Управление процессом коммуникаций на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 18:10, контрольная работа

Описание

Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Внутренние коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может быть и группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности. Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, то она прекратит своё существование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Коммуникации и их значение в процессе деятельности предприятия ……………………………………………………………………….…………...….5
2. Основные этапы и элементы коммуникационного процесса……..........10
3. Способы совершенствования коммуникационных процессов в организации ……………………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Павлов Д.В. Управление процессом коммуникаций на предприятии.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

МУРМАНСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Заочная форма обучения

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Финансы и кредит»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  «Менеджмент»

на тему  «Управление процессом коммуникаций на предприятии» 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛ 

Студент                                                                                      Павлов Д.В.   

                                                                                                   Группа 9-3331д/4-2

                                                               (Ф2-29д) 

                                                                                                    Курс 4

                                                                                                    Контактный телефон

                                                                                                   +7-902-281-10-88

 

        
 
 

ПРОВЕРИЛ

Преподаватель                                                                            Захарова Л.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Мурманск

2010 

     ОГЛАВЛЕНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

     1. Коммуникации и их значение в процессе деятельности предприятия ……………………………………………………………………….…………...….5

     2. Основные этапы и элементы коммуникационного процесса……..........10

     3. Способы совершенствования коммуникационных процессов в организации ……………………………………………………………………….17

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...22

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...23 

 

     

     ВВЕДЕНИЕ

     Коммуникации  в организационном контексте  включают взаимодействие между людьми. Внутренние коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может быть и группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности. Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, то она прекратит своё существование.

     Один  из первых теоретиков организационного поведения Ч. Бернард отмечал, что  в любой достаточно полной теории организации коммуникация займет центральное место, потому что структура, размеры и масштабы деятельности организаций почти полностью определяются средствами коммуникаций. Позже Д. Кац и Р. Кан писали, что коммуникация является социальным процессом, имеющий важнейшее значение для функционирования любой группы, организации или общества, и что она образует самую суть социальной системы или организации. Поэтому данная тема представляется весьма актуальной.

     Коммуникация  предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Поэтому и менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.

     Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Руководителю приходится осмысливать большие объемы информации, среди которой есть информация, не влияющая на процесс управления. Поэтому в работе делается акцент на эффективность коммуникаций, т.е. обмен информацией, которая оказывает непосредственное влияние на управление организацией. Эффективный менеджер – это тот, кто из общего потока коммуникаций умеет быстро отобрать эффективные, т.е. полезные для процесса управления.

     Внутренние  коммуникации - это связующие нити, объединяющие взаимозависимые части  организации. Это подчеркивает важность изучения коммуникационных связей внутри организации в период становления цивилизованной рыночной экономики. Поэтому я и выбрала для своей дипломной работы эту наиглавнейшую тему и, что самое главное - это даст мне возможность грамотно применять и пользоваться полученными знаниями в моей дальнейшей работе.

     Объектом  исследования является ОАО «НПК Уралвагонзавод». Основными методами исследования внутренних организационных коммуникаций выступили: опрос, наблюдение.

     Предметом данной дипломной работы является процесс управления организационными коммуникациями на предприятии машиностроения.

     В данной работе была поставлена следующая  цель: проанализировать сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса внутри организации на примере предприятия  машиностроения.

     Для достижения данной цели были поставлены задачи:

     Проанализировать  сущность коммуникаций в организации;

     Исследовать элементы и этапы коммуникационного  процесса

     Проанализировать  процесс коммуникации на ОАО «НПК Уралвагонзавод», применяя метод опроса и анкетирования;

     Выявить недостатки организационных коммуникаций на предприятии;

     Предложить  мероприятия по совершенствованию  коммуникационных процессов в исследуемом  предприятии.

 

  1. КОММУНИКАЦИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

     Коммуникации – это обмен информацией между двумя людьми и более. На коммуникации руководители тратят от 50 до 90% времени. И это ясно, если учесть, что руководителю необходимо реализовать свою роль в межличностных отношениях, участвовать в принятии решений и выполнять управленческие функции планирования, организации, мотивации, координации, регулирования и контроля. Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами.

     Руководителю  приходится осмысливать большие объемы информации, среди которой есть информация, не влияющая на процесс управления. Обмен информацией, которая оказывает влияние на процесс управления, носит название эффективных коммуникаций. Эффективный менеджер – это тот, кто из общего потока коммуникаций умеет быстро отобрать эффективные, т.е. полезные для процесса управления.

     Коммуникации  осуществляются в повседневной работе при общении с подчиненными руководителями, на собраниях, при чтении документов, разговорах по телефону, составлении документов. Коммуникациями признан весь процесс производства и управления.

