты характера
– социальная активность, принципиальность,
честность, самостоятельность, инициативность,
организованность, дисциплинированность,
терпение, уступчивость, внимательность
и т.д.
Д. Референтное событие
Психологическое описание
и оценка РС часто ложатся в
основу выводов и рекомендаций по
всему профессиографическому
Часть 3. Заключение
В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формируются основные рекомендации научного и (или) практического характера в таком порядке:
Профессионально значимые качества субъекта труда (социальные, профессиональные психологические, анатомо-физиологические и др.)
Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов. Желательно с количественными оценками, ранжированием и др. приемами конкретизации выводов профессиографического исследования
Количественные показатели РС
Рекомендации
Принципы профессиографии
по В. Бодрову
1. Специфичность (конкретность) описания определенной деятельности
2. поэтапность изучения
деятельности – процессуальная
последовательность сбора и
3. направленность
описания – соответствие
4. селективность
(избирательность) объекта
5. многоуровневость
(комплексность) изучения
6. динамичность изучения – с учетом развития субъекта и изменения деятельности
7. системность –
изучение взаимосвязей и
8. идентичность методических приемов и программ изучения и описания – для корректного сравнения профессий
9. использование
качественно-количесвтенных
Схема профессиографии
(по В. Бодрову)
А. Общая характеристика
професии (описательная часть профессиограммы)
1. Определение профессии
и краткие сведения о ее
назначении; социально-экономическое
значение, перспективы ее развития;
распространенность; связи с другими
профессиями; типичные
2. Требования к
общей и специальной
3. Режим труда
и отдыха, распределение рабочего
времени.
Б. Основные производственные
операции и условия труда
1. Наименование и основное содержание наиболее важных операций (перечисление и анализ).
2. Основные задачи, решаемые оператором.
3. Характеристика действий оператора по ряду параметров; характеристика параметров скорости, точности, быстроты, координационной сложности выполняемых рабочих операций; требования к физической выносливости.
4. Характеристика
рабочих мест и сигнальных
устройств, показатели
В. Психограмма
1. Психологические
функции и анализаторные
2. Характеристика
включения в работу различных
анализаторов, их взаимодействие, степень
напряжения в различные
Пространственное
восприятие и восприятие
Характеристика
параметров скорости, точности, координационной
сложности выполняемых
3. Преимущественный вид установки (на скорость, точность, надежность, безопасность и др.).
4. Быстрота формирования
и переделки навыков, их
5. Особенности хранения
информации. Объем и характер
материала для запоминания.
6. Характеристика
преимущественных способов
7. Требования к надежности в работе: допустимые количественные отклонения от заданного значения; допустимые колебания времени выполнения действий.
8. Характеристика типичных ошибок в работе; по количественным и качественным признакам; по мотивации; по степени осознанности; в зависимости от информационной загрузки; в заисимости от функционального состояния специалиста.
9. Наличие и частота
ситуаций, вызывающих эмоциональную
напряженность, требующих
10. Особенности профессионального
общения и требования к
Таким образом, на основании
анализа важнейших элементов
изучаемой профессии выявляются
психические качества, имеющие решающее
значение; необходимые и желательные;
несовместимые с данной деятельностью;
комплексные, определяющие успех деятельности.
Затем формулируются требования
к психическим качествам