Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:19, реферат
Анализ риска - центральное звено в процедурах обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, базирующееся на всей доступной информации о сооружениях и определяющее меры по контролю за уровнем их безопасности. Процедура анализа риска - составная часть декларирования безопасности гидротехнических сооружений, экспертизы деклараций безопасности ГТС, определения критериев безопасности ГТС, расчета вероятного вреда, который может быть причинен третьим лицам в результате аварий, возможных на ГТС, экономического анализа безопасности гидротехнических сооружений по критериям «стоимость - безопасность - выгода», обоснования страховых ставок и тарифов, выбора приоритетов при планировании ремонтно-восстановительных работ и других видов оценки состояния гидротехнических сооружений и уровня их безопасности.
. Основные понятия и термины………………………………………………....3
2. Основные положения………………...………………………………………...5
3. Порядок проведения анализа риска аварий гидротехнических сооружений………………………………………………………………………..8
3.1 Организация и планирование работ………………………………………9
3.2 Идентификация опасностей………………………………………………12
3.3 Оценка риска ……………………………………………………………...15
3.4 Разработка рекомендаций по уменьшению риска………………………17
4. Методы проведения анализа риска аварий гидротехнических сооружений………………………………………………………………………21
5. Требования к оформлению результатов анализа риска аварий гидротехнических сооружений…………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………25
На
этапе проектирования гидротехнического
сооружения целью анализа риска
может быть:
-идентификация возможных опасностей и априорная сравнительная оценка риска аварий ГТС для различных вариантов его размещения и проектных решений при обосновании оптимального варианта;
-обоснование допустимости (приемлемости) риска аварий проектируемого ГТС для персонала, населения, имущества и окружающей природной среды территории;
-обеспечение информацией для разработки инструкций по обеспечению безопасности проектируемого ГТС, планов ликвидации аварийных ситуаций, планов действий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и т. д.;
-обоснование страховых тарифов и ставок для заключения договора страхования гражданской ответственности объекта - владельца ГТС;
-разработка декларации безопасности проектируемого сооружения и т. д.
На этапе ввода в эксплуатацию гидротехнического сооружения целью анализа риска может быть:
-идентификация возможных опасностей и оценка риска аварий, возможных на этапе ввода ГТС в эксплуатацию, уточнение оценок риска, полученных на предыдущих этапах жизненного цикла объекта;
-корректировка графика завершения строительства ГТС и уточнение степени готовности сооружений к вводу в эксплуатацию;
-проверка соответствия условий ввода ГТС в эксплуатацию требованиям безопасности;
-разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию ГТС;
-разработка декларации безопасности ГТС на стадии ввода в эксплуатацию;
-уточнение плана мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций на ГТС, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т. д.
На этапе эксплуатации и реконструкции гидротехнического сооружения целью анализа риска может быть:
-уточнение информации об основных опасностях (например, при изменении социально-экономической инфраструктуры в нижнем бьефе гидроузла);
-оценка соответствия состояния ГТС и условий его эксплуатации современным нормам и правилам;
-определение приоритетных мер по ремонту и реконструкции ГТС, обоснование эффективности затрат на ремонт и реконструкцию;
-разработка декларации безопасности эксплуатируемого ГТС;
-расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС, обоснование страховых тарифов и ставок;
-квалифицированное расследование причин имевших место аварий и неполадок на ГТС;
-разработка рекомендаций по организации безопасной эксплуатации ГТС, взаимодействию с органами надзора, страховыми компаниями и т. д.;
-совершенствование планов локализации аварийных ситуаций и действий в чрезвычайных ситуациях;
-разработка противотеррористических паспортов объектов и т. д.
На этапе вывода из эксплуатации и консервации гидротехнического сооружения целью анализа риска может быть:
-обоснование необходимых и достаточных мер по выводу из эксплуатации и консервации объекта, обеспечивающих его безопасность на указанных стадиях жизненного цикла ГТС;
-обоснование возможности размещения новых объектов на территории законсервированного сооружения и т. д.
