Управление стрессами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание

Стресс в последнее время становится всё более распространённым явлением. Обычно стресс ассоциируется с двумя основными моментами: препятствиями и неосуществленными желаниями. Получение высокой оценки по итогам аттестации может способствовать продвижению по службе и повышении заработной платы, в то время как неудовлетворительная оценка может стать препятствием для долгожданного повышения и даже основанием ля увольнения с работы из-за несоответствия занимаемой должности.

Содержание

Введение
1 Теоретические основания изучения системы управления стрессами в организации
1.1 Понятие стресса и его особенности
1.2 Физиологические механизмы стресса и его последствия для работника
1.3 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки
1.4 Методы борьбы со стрессом в управленческой сфере
2 Программное обеспечение инструментария социологического исследования
2.1 Проблема, цель, задачи, объект и предмет социологического исследования
2.2 Интерпретация основных понятий исследования
2.3 Гипотезы исследования
2.4 Описание инструментария исследования
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

управление стрессами в организации.docx

— 43.99 Кб (Скачать документ)

3. Психическая напряженность  - состояние возбуждения вследствие  ожидания неблагоприятного развития  событий, которое быстро приводит  к утