Управление рисками на водных объектах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:19, реферат

Описание

Анализ риска - центральное звено в процедурах обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, базирующееся на всей доступной информации о сооружениях и определяющее меры по контролю за уровнем их безопасности. Процедура анализа риска - составная часть декларирования безопасности гидротехнических сооружений, экспертизы деклараций безопасности ГТС, определения критериев безопасности ГТС, расчета вероятного вреда, который может быть причинен третьим лицам в результате аварий, возможных на ГТС, экономического анализа безопасности гидротехнических сооружений по критериям «стоимость - безопасность - выгода», обоснования страховых ставок и тарифов, выбора приоритетов при планировании ремонтно-восстановительных работ и других видов оценки состояния гидротехнических сооружений и уровня их безопасности.

Содержание

. Основные понятия и термины………………………………………………....3
2. Основные положения………………...………………………………………...5
3. Порядок проведения анализа риска аварий гидротехнических сооружений………………………………………………………………………..8
3.1 Организация и планирование работ………………………………………9
3.2 Идентификация опасностей………………………………………………12
3.3 Оценка риска ……………………………………………………………...15
3.4 Разработка рекомендаций по уменьшению риска………………………17
4. Методы проведения анализа риска аварий гидротехнических сооружений………………………………………………………………………21
5. Требования к оформлению результатов анализа риска аварий гидротехнических сооружений…………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

управление рисками.doc

— 271.00 Кб (Скачать документ)

      При необходимости по результатам  анализа и оценки частоты выявленных  опасных событий и их последствий определяется значение риска аварий ГТС в целом путем обобщения показателей риска (частот и последствий) всех выявленных опасных событий (рис.3.3.1). Здесь также возможны как количественные, так и качественные оценки.

    Собственно  оценка риска по результатам предыдущих этапов - это процесс выработки решения, является ли определенный качественно или количественно риск аварий ГТС допустимым, а меры контроля за безопасностью ГТС - адекватными. В случае количественной оценки риска аварий ГТС и наличия нормативных значений критериев допустимого риска сооружений данного типа, класса и назначения процедура оценки риска включает сравнение вычисленных показателей риска аварий конкретного ГТС с критериями допустимого риска. В случае качественных оценок риска суждение о допустимости риска аварий ГТС выносится группой экспертов-исполнителей. Аналогичным образом проверяется адекватность мер контроля за уровнем безопасности ГТС.

    Если  риск опасного события, приводящего  к аварии ГТС, признан недопустимым, а меры контроля за уровнем безопасности сооружения -неадекватными потенциальной опасности, то на этапе оценки риска определяется характер дополнительных мер контроля состояния сооружения и уровня его безопасности.

    

    Рис. 3.3.1 способы обобщения оценок составляющих риска аварий ГТС. 
 

    3.4 Разработка рекомендаций по уменьшению риска

    Рекомендации  по уменьшению риска аварий гидротехнического  сооружения разрабатываются на заключительном этапе анализа риска в случае, если вычисленный или качественно  определенный риск опасных событий и процессов, приводящих к аварии ГТС, признан недопустимым и значимым по своим последствиям для основных групп реципиентов риска.

Меры по уменьшению риска могут иметь организационный, технический или социально-психологический  характер (рис. 3.4.1) . В выборе характера мероприятий решающее значение имеет общая оценка действенности мер по уменьшению риска.

Наиболее предпочтительны  технические и организационные  меры, поскольку социально-психологические  меры не изменяют уровень риска и  касаются только проблем его восприятия обществом. На стадии эксплуатации организационные меры управления риском могут компенсировать ограниченные возможности владельца ГТС для принятия эффективных, но дорогостоящих технических мер по уменьшению риска аварий гидротехнического сооружения.

Рис. 3.4.1 Возможные меры управления риском аварий гидротехнических сооружений

    Во  всех случаях, где это возможно, меры уменьшения ожидаемой частоты аварий ГТС (активные меры управления риском) должны иметь приоритет над мерами уменьшения возможных последствий аварий (пассивные меры управления риском). Это означает, что при выборе технических и организационных мер для уменьшения риска аварий обязательно должны рассматриваться:

    -активные меры управления риском, включающие меры уменьшения частоты (вероятности) возникновения опасных событий и процессов, ведущих к аварии ГТС;

    -меры уменьшения частоты (вероятности) перерастания неполадки на ГТС в аварию;

    -пассивные меры управления риском, имеющие, в свою очередь, свои приоритеты:

    -меры, предусматриваемые уже на стадии проектирования гидротехнического сооружения;

    -меры, относящиеся к системам противоаварийной защиты и контроля за состоянием ГТС;

    -меры в части организации, оснащенности и готовности к действиям противоаварийных служб на объекте.

      При обосновании и оценке эффективности  предлагаемых мер по уменьшению  риска рекомендуется придерживаться  одной из двух альтернативных  целей их оптимизации:

    -при заданных средствах обеспечить максимальное снижение риска аварии гидротехнического сооружения;

    -при минимальных затратах обеспечить снижение риска аварии гидротехнического сооружения до допустимого уровня.