Критерии допустимого риска аварий гидротехнических сооружений могут быть заданы нормативно-правовыми актами или (до выхода в свет нормативов) определены на этапе организации и планирования работ. Основные требования к выбору критериев допустимого риска - их обоснованность и определенность. В общем виде основой для определения критериев допустимого риска являются:
-отечественное и зарубежное законодательство по безопасности гидротехнических сооружений;
-правила и нормы безопасности в области гидротехники;
-дополнительные требования специально уполномоченных органов надзора и контроля за безопасностью ГТС;
-сведения об имевших место авариях гидротехнических сооружений различных типов и их последствиях;
-региональные законодательные и нормативные акты;
-соглашение о допустимости риска аварий ГТС между заинтересованными сторонами;
-опыт
практической деятельности.
3.2 Идентификация опасностей
Идентификация
опасностей для конкретного
Предварительный анализ
. На основе анализа вероятных причин аварий ГТС и результатов ПАО разрабатывается перечень основных сценариев возникновения и развития аварий и ЧС на анализируемом ГТС, учитывающий особенности гидротехнического сооружения и территории возможного аварийного воздействия. Указанный перечень должен быть максимально полным и учитывать по возможности все опасности, способные инициировать аварии ГТС, приводящие к чрезвычайной ситуации. Последнее требование может быть удовлетворено путем обсуждения результатов деятельности группы специалистов, выполняющей анализ риска конкретного ГТС, с экспертами по безопасности ГТС, не участвовавшими в процедуре предварительного анализа опасностей.
Рис. 3.2.1 Основные шаги процедуры
идентификации опасностей
Ранжирование основных
В ряде практических приложений может применяться матрица качественной оценки риска гидротехнических сооружений ,в которой вместо уровней риска А - D используется понятие категорий аварий по уровню риска.
По
результатам ранжирования основных
сценариев возникновения и
3.3 Оценка риска
. Основными задачами оценки риска аварий ГТС являются:
-оценка частот (среднегодовых вероятностей) возникновения и развития аварий ГТС по всем основным сценариям, идентифицированным на стадии предварительного анализа опасностей (ПАО);
-оценка последствий возникновения и развития основных сценариев аварий ГТС;
-обобщение полученных оценок.
Категорирование
по уровню риска аварий, возможных
на ГТС
Для оценки (количественной и/или качественной) ожидаемых частот аварий гидротехнических сооружений используются следующие подходы: 1)статистический, заключающийся в максимально полном использовании статистики аварий и неполадок, а также данных о надежности объектов-аналогов; 2)графоаналитический, заключающийся в использовании логических методов анализа «деревьев отказов» и «деревьев событий» или расчетных моделей сооружения; 3) экспертный, заключающийся в выработке оценки путем учета мнений специалистов в данной области.
При этом процедуры анализа риска аварий гидротехнических сооружений можно подразделить на три категории: анализ, основанный на действующих нормах; качественный анализ и/или количественный анализ.
Следует
отметить, что пределы и степень
детализации анализа риска
Для гидротехнических сооружений ввиду явного недостатка репрезентативных статистических данных об отказах элементов ГТС и аварий на объектах-аналогах, уникальности сооружений, отсутствия исчерпывающих исходных данных о сооружениях, условиях размещения и эксплуатации целесообразно применение сочетания указанных подходов и процедур, адаптированных к специфике целей и задач анализа риска конкретного ГТС.
Оценка последствий аварий ГТС
(количественная или
-персонал объекта - владельца гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации;
-население прилегающей территории, попадающей в зону затопления при гидродинамической аварии или лишенной энергоснабжения при остановке электростанции в результате аварии ГТС;
-имущество третьих лиц (предприятия, здания и сооружения промышленных и селитебных зон);
-окружающая природная среда.
Для оценки последствий необходимо оценить негативные эффекты аварийного воздействия ГТС - физические (глубина затопления, скорость воды, температура и т.д.), социально-экономические (потери устойчивости затопленных зданий и сооружений, характер и продолжительность прекращения энергоснабжения и т.д.) и экологические (затопление сельхозугодий, ущерб рыбным запасам, загрязнение природных вод, почв, грунтов и т.д.). При оценке последствий аварий ГТС необходимо использовать модели аварийных процессов на ГТС и критерии поражения людей, имущества и окружающей природной среды с учетом неизбежных ограничений в выборе таких критериев.
Этап оценки риска должен (помимо
оценки частоты и последствий
нежелательных опасных явлений,