Управление рисками на водных объектах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:19, реферат

Описание

Анализ риска - центральное звено в процедурах обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, базирующееся на всей доступной информации о сооружениях и определяющее меры по контролю за уровнем их безопасности. Процедура анализа риска - составная часть декларирования безопасности гидротехнических сооружений, экспертизы деклараций безопасности ГТС, определения критериев безопасности ГТС, расчета вероятного вреда, который может быть причинен третьим лицам в результате аварий, возможных на ГТС, экономического анализа безопасности гидротехнических сооружений по критериям «стоимость - безопасность - выгода», обоснования страховых ставок и тарифов, выбора приоритетов при планировании ремонтно-восстановительных работ и других видов оценки состояния гидротехнических сооружений и уровня их безопасности.

Содержание

. Основные понятия и термины………………………………………………....3
2. Основные положения………………...………………………………………...5
3. Порядок проведения анализа риска аварий гидротехнических сооружений………………………………………………………………………..8
3.1 Организация и планирование работ………………………………………9
3.2 Идентификация опасностей………………………………………………12
3.3 Оценка риска ……………………………………………………………...15
3.4 Разработка рекомендаций по уменьшению риска………………………17
4. Методы проведения анализа риска аварий гидротехнических сооружений………………………………………………………………………21
5. Требования к оформлению результатов анализа риска аварий гидротехнических сооружений…………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

управление рисками.doc

— 271.00 Кб (Скачать документ)

    На  этапе проектирования гидротехнического  сооружения целью анализа риска  может быть: 

    -идентификация возможных опасностей и априорная сравнительная оценка риска аварий ГТС для различных вариантов его размещения и проектных решений при обосновании оптимального варианта;

    -обоснование допустимости (приемлемости) риска аварий проектируемого ГТС для персонала, населения, имущества и окружающей природной среды территории;

    -обеспечение информацией для разработки инструкций по обеспечению безопасности проектируемого ГТС, планов ликвидации аварийных ситуаций, планов действий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и т. д.;

    -обоснование страховых тарифов и ставок для заключения договора страхования гражданской ответственности объекта - владельца ГТС;

    -разработка декларации безопасности проектируемого сооружения и т. д.

    На  этапе ввода в эксплуатацию гидротехнического  сооружения целью анализа риска  может быть:

    -идентификация возможных опасностей и оценка риска аварий, возможных на этапе ввода ГТС в эксплуатацию, уточнение оценок риска, полученных на предыдущих этапах жизненного цикла объекта;

    -корректировка графика завершения строительства ГТС и уточнение степени готовности сооружений к вводу в эксплуатацию;

    -проверка соответствия условий ввода ГТС в эксплуатацию требованиям безопасности;

    -разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию ГТС;

    -разработка декларации безопасности ГТС на стадии ввода в эксплуатацию;

    -уточнение плана мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций на ГТС, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т. д.

    На  этапе эксплуатации и реконструкции  гидротехнического сооружения целью  анализа риска может быть:

    -уточнение информации об основных опасностях (например, при изменении социально-экономической инфраструктуры в нижнем бьефе гидроузла);

    -оценка соответствия состояния ГТС и условий его эксплуатации современным нормам и правилам;

    -определение приоритетных мер по ремонту и реконструкции ГТС, обоснование эффективности затрат на ремонт и реконструкцию;

    -разработка декларации безопасности эксплуатируемого ГТС;

    -расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС, обоснование страховых тарифов и ставок;

    -квалифицированное расследование причин имевших место аварий и неполадок на ГТС;

    -разработка рекомендаций по организации безопасной эксплуатации ГТС, взаимодействию с органами надзора, страховыми компаниями и т. д.;

    -совершенствование планов локализации аварийных ситуаций и действий в чрезвычайных ситуациях;

    -разработка противотеррористических паспортов объектов и т. д.

    На  этапе вывода из эксплуатации и консервации  гидротехнического сооружения целью  анализа риска может быть:

    -обоснование необходимых и достаточных мер по выводу из эксплуатации и консервации объекта, обеспечивающих его безопасность на указанных стадиях жизненного цикла ГТС;

    -обоснование возможности размещения новых объектов на территории законсервированного сооружения и т. д.

