Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 06:32, реферат

Описание

На этих страницах размещены материалы по учебной дисциплине "Управление персоналом" - методические рекомендации по написанию профессиограмм.

Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. П

Работа состоит из  1 файл

Управление персоналом.docx

— 27.21 Кб (Скачать документ)

Групповая – исследует  и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака. 

Монографическая –  описывает одну определенную профессию, что на мой взгляд наиболее интересно  и применимо в рамках моей области  исследования. 

Изучение поведения, его внешней картины естественно  переходит в изучение внутренних его психологических механизмов – внутренней картины труда, т.е. то, что составляет содержание сознания субъекта труда, работающего человека. Во внутреннем плане трудовая деятельность есть множество задач, решаемых, как  правило, последовательно, в соответствии с выбранными или воспринятыми приоритетами.

 ВКТ – это  процесс непрерывного отражения  в сознании меняющейся обстановка, собственной активности и ее  регуляция во времени на основе  обратных связей и сенсорно-моторных  или интеллектуальных коррекций.  В формировании ВКТ участвуют  все психические процессы –  познавательно - преобразовательные, эмоциональные и волевые.

 Следовательно,  профессиографическое описание  – это попытка отразить как  внутреннею, так и внешнею картину  труда, описание всех субъективных  и объективных характеристик  труда. Сопоставление внутренней  и внешней картин труда происходит  в психограмме, которая является  основной частью профессиограммы.  Иногда под психограммой понимается  графическое соотнесение технологических  операций и необходимых для  их осуществления психологических  качеств профессионала. Внешняя  картина труда разбита на три  основных блока, внутренняя представлена  как структура психики человека  – от психических процессов  до свойств личности. 

 Гарбер Е.И., Козача  В.В. Методика профессиографии.  Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1992. 

Часть1. Общая социальная и профессиологическая характеристика профессии 

1. Название профессии  по официально принятой номенклатуре

2. Таксономические  сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.

3. Название рабочего  поста.

4. Престиж

5. Должностной оклад  и его оценка

6. Краткая характеристика  основных обязанностей

7. Необходимое образование

8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также  перспективы административного,  научного и др. видов продвижения.

9. Краткая характеристика  требований профессий к безошибочности  и надежности.

10. Основные особенности  общения: постоянное или эпизодическое,  с узким или широким кругом  лиц, непосредственное или опосредованное  техническими средствами, характер  общения – узко профессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях  обслуживания людей и руководства  подчиненными и т.д.

11. Краткая характеристика  основных особенностей динамики  трудовой деятельности (возрастные  ограничения, большая текучесть  кадров и т.д.)

12. Референтное событие,  частота и др. особенности.

13. Профессиональные  вредности, льготы и др. особенности,  отличающие данную профессию  от большинства других. 

Часть 2. Психограмма 

А. Трудовое поведение (описание трудового поведения и  внутренней картины труда) 

1. Фотография рабочего  дня

2. Хронометраж и  описание референтного события

3. Описание и оценка  динамических факторов труда  (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность)

4. Условия труда  и их влияние на динамические  факторы труда.

5. Психологическая  оценка рабочего места и трудовых  действий

6. Психологический  анализ ошибочных действий 

В. Требования на уровне психических процессов

Рабочая поза, статические  и динамические нагрузки

Рабочие движения

Стереотипность движения

Преобладающие типы мышления (предметно-практическое, теоретическое, конкретное, абстрактное, лимитированность по времени, в условиях дефицита времени)

Сложность и ответственность  ре8ений и мера их самостоятельности (порядок, сроки, степень контроля, самоконтроля)

Преобладающий вид  памяти

Преобладающий вид  речи (монологическая, диалогическая, внутренняя)

Удельный вес речи в профессиональной деятельности (высокий, средний, небольшой)

Специальные и дополнительные требования к речи

Активность,, широта, интенсивность, устойчивость внимание

Эмоциональность

Типичный уровень  нервно-психический напряженности  труда (квалификации Т.А.Немчина)

Напряженность

Мера "автоматизированности воли" по Г.С.Струмилину

Монотония

Утомление 

Г. Требования на личностном уровне

Общая и специфическая  направленность личности. Структура, широта, активность и действенность мотивации

Значение опыта

Социальный интеллект

Внушаемость

Нравственно-психологическая  устойчивость личности

Значение возраста, темперамента, типа нервной системы, состояния здоровья, нервно-психической  и физической выносливости для успеха профессиональной деятельности

Профессиональные  способности

Особенности характера (необходимые, желательные, нежелательные, категорически противопоказанные) 

Рекомендуется иметь  в виду следующие черты характера  – социальная активность, принципиальность, честность, самостоятельность, инициативность, организованность, дисциплинированность, терпение, уступчивость, внимательность и т.д. 

Д. Референтное событие 

Психологическое описание и оценка РС часто ложатся в  основу выводов и рекомендаций по всему профессиографическому исследованию и потому, требует к себе особого  внимания. 

Часть 3. Заключение 

В этой части суммируются  основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии  и формируются основные рекомендации научного и (или) практического характера  в таком порядке:

Профессионально значимые качества субъекта труда (социальные, профессиональные психологические, анатомо-физиологические  и др.)

Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов. Желательно с количественными оценками, ранжированием и др. приемами конкретизации  выводов профессиографического  исследования

Количественные показатели РС

Рекомендации  

Принципы профессиографии  по В. Бодрову 

1. Специфичность  (конкретность) описания определенной  деятельности

2. поэтапность изучения  деятельности – процессуальная  последовательность сбора и анализа  материала (этапы – информационный, аналитический, синтетический, экспериментальный,  результирующий

3. направленность  описания – соответствие конкретным  целям изучения и конкретной  практической задаче

4. селективность  (избирательность) объекта изучения  – концентрация на специфике  субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее сложных задачах трудового  процесса

5. многоуровневость (комплексность) изучения субъектно-объектных  взаимосвязей на всех уровнях  функционирования системы деятельности

6. динамичность изучения  – с учетом развития субъекта  и изменения деятельности

7. системность –  изучение взаимосвязей и взаимовлияний  отдельных компонентов деятельности  на всех ее иерархических уровнях 

8. идентичность методических  приемов и программ изучения  и описания – для корректного  сравнения профессий

9. использование  качественно-количесвтенных методов  изучения – взаимное дополнение  содержательной и статистической  информации. 

Схема профессиографии (по В. Бодрову) 

А. Общая характеристика професии (описательная часть профессиограммы) 

1. Определение профессии  и краткие сведения о ее  назначении; социально-экономическое  значение, перспективы ее развития; распространенность; связи с другими  профессиями; типичные учреждения, предприятия; уровень технической  сложности, автоматизации; основные  производственные операции.

2. Требования к  общей и специальной подготовке, роль индивидуальных качеств,  состав рабочих групп; перспективы  продвижения по службе, стимулирование  профессиональной деятельности, заработная  плата.

3. Режим труда  и отдыха, распределение рабочего  времени. 

Б. Основные производственные операции и условия труда 

1. Наименование и  основное содержание наиболее  важных операций (перечисление и  анализ).

2. Основные задачи, решаемые оператором.

3. Характеристика  действий оператора по ряду  параметров; характеристика параметров  скорости, точности, быстроты, координационной  сложности выполняемых рабочих  операций; требования к физической  выносливости.

4. Характеристика  рабочих мест и сигнальных  устройств, показатели санитарно-гигиенических  условий. 

В. Психограмма 

1. Психологические  функции и анализаторные системы,  находящиеся под преимущественной  нагрузкой и имеющие наибольшую  важность для обеспечения процесса  работы. Пороги ощущения (абсолютные, дифференциальные и оперативные  пороги в анализаторах, ведущих  для данной профессии).

2. Характеристика  включения в работу различных  анализаторов, их взаимодействие, степень  напряжения в различные периоды  времени. Характеристика их необходимой  лабильности.

 Пространственное  восприятие и восприятие временных  интервалов. Важнейшие характеристики  и способы его организации.

 Характеристика  параметров скорости, точности, координационной  сложности выполняемых операций. Темп деятельности. Устойчивость  моторынх ответов при длительном  их повторении.

3. Преимущественный  вид установки (на скорость, точность, надежность, безопасность и др.).

4. Быстрота формирования  и переделки навыков, их прочность.

5. Особенности хранения  информации. Объем и характер  материала для запоминания. Требования  к памяти (долговременной, кратковременной,  оперативной).

6. Характеристика  преимущественных способов переработки  информации, принятия решений. Требования  к широте и четкости ассоциаций, быстроте мыслительных операций, продуктивности мышления, его гибкости  и критичности.

7. Требования к  надежности в работе: допустимые  количественные отклонения от  заданного значения; допустимые  колебания времени выполнения  действий.

8. Характеристика  типичных ошибок в работе; по  количественным и качественным  признакам; по мотивации; по  степени осознанности; в зависимости  от информационной загрузки; в  заисимости от функционального  состояния специалиста.

9. Наличие и частота  ситуаций, вызывающих эмоциональную  напряженность, требующих больших  волевых усилий, большой ответственности.  Требования к эмоциональной устойчивости. Требования к волевым качествам  и чертам характера.

10. Особенности профессионального  общения и требования к коммуникативным  чертам личности. 

Таким образом, на основании  анализа важнейших элементов  изучаемой профессии выявляются психические качества, имеющие решающее значение; необходимые и желательные; несовместимые с данной деятельностью; комплексные, определяющие успех деятельности. Затем формулируются требования к психическим качествам работника.

Информация о работе Управление персоналом