Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:23, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является определение степени государственного регулирования в сфере труда и занятости населения.
Для достижения цели, поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию «рынок труда»;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Рынок труда…………………………………………………………………..4
2. Понятие и виды занятости……………………………………………………9
3. Регулирование занятости и государственная политика
на примере России……………………………………………………………...14
4. Государственные органы, осуществляющие регулирование
занятости………………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………22
Литература……………………………………………………………………….23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Рынок труда…………………………………………………………………
2. Понятие и виды занятости……………………………………………………9
3. Регулирование занятости и государственная политика
на примере России…………………………………………………………….
4. Государственные органы, осуществляющие регулирование
занятости………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования, рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач, проводимых в России реформ.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство. Цели государственного регулирования рынка труда: обеспечение полной занятости, создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность.
Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. В качестве трудоустраивающих органов на сегодняшний день могут выступать государственные органы и негосударственные организации.
Целью данной контрольной работы является определение степени государственного регулирования в сфере труда и занятости населения.
Для достижения цели, поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию «рынок труда»;
2. Дать определение понятию «занятость населения»;
3. Изучить регулирование занятости и государственную политику на примере России;
4. Обозначить органы, осуществляющие регулирование занятости.
1. Рынок труда
С возникновением отношений между людьми, обусловленных разделением труда, возникали проблемы занятости в трудовом процессе. Основы классической теории занятости зародились с началом разработки трудовой теории стоимости Смитом А. и Рикардо Д.
Экономисты-классики утверждали, что любой желающий работать по установившейся на рынке ставке заработной платы может легко найти работу и что в условиях капиталистического способа производства обеспечивается полная занятость на основе саморегулирования. Считалось, что вмешательство государства в этот процесс недопустимо.[1]
Однако положениям классической теории противоречили регулярно повторяющиеся периоды экономических спадов с сопутствующим им неконтролируемым ростом безработицы.
В 1936 году английский экономист Джон Кейнс выдвинул новую концепцию, оспаривающую основные положения классической теории занятости о том, что механизм конкуренции обеспечивает равновесие спроса и предложения, в том числе и на рынке рабочей силы. Кейнс Дж. обосновал несостоятельность утверждений о полной саморегуляции капиталистической
экономики, невозможность полной занятости в реальных условиях. В «Общей теории занятости, процента и денег» он отметил наличие «вынужденной» безработицы, то есть безработицы, возникающей из-за недостатка «эффективного спроса», при которой рабочие не могут найти работу и за низкую заработную плату. Решающим критерием оптимальности, по Кейнсу, является уровень прибыли, даже если при этом сохраняется безработица.
Кейнсианцами была обоснована необходимость поддержания уровня безработицы в пределах 3-6% общего числа занятых для создания условий эффективного воздействия на заработную плату.
Также признана необходимость государственного регулирования
«эффективного спроса» через сферу обращения, бюджетные, кредитно-денежные рычаги.[2]
Таким образом, теоретически подтверждена взаимообусловленность существования рынка труда и закономерностей его функционирования общими законами экономического развитии.
Понятие «рынок труда», отражающее динамику в сфере занятости, появилось в России в связи с переходом страны к рыночной экономике. В плановой экономике оно отсутствовало и определялось как «управление трудовыми ресурсами».
Рынок труда понимается как система общественных отношений (в том числе взаимоотношений юридически свободных работников и работодателей), социальных (в том числе правовых) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной главным образом соотношением спроса и предложения) и использование труда.
Данное определение отличается от более узких тем, что к понятию «рынок труда» относят не только сферу обмена (купля-продажа) труда, но и сферу воспроизводства трудового потенциала и сферу использования труда.
Международная организация труда определяет рынок труда как сферу, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда.[3]
В России широко распространено понятие, которое используется Министерством здравоохранения и социального развития для аналитических целей и прогнозов, в его основе лежит отождествление рынка труда с процессами и механизмами трудоустройства.