    Критерии  допустимого риска аварий гидротехнических сооружений могут быть заданы нормативно-правовыми  актами или (до выхода в свет нормативов) определены на этапе организации и планирования работ. Основные требования к выбору критериев допустимого риска - их обоснованность и определенность. В общем виде основой для определения критериев допустимого риска являются:

    -отечественное и зарубежное законодательство по безопасности гидротехнических сооружений;

    -правила и нормы безопасности в области гидротехники;

    -дополнительные требования специально уполномоченных органов надзора и контроля за безопасностью ГТС;

    -сведения об имевших место авариях гидротехнических сооружений различных типов и их последствиях;

    -региональные законодательные и нормативные акты;

    -соглашение о допустимости риска аварий ГТС между заинтересованными сторонами;

    -опыт практической деятельности. 
 

    3.2 Идентификация опасностей

    Идентификация опасностей для конкретного гидротехнического  сооружения должна включать следующие основные шаги: 1) предварительный анализ опасностей ГТС; 2) разработка перечня возможных нежелательных процессов и событий, приводящих к аварии ГТС; 3) формирование перечня основных сценариев возникновения и развития аварий и ЧС на ГТС; 4) ранжирование основных сценариев возникновения и развития аварий и ЧС на ГТС по уровню риска для персонала объекта, населения, имущества и окружающей природной среды; 5) выбор дальнейших направлений деятельности по анализу риска аварий ГТС.

      Предварительный анализ опасностей (ПАО) гидротехнического сооружения - первый обязательный шаг идентификации  опасностей выполняется с целью  выявления опасных элементов  и конструкций ГТС и воздействий на них, способных привести к аварии анализируемого сооружения (рис. 3.2.1). Это один из наиболее ответственных этапов анализа риска, поскольку не выявленные на этапе ПАО опасности не подвергаются дальнейшему рассмотрению и исчезают из поля зрения группы специалистов, выполняющих анализ риска аварий ГТС. Результаты ПАО рекомендуется оформить в виде протокола, содержащего так называемую таблицу результатов предварительного анализа опасностей. По результатам ПАО разрабатывается перечень возможных нежелательных процессов и событий, приводящих к аварии анализируемого ГТС, - вероятных причин аварий анализируемого гидротехнического сооружения. При разработке указанного перечня следует учитывать тип и класс сооружения, его назначение, условия размещения и эксплуатации, природно-климатические, социально-экономические и экологические факторы, а также сведения об авариях и ЧС, имевших место на аналогичных сооружениях.

    . На основе анализа вероятных  причин аварий ГТС и результатов ПАО разрабатывается перечень основных сценариев возникновения и развития аварий и ЧС на анализируемом ГТС, учитывающий особенности гидротехнического сооружения и территории возможного аварийного воздействия. Указанный перечень должен быть максимально полным и учитывать по возможности все опасности, способные инициировать аварии ГТС, приводящие к чрезвычайной ситуации. Последнее требование может быть удовлетворено путем обсуждения результатов деятельности группы специалистов, выполняющей анализ риска конкретного ГТС, с экспертами по безопасности ГТС, не участвовавшими в процедуре предварительного анализа опасностей.

           Рис. 3.2.1 Основные шаги процедуры  идентификации опасностей 

      Ранжирование основных сценариев  возникновения и развития аварий и ЧС на ГТС по уровню опасности для персонала, населения, имущества и окружающей природной среды рекомендуется выполнять с помощью матрицы «частота - тяжесть последствий». На этом этапе последствия аварии ГТС целесообразно оценить экспертным путем на качественном уровне.Цель ранжирования - определить, какие элементы и конструкции исследуемого ГТС и воздействия на него наиболее опасны с точки зрения возможности аварии сооружения и какие представляют меньший интерес.

    В ряде практических приложений может применяться матрица качественной оценки риска гидротехнических сооружений ,в которой вместо уровней риска А - D используется понятие категорий аварий по уровню риска.

