Управление стрессами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание

Стресс в последнее время становится всё более распространённым явлением. Обычно стресс ассоциируется с двумя основными моментами: препятствиями и неосуществленными желаниями. Получение высокой оценки по итогам аттестации может способствовать продвижению по службе и повышении заработной платы, в то время как неудовлетворительная оценка может стать препятствием для долгожданного повышения и даже основанием ля увольнения с работы из-за несоответствия занимаемой должности.

Содержание

Введение
1 Теоретические основания изучения системы управления стрессами в организации
1.1 Понятие стресса и его особенности
1.2 Физиологические механизмы стресса и его последствия для работника
1.3 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки
1.4 Методы борьбы со стрессом в управленческой сфере
2 Программное обеспечение инструментария социологического исследования
2.1 Проблема, цель, задачи, объект и предмет социологического исследования
2.2 Интерпретация основных понятий исследования
2.3 Гипотезы исследования
2.4 Описание инструментария исследования
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

управление стрессами в организации.docx

— 43.99 Кб (Скачать документ)

Нужно отметить взаимосвязь  между темпераментом человека и  его реакцией на стресс. Специалисты  указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с  тревогой или испугом, фобией или  невротической тревожностью. У холериков - типичная стрессовая реакция - гнев. Вот  почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У  флегматиков под действием стресса  снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и  может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают” на еду, в результате чего могут становиться тучными. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники.

Говоря о реакции человеческого  организма на стресс, необходимо сказать, что проводя свои исследования, Г. Селье случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome - GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».

Адаптационный синдром представляет собой модель реакции человека на воздействие стрессоров. Классическая модель включает три стадии развития стресса (тревога (А), сопротивление(Б), истощение(В)) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу (рис.1).

фаза А: тревога - состояние возбуждения с упадком и последующей мобилизацией адаптационных ресурсов.

фаза Б: сопротивление - напряжение сил для противостояния стрессу на основе сбалансированного расходования адаптационных возможностей.

фаза В: истощение - упадок сил вследствие истощения запасов адаптационной энергии.

Исследования показывают, что у человека, почти постоянно  находящегося в состоянии эмоционального напряжения могут возникнуть такие  физиологические нарушения, как  язва двенадцатиперстной кишки и  желудка, колит, грудная жаба, гипертония, астма, сенная лихорадка, ожирение, диабет, некоторые кожные болезни, люмбаго  и др.

В то время как взаимосвязи  между стрессом и физическим здоровьем  человека уделялось пристальное  внимание, особенно медиками, воздействие  стресса на психологическое состояние  исследовано не столь подробно. В  то же время имеются данные, что  имеется прямая зависимость между  высоким уровнем стресса и  такими агрессивными действиями, как  саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические  проблемы подобного типа, вызванные  стрессом, приводят в свою очередь  к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям  руководства, неспособности сосредоточиться  и принять решение и к неудовлетворенности  работой. Эти последствия стресса  приносят прямые убытки организации.

Высокий уровень стресса  оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие  на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. Командная работа, а именно таковой  является деятельность в организации, полагается на сильные стороны руководителя, авторитетного лидера, и является фактором успеха работы организации. На протяжении последних двух лет проводились  исследования влияния перегрузок в  работе руководителя на эффективность  деятельности предприятия. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой  резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают  привычку не беспокоить их, даже когда  речь идет о серьезных вопросах.

Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они  чувствуют, что не соответствуют  ожиданиям, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут  медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.

Еще одним аспектом воздействия  стресса является изменение в  поведении человека. Прямым результатом  сильных стрессов на работе могут  являться такие поведенческие реакции, как недоедание или переедание, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и антидепрессантами. В ряде исследований получены определенные свидетельства о наличии прямой связи между стрессом и прогулами, а также текучестью кадров.

Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного  уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или  неспособность восстановиться после  работы». Это определение, данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (как бы он ни определялся для ситуации конкретного человека) может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.

1.3 Причины возникновения  стресса на рабочем месте и  его признаки

Снижая эффективность  и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые  отражаются как на их заработке и  результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся  в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает  затраты на достижение целей организаций  и снижает качество жизни для  большого числа трудящихся.

Стрессы возникают под  действием стрессоров - это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности  внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Любое событие, факт или  сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Можно привести следующую классификацию стрессоров:

1) По характеру:

а) физиологические ( это экстремальные воздействия внешней среды - неприемлемые для организма уровень температуры, освещения, давления, болевые ощущения, непосильная физическая нагрузка и пр.);

б) психологические (психологическое  напряжение, отрицательные эмоции, конфликтные ситуации и пр.).