Труд является критерием выделения из всех способностей трудовых ресурсов только тех, которые будут использоваться или уже используются в процессе производства материальных или духовных благ. Поэтому разграничивают понятия «рынок трудовых ресурсов» и «рынок труда».
Под рынком труда принято понимать место, где встречаются работник, ищущий работу, и работодатель, ищущий работника с целью заключения договора о найме.[4] На рынке труда, таким образом, присутствуют только граждане (имеющие работу, но меняющие её, безработные и другие незанятые), находящиеся в состоянии поиска рабочего места. Все другие находятся вне рынка труда.
Основная задача работодателя на рынке труда – найти подходящего работника для заполнения вакансий, т.е. максимально соответствующего функциональному содержанию рабочего места за приемлемую заработную плату и другие условия труда. В случае достижения договоренности работник и работодатель, заключив сделку в виде трудового договора, покидают рынок труда. Рынок труда обеспечивает работникам - работу, а работодателям – работников и согласовывает решения в области занятости.
Вопрос о существовании рынка труда в России основывается на понимании его не только как комплекса социально-трудовых отношений и не только как экономической категории, но это и исторически сложившийся специфический механизм саморегулирования.
Рынок труда реализует определенный круг социально-трудовых отношений на основе информации, поступающей в форме цены труда, а также способствует установлению и соблюдению баланса интересов между
трудящимися, предпринимателями и государством.
Рассмотрим субъекты рынка труда, необходимые для его функционирования.[5]
Субъекты рынка труда:
- работодатель – может быть представлен различными фигурами, в зависимости от узаконенной структуры отношений. Имеет возможность диктовать свои условия, так как только он определяет количество, качество рабочих мест и устанавливает цену на рабочую силу;
- наемные работники – свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств к существованию и индивидуальному воспроизводству. Они отвергают или принимают условия
работодателей и имеют ограниченные возможности влиять на них. Поэтому возникает необходимость в посредниках, роль которых выполняет государство;
- государство – является третьим субъектом, активно воздействует на происходящие процессы на рынке труда, как непосредственно регулируя эти процессы (оказывая услуги по трудоустройству, профообучению и профориентации, информируя субъектов рынка труда), так и применяя методы экономического принуждения через антимонопольное законодательство, сферу обращения, бюджетные, денежно-кредитные рычаги.
Государство как партнер на рынке труда обеспечивает баланс интересов его субъектов. Благодаря регулирующему воздействию государства рынок труда становится важнейшим элементом социального функционирования экономики и воспроизводства рабочей силы. Для достижения этих целей государство создает необходимые условия и закрепляет их в законодательных и других правовых актах.
Их основными положениями являются:
- свобода предложения рабочей силы, т.е. при наличии условий для добровольного выбора профессии, вида деятельности с учетом как индивидуальных, так и общественных потребностей;
-свобода спроса на рабочую силу, т.е. найма и увольнения работников всеми работодателями (как в лице государства, так и частных предпринимателей) при обязательном соблюдении норм трудового законодательства, условий труда, его оплаты, защиты интересов граждан в виде компенсаций незанятым;
- свободное начисление и выплата заработной платы при соблюдении установленного законом гарантированного минимума;
- запрет на принуждение к труду и строгая ответственность должностных лиц за нарушение этого условия;
- законом гарантируется всем незанятым гражданам, желающим трудиться, бесплатное оказание информационной и консультационной помощи при трудоустройстве, профориентации и профессиональной подготовке, материальная поддержка в случае отсутствия подходящей работы. В то же время законом не предусматривается и не гарантируется предоставление рабочих мест всем желающим.
2. Понятие и виды занятости
Проблема занятости и безработицы – одна из главных на сегодняшний день во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, и, прежде всего такие факторы как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.
В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).
В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.
Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.[6] При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом.[7] Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.
В современной российской экономической литературе понятия «занятость» и «рынок труда» нередко отождествляются. Системе занятости приписывается ряд не свойственных ей функций, а рынку труда придается универсальный характер.
Котляр А.Э. определяет занятость как «… общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте».[8]