    По  результатам ранжирования основных сценариев возникновения и развития аварий и чрезвычайных ситуаций на анализируемом гидротехническом сооружении группа исполнителей принимает решение о выборе дальнейших направлений деятельности. Результаты идентификации опасностей весьма полезны при разработке актов комиссионных обследований гидротехнических сооружений конкретных объектов, для обоснования основных сценариев аварий, возможных на ГТС, выявления сценариев аварий ГТС с максимально возможными последствиями или наиболее вероятных сценариев, а также классификации чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате таких аварий. 
 

    3.3 Оценка риска

    . Основными задачами оценки риска аварий ГТС являются:

-оценка частот (среднегодовых вероятностей) возникновения и развития аварий ГТС по всем основным сценариям, идентифицированным на стадии предварительного анализа опасностей (ПАО);

-оценка последствий возникновения и развития основных сценариев аварий ГТС;

-обобщение полученных оценок.

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                              Таблица 3.3.1

Категорирование  по уровню риска аварий, возможных  на ГТС                                                                                 

 
 

    Для оценки (количественной и/или качественной) ожидаемых частот аварий гидротехнических сооружений используются следующие подходы: 1)статистический, заключающийся в максимально полном использовании статистики аварий и неполадок, а также данных о надежности объектов-аналогов; 2)графоаналитический, заключающийся в использовании логических методов анализа «деревьев отказов» и «деревьев событий» или расчетных моделей сооружения; 3) экспертный, заключающийся в выработке оценки путем учета мнений специалистов в данной области.

    При этом процедуры анализа риска  аварий гидротехнических сооружений можно подразделить на три категории: анализ, основанный на действующих нормах; качественный анализ и/или количественный анализ.

    Следует отметить, что пределы и степень  детализации анализа риска могут  отличаться для разных подходов, допускающих как качественные, так и количественные оценки.

    Для гидротехнических сооружений ввиду  явного недостатка репрезентативных статистических данных об отказах элементов ГТС  и аварий на объектах-аналогах, уникальности сооружений, отсутствия исчерпывающих  исходных данных о сооружениях, условиях размещения и эксплуатации целесообразно применение сочетания указанных подходов и процедур, адаптированных к специфике целей и задач анализа риска конкретного ГТС.

      Оценка последствий аварий ГТС  (количественная или качественная) включает анализ возможных аварийных воздействий ГТС на основные группы реципиентов риска, к которым относятся:

    -персонал объекта - владельца гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации;

    -население прилегающей территории, попадающей в зону затопления при гидродинамической аварии или лишенной энергоснабжения при остановке электростанции в результате аварии ГТС;

    -имущество третьих лиц (предприятия, здания и сооружения промышленных и селитебных зон);

    -окружающая природная среда.

    Для оценки последствий необходимо оценить негативные эффекты аварийного воздействия ГТС - физические (глубина затопления, скорость воды, температура и т.д.), социально-экономические (потери устойчивости затопленных зданий и сооружений, характер и продолжительность прекращения энергоснабжения и т.д.) и экологические (затопление сельхозугодий, ущерб рыбным запасам, загрязнение природных вод, почв, грунтов и т.д.). При оценке последствий аварий ГТС необходимо использовать модели аварийных процессов на ГТС и критерии поражения людей, имущества и окружающей природной среды с учетом неизбежных ограничений в выборе таких критериев.

      Этап оценки риска должен (помимо  оценки частоты и последствий  нежелательных опасных явлений,  событий и процессов, способных  привести к аварии ГТС) включать анализ неопределенностей и точности полученных результатов. Основными источниками неопределенностей при анализе и оценке риска, как показывает практика, являются недостаточность информации о надежности сооружения и его элементов, человеческих ошибках, особенно в нештатных ситуациях, а также неизбежные допущения и ограничения при моделировании аварийных процессов на ГТС. Анализ неопределенностей - это перевод ограничений и допущений, а также недостатка исходных данных, используемых при анализе риска, в погрешность (неопределенность) результатов. Источники неопределенности должны быть идентифицированы и представлены в результатах анализа риска аварий ГТС.

Информация о работе Управление рисками на водных объектах