Управление рынком труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:23, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является определение степени государственного регулирования в сфере труда и занятости населения.
Для достижения цели, поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию «рынок труда»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Рынок труда…………………………………………………………………..4
2. Понятие и виды занятости……………………………………………………9
3. Регулирование занятости и государственная политика
на примере России……………………………………………………………...14
4. Государственные органы, осуществляющие регулирование
занятости………………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………22
Литература……………………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

мояе.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

        В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

        В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

         Государственные гарантии для безработных включают:

- бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;

-   компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;

-     выплату пособия по безработице;

возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

        Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

      Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия. Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

        С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

4.    Государственные органы, осуществляющие регулирование занятости

 

В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней.  В качестве трудоустраивающих органов на сегодняшний день могут выступать государственные органы и негосударственные организации. 

К государственным трудоустраивающим органам относятся органы по вопросам занятости (органы службы занятости), а также специальные органы, занимающиеся трудоустройством отдельных категорий граждан (например, учреждения и предприятия социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.). Нужно отметить, что необходимость создания специальных органов, осуществляющих посредничество в трудоустройстве, предусмотрена и международными актами о труде. В частности, Конвенция МОТ № 88 «Об организации службы занятости» (1948г.)[9] обязывает государства создать бесплатные бюро занятости, основная цель которых – обеспечить воздействие на рынок труда для достижения  поддержания полной занятости.

На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости.

         Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации,  осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

         Службы занятости населения (СЗН) регионов Российской Федерации являются структурными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости и организовывают и контролируют деятельность местных отделений службы занятости – центров занятости населения (ЦЗН).

           Центр занятости населения (ЦЗН) – местное отделение службы занятости, непосредственно работающие с населением в области труда и занятости, непосредственно оказывает государственные услуги населению в сфере занятости.

           Основные функции службы занятости населения:

-  контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

-   деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

-   организация альтернативной гражданской службы;

- организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

         Назначение службы занятости населения (СЗН) – помочь гражданам реализовать конституционное право на труд, а также регулировать взаимоотношения на рынке труда.

       Основные направления деятельности службы занятости населения:

- прием граждан и незанятого населения, регистрация в целях оказания содействия в трудоустройстве, признания безработными, профессионального обучения, назначения и выплаты пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению центров занятости населения, оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на содержании;

- информирование органов государственного управления, организаций, предприятий и граждан о положении на рынке труда, спросе и предложении на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки;

- организация и проведение мероприятий по активной политике занятости, специальных программ: общественные работы, содействие трудоустройству особо нуждающейся категории граждан, создание дополнительных рабочих мест по временной занятости безработных и несовершеннолетних граждан в каникулярное время и т.д;

-  выполнение программ социальной адаптации граждан, ищущих работу и безработных;

- проведение профессиональной адаптации, оказание психологической поддержки, отбор и направление на профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации безработных граждан;

- разработка, внесение предложений, участие совместно с органами самоуправления, работодателями, профобъединениями работников в разработке и реализации мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения в связи с ликвидацией предприятия;

- назначение и выплата пособий по безработице, стипендий и материальной помощи на условиях и в порядке, установленных законодательством о занятости;

- формирование, ведение и использование банка данных о рынке труда, в т.ч. о спросе и предложении на рабочую силу.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Правовые нормы, регулирующие обеспечения трудовой занятости населения образуют самостоятельный комплексный институт, объединяющий нормы государственного, муниципального, международного, административного, финансового, гражданского, трудового права, а так же права социального обеспечения.

          Действующие тенденции социальной стратификации российского общества, наличие в нем бедных и малообеспеченных слоев населения с низким среднедушевым доходом во многом обусловлены существующими деформациями в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных, и «работающих» бедных, занятых на финансово неблагополучных предприятиях и в бюджетных организациях. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и  массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде.

        Важнейшим приоритетом государственной социальной политики должно стать активное содействие обеспечению эффективной занятости, преодолению неоправданно заниженной цены труда.

         В государственной политике занятости также необходимо уделять внимание расширению занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств. Необходимо обеспечивать соответствующий уровень образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ. При этом немало важно  сохранение активной роли  государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий.

Литература

 

 

 

 

1.  Буланов В.С. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда//Общество и экономика. 1997. №7-8. – С.66-72.

2. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». – 3-е изд. – М.: Ось-89, 2003. – С. 3.

3. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.-

4.   Котляр А.Э. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными// Человек и труд. – 1996.- №5.- С.9.

5. Кашепов А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования и перспективы// Общество и экономика. – 1997 -№7-8.

6.   Кэмпбел Р. Макконелл, Стенли Л.Брю. Экономикс. – Баку, 1992. – Т. 1 . – С. 195-197.

7.   Лебедев В.М.  Трудовое право. – М., 2004г. – С.215

8.    Международное бюро труда. – Ж., 1991г.- С. 2031 - 2035.

9.    Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики. –М.,1999. –С. 24.

10.  Рынок труда и теория занятости. – М.:Цезан, 1996, С. 168.

11. http://www.genon.ru

12. http://www.grandars.ru

 

 

 

2

 



[1] Кэмпбел Р. Макконелл, Стенли Л.Брю. Экономикс. – Баку, 1992. – Т. 1 . – С. 195-197.

[2] Рынок труда и теория занятости. – М.:Цезан, 1996, С. 168.

[3] Кашепов А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования и перспективы// Общество и экономика. – 1997 -№7-8.

[4] Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики. –М.,1999. –С. 24.

[5] Буланов В.С. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда//Общество и экономика. 1997. №7-8. – С.66-72.

[6] Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». – 3-е изд. – М.: Ось-89, 2003. – С. 3.

[7] Лебедев В.М.  Трудовое право. – М., 2004г. – С.215

[8] Котляр А.Э. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными// Человек и труд. – 1996.- №5.- С.9.

[9] Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Международное бюро труда. – Ж., 1991г.- С. 2031 - 2035.

 


Информация о работе Управление рынком труда