2) По содержанию:

а) организационные (перегрузка или недогрузка работника, конфликт или неопределенность ролей, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью и пр.);

б) личностные (события личной жизни негативного или позитивного  характера).

3) По источнику:

а) внешние (находятся за пределами организации - международные  события, экономическая и политическая нестабильность, социальные проблемы, напряженность в обществе и пр.);

б) внутренние (связаны с  организацией и самим работником - несовершенные организационная  структура и стиль управления, специфическое восприятие, различия в опыте и пр.).

4) По специфике воздействия:

а) общие (характерны для  типичных ситуаций - хронические, часто  повторяющиеся проблемы);

б) специфические (связанны с особенностями личности, ситуации).

Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

1) факторы стресса вне  организации: стресс на работе  нельзя ограничивать событиями  и условиями, имеющими место  непосредственно на рабочем месте.  Любая организация является открытой  социальной системой, и на ее  элементы - работников - естественно  воздействуют внешние факторы,  такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия,  изменения в их личной жизни  (семейные проблемы, старение, смерть  близкого родственника, рождение  ребенка и т.п.).

Так, можно сказать, что  неудовлетворительное финансовое положение  может побуждать людей брать  дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и  усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о  том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

2) групповые факторы стресса:  к групповым факторам стресса  можно отнести следующие:

отсутствие групповой  сплоченности - отсутствие возможности  для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики  рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту  возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его  в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов - наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

3) факторы стресса, связанные  с организацией: причины связанного  с работой стресса исследуются  уже немалое время, и перечень  потенциальных факторов, вызывающих  стресс, весьма длинен. В нем можно  найти физические факторы, превращающие  рабочее место во враждебную  среду (повышенная температура,  шум, многолюдность и т.д.), а  также массу психосоциальных  факторов, обусловленных конкретной  комбинацией трудовых, организационных  и социальных особенностей рабочего  места. К наиболее точно установленным  стрессорам, связанным с производственной  средой, относятся:

неуверенность в завтрашнем дне - для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или  по другой причине;

невозможность влиять на свою работу - как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек  влияет на свою работу, может быть связано  со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность  за вещи, на которые люди не могут  влиять, являются особенно стрессовыми  факторами для некоторых работников;

характер выполняемой  работы - сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень  ответственности, условия труда: степень  опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у  работников;

ролевая двусмысленность  и ролевой конфликт - оба эти  условия в большинстве случаев  воспринимаются как стрессоры. Здесь  под ролевой двусмысленностью подразумевается  неопределенность в отношениях с  человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом - различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;

специфическая организационная  структура - например, матричная структура  организации, предполагающая двойное  подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;

стрессогенный стиль управления - частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;

давление рабочего графика - сменная работа, а в особенности  работа по скользящему графику, часто  создает потребность в ряде психологических  и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень  напряженный рабочий график, который  делает затруднительным либо невозможным  одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может  также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.

Все вышеперечисленные условия  являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически  вызывают стресс. Реакции на эти  стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность или стрессоустойчивость влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

Далее необходимо сказать  о внешних признаках стресса  в организационном поведении  и о психических состояниях, которые  под воздействием стрессоров проявляются  в различных эмоциональных формах.

Условно различают три  группы симптомов (внешних признаков) стресса:

1. Физиологические - негативные  воздействия на все жизненно  важные функции и здоровье  человека (неврологические, эндокринные  расстройства, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения пищеварения и др.)

2. Психологические - отрицательные психологические состояния (утомление, беспокойство, тревога, страх, тоска, раздражительность и др.)

3. Поведенческие - негативные  изменения в поведении человека  ( снижение производительности труда, нарушение дисциплины, конфликтность, антисоциальное поведение, злоупотребление алкоголем и др.)

Психические состояния персонала  в результате стрессов выступают  в трех основных формах: утомление, монотония и психическая напряженность.

1. Утомление - временное  снижение работоспособности под  влиянием стрессовых нагрузок. Утомление  проявляется в нарушениях основных  функций и процессов, трансформации  мотивов деятельности, падении качества  работы.

2. Монотония - временное снижение работоспособности как результат однообразной деятельности. Формы проявления монотонии аналогичны, но работоспособность не прогрессивно падает, а колеблется. Наступление монотонии в значительной степени носит индивидуальный характер.

Информация о работе Управление стрессами в организации