Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:23, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является определение степени государственного регулирования в сфере труда и занятости населения.
Для достижения цели, поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию «рынок труда»;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Рынок труда…………………………………………………………………..4
2. Понятие и виды занятости……………………………………………………9
3. Регулирование занятости и государственная политика
на примере России……………………………………………………………...14
4. Государственные органы, осуществляющие регулирование
занятости………………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………22
Литература……………………………………………………………………….23
Бреев Б.Д. дает следующее определение занятости:
«занятость населения – сложное социально-экономическое явление, выступающее составной частью общественного производства».
С точки зрения экономической категории занятость сегодня практически рассматривается как общественное отношение не только обеспечения населения рабочими местами, но и обеспечения человека необходимыми средствами существования.
Саруханов Э.Р. определяет занятость как «… общественно-экономические отношения, в которые вступают между собой по поводу участия в общественно полезном труде на том или ином рабочем месте», т.е. «это практическая деятельность людей по производству материальных благ, общественных отношений между ними по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте».
Обобщая отмеченные подходы можно определить занятость, во-первых, как экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях; во-вторых, как совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием людей в хозяйственной деятельности. Занятость выражает одну из сторон трудовых отношений по поводу непосредственного включения работника в процесс труда. Это в первую очередь вид деятельности для экономически активных
членов общества. Именно категория занятости в большей мере характеризует проблемы функционирования экономически активного населения относительно вещественных факторов производства.
Эти положения наиболее полно отражаются в определениях занятости, принятых Международным Бюро Труда (МБТ), и активно применяемых в большинстве промышленно развитых стран. В них отдельно определяются «занятые по найму» и «занятые на собственном предприятии».
Занятые по найму:
1) «работающие», лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу за заработную плату или жалование деньгами или натурой;
2) «имеющие рабочее место, но не работающие», лица, которые уже работали на своем последнем рабочем месте, но временно не работают в отчетном периоде, хотя формально сохраняют за собой рабочее место.
Занятые на собственном предприятии:
1) «работающие», лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу для получения прибыли или семейного дохода деньгами или натурой;
2) «имеющие предприятие, но не работающие», лица, имеющие предприятия, которые временно в отчетном периоде не работали по той или иной причине.
Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов занятости. Так, различают полную, продуктивную и свободноизбранную занятость.
Полная занятость – это обеспеченность профессиональным трудом, который приносит доход личности и достойное существование ему и его семье.
Основной смысл продуктивной занятости сводится к следующему - общественно приемлемой может считаться не любая работа, а только отвечающая двум важнейшим требованиям. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход; во-вторых, противопоставляется занятости формальной.
Политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого
человека был экономически целесообразным, максимально продуктивным для общества.
Свободноизбранная занятость предусматривает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно его владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью.
Приведенные выше виды занятости отражают состояние количественной и качественной балансировки между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которых создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества.
С количественной стороны занятость отражает понятие полной занятости, а с качественной - эффективной занятости. Новая концепция занятости видоизменяет и расширяет содержание целевой установки «полная занятость», связывая её с эффективной занятостью. В основе этой связи – ориентация на потребности и интересы человека, отход от производственного подхода к трудовым ресурсам.
Под полной занятостью в условиях рыночной экономики понимается создание таких материально-технических средств и социально-экономических отношений, которые производят и воспроизводят хозяйственный механизм, порождающий возможность занятости трудоспособного населения, но лишь в той мере, что соответствует или приближается к естественной норме.
Речь идет о том, что полная занятость не означает, что все трудоспособное население в трудоспособном возрасте обязательно должно быть занятым в народном хозяйстве. В каждый данный момент какое-то количество трудоспособных лиц в силу ряда обстоятельств могут и не участвовать в процессе труда, а быть занятыми в другой сфере общественной жизни, например, женщины, обеспечивающие уход за детьми и т.д.
Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, развитие личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.
Таким образом, эффективную занятость можно охарактеризовать с
двух точек зрения:
1) с экономической – как наиболее рациональное использование человеческого ресурса;
2) с социальной – как наиболее полное соответствие интересам человека труда.
Соединение полной и эффективной занятости предполагает свободу выбора работников и работодателей, отмену жесткой государственной регламентации в сфере трудовых отношений, гибкость труда по формам занятости, организации трудового процесса, устранение устаревших запретов в трудовой деятельности.
С другой стороны, рыночные отношения в сфере труда предполагают право работодателей самим решать вопрос о количестве и качестве используемой рабочей силы и увольнять лишних с точки зрения производства работников.
3. Регулирование занятости и государственная политика на примере России
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:
- программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
- программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
- программы содействия найму рабочей силы;
- правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.
Цели государственного регулирования рынка труда:
- обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
- создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
- активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
- пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
- стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
- организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
- развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
- содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
- государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
- содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
- создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
- организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует: обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат; бесплатное медицинское обслуживание.
Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.
Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.
Макроуровень.
На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:
- согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой;
- согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой;
- выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
Региональный уровень.
На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.
Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.
На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса. Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:
- развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
- совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
- обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
- целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
- повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
- поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
- организация общественных и временных работ.
Местный уровень.
На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.
Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.