      Установление приоритетности мер  по уменьшению риска аварий  ГТС в условиях заданных объемов  средств или ограниченных ресурсов  выполняется следующим образом:

    -определяется совокупность мер, которые могут быть реализованы при заданных объемах финансирования;

    -выполняется ранжирование этих мер по показателю «эффективность - затраты»;

    -выполняется обоснование и оценка эффективности предлагаемых мер. 

4. Методы проведения  анализа риска  аварий гидротехнических  сооружений.

    При выборе методов проведения анализа  риска аварий гидротехнических сооружений необходимо учитывать цели анализа  риска, тип, класс, назначение и этап жизненного цикла анализируемого ГТС, характер опасностей, объем и качество исходных данных, наличие временных и финансовых ресурсов для проведения анализа риска, опыт и квалификацию исполнителей.

      Для анализа риска аварий гидротехнических  сооружений рекомендуется использовать  хорошо отработанные и апробированные в других отраслях техногенной деятельности методы анализа риска сложных технических систем, однако применение их в гидротехнике возможно лишь с учетом всего спектра отличий ГТС от механических, электрических и технологических систем.

      Методы проведения анализа риска  аварий гидротехнических сооружений  должны удовлетворять следующим  общим требованиям:

    -методы должны быть научно обоснованы и соответствовать целям анализа риска и анализируемому сооружению;

    -методы должны давать результаты в виде, позволяющем лучше понимать уровень риска и намечать наиболее эффективные пути его снижения;

    -результаты применения методов должны быть воспроизводимыми.

    На  этапе оценки риска аварий гидротехнических сооружений для определения качественных или количественных показателей частот прогнозируемых нежелательных явлений, процессов и событий целесообразно использовать один или комбинацию следующих методов. 
 
 
 

    5. Требования к оформлению  результатов анализа  риска аварий гидротехнических  сооружений 

    Общие требования к проведению и оформлению результатов анализа риска аварий гидротехнических сооружений должны соответствовать основным положениям Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений», Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», правил и норм в области безопасности гидротехнических сооружений.

      Результаты анализа риска аварий  гидротехнических сооружений должны  быть обоснованы и оформлены  таким образом, чтобы выполненные оценки, расчеты и выводы могли быть воспроизведены специалистами, не участвовавшими в первоначальном анализе.

    Состав  и объем документации, фиксирующей  результаты анализа риска аварий ГТС, определяется целями и задачами анализа риска, включая идентификацию ГТС, подлежащих обязательному декларированию безопасности, разработку деклараций безопасности ГТС, экспертизу безопасности ГТС, расчет вреда от аварий ГТС, выбор приоритетов при проведении ремонтно-восстановительных работ, обоснование страховых тарифов и ставок, апостериорную оценку частот и последствий аварии ГТС и т. д.

    В тех случаях, когда проведение анализа  риска аварий ГТС имеет самостоятельные  цели, результаты следует документировать  отчетом, включающим:

    -титульный лист; список исполнителей; содержание (оглавление) отчета; цели анализа риска и сферу исследований; краткое описание ГТС, исходные данные и их источники; методологию анализа риска - описание используемых методов анализа риска, моделей развития аварийных процессов и обоснование их применения; ограничения и допущения, используемые при анализе;

    -результаты идентификации опасностей; результаты оценки риска аварий ГТС; анализ неопределенностей результатов анализа риска; рекомендации по снижению риска аварий ГТС; выводы; список источников информации.

    При проведении анализа риска аварий гидротехнических сооружений в рамках декларирования безопасности ГТС, находящихся  в ведении, собственности или  эксплуатации организаций топливно-энергетического  комплекса Российской Федерации, результаты анализа риска ГТС как составная часть декларации безопасности должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующих Правил.

      При проведении анализа риска  аварий гидротехнических сооружений  в рамках декларирования безопасности  ГТС организаций, поднадзорных  Министерству природных ресурсов России, Министерству транспорта России или Госгортехнадзору России, результаты анализа риска ГТС как составная часть декларации безопасности должны быть оформлены в соответствии с требованиями порядков разработки деклараций безопасности ГТС, утвержденных соответственно МПР России, Минтрансом России или Госгортехнадзором России.

      Результаты анализа риска, выполняемые  с целью обоснования сценариев  наиболее тяжелой по последствиям  и наиболее вероятной аварий, возможных на ГТС, как составной части документа «Расчет вероятного вреда... », должны быть оформлены в соответствии с требованиями Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

 

     Список литературы 

    1. Арефьев Н.В., Добрынин С.Н., Ивашинцов Д.А., Тихонова Т.С. Анализ и оценка развития аварийных ситуаций на инженерных объектах. СПб: ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева». 2000.

    2. ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. М.: Издательство стандартов. 1994.

    3. Елохин А.Н. Анализ и управление риском: теория и практика. М.: 2000.

    4. Методические указания по проведению анализа риска аварий гидротехнических сооружений. СТП ВНИИГ 230.2.001-00 / Под ред. Е.Н. Беллендира, С.В. Сольского, Н.Я. Никитиной. СПб.: ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева». 2000.

    5. Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов. РД 03-418-01. Утверждены Постановлением № 30 Госгортехнадзора России от 10. 07. 2001.

    6. Рекомендации по оценке надежности гидротехнических сооружений. П 842-86. М.: Гидропроект. 1986.

Информация о работе Управление рисками на водных объектах