     Коммуникации  подразделяются на две большие группы: между организацией и её средой и  между уровнями управления и подразделениями.

     К первой группе относятся коммуникации, которые представляют собой информационное взаимодействие с внешней средой: это средства массовой информации, потребители, надзор за качеством продукции, органы государственного регулирования, политические группы, комитеты, поставщики и т.п. Возникновение коммуникаций внутри предприятия в виде собранной, обсуждений, телефонных переговорах, отчетов и т.д., как правило, являются реакцией на воздействие внешней среды.1

     В качестве коммуникаций для организации  используются различные формы. Так, для реализации товара используются программы маркетинга и рекламы. Для соблюдения норм государственного регулирования требуется письменное оформление документов. Изучение рынка ведется при помощи специальных организаций, т.е. существует множество способов коммуникаций.

     Ко  второй группе относятся межуровневые коммуникации, коммуникации между различными подразделениями, коммуникации «руководитель – подчиненный», коммуникации между руководителем рабочей группой, неформальные коммуникации.

     В процессе управления осуществляются коммуникации по вертикали и по горизонтали между подразделениями. По нисходящей передается информация о принятых решениях на высших уровнях (текущие задачи, конкретные задания, рекомендации). Эта информация может передаваться из одного уровня на другой вплоть до рабочих исполнителей.

       Не менее важными являются коммуникации и по восходящей линии. Предприятие не может функционировать без информации о ходе производственного процесса. По восходящей передается информация о загрузке оборудования, количестве работающих, поступлений сырья, выпуске продукции и т.д. Иногда возникает ситуация, когда для решения вопроса на низовом уровне требуется вмешательство руководителей высшего звена. И тогда информация по ступеням управления снизу передается на самый высокий уровень. Так, например, вопрос об изменении технологии, возникший на производственном участке, должен решать руководитель организации.

     Для координации задач и действий подразделений организации требуется  обмен информацией между ними, поэтому устанавливаются потоки информации между подразделениями по горизонтали. Таким образом координируется деятельность рабочих групп по контролю за издержками, распределением ресурсами, сбытом продукции. Руководители различных подразделений информируют друг друга о ходе внедрения новой техники. Помимо координации действий горизонтальные коммуникации способствуют установлению равноправных отношений между подразделениями, что положительно сказывается на работе всей организации.

     Две трети всей деятельности на предприятии  – это деятельность, основанная на коммуникациях «руководитель – подчиненный». Они относятся к коммуникациям по вертикали, но выделяются в отдельную группу, так как оказывают непосредственное влияние на производственный процесс. Это обмен информацией о способах деятельности, эффективности работы, вознаграждениях, способностях работников, проблемах, изменениях, результатах, усовершенствованиях и т.д.

     Поскольку подчинённые объединены в рабочие  группы, то коммуникации с ними руководителя являются важным компонентом для  достижения эффективности управления. Участие в обмене информацией каждого члена рабочей группы позволяет выработать более правильные отношения группы с руководителем, а руководителю более активно вовлекать подчинённых в дела организации.

     Определённую  роль играют также коммуникации с неформальными группами. Часто мнения, складывающиеся в неформальных группах и поступающие к руководителям по неформальным каналам, дают возможность понимать более правильные решения или предупреждать конфликтные ситуации.

     Информационный  процесс охватывает все подразделения и все стороны деятельности предприятия, поэтому естественно, что его деятельность в значительной степени зависит от эффективности коммуникационного процесса. Но в процессе коммуникаций информация может быть искажена, неправильно понята или воспринята. Эффективность обмена информацией достигается только в том случае, когда одна сторона передает информацию, а другая - правильно её воспринимает. Поэтому главной задачей коммуникационного процесса является обеспечение понимания и правильного восприятия передаваемой информации.

     Коммуникации  играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, а  без общения не может быть и  группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие  для формирования группы и ее жизнедеятельности.

     Сущность  коммуникационного менеджмента  заключается в его двуединой  природе. С одной стороны, коммуникационный менеджмент рассматривается как  самостоятельная профессиональная деятельность по использованию коммуникационных средств, методов, инструментов, механизмов, обеспечивающих формирование и эффективное развитие всех видов капитала организации. Именно эта профессиональная деятельность помогает руководителям разрабатывать стратегию эффективного развития, формировать организационную культуру, выбирать эффективные каналы коммуникации и т. д. С другой стороны, коммуникационный менеджмент есть наука об этом управлении. Она изучает взаимодействие и взаимосвязь во времени и пространстве элементов, которые формируют и эффективно используют все виды капитала организации, а также познает закономерности обмена информацией, знаниями и интеллектуальной собственностью в процессе создания и развития организации.2

Информация о работе Управление процессом коммуникаций на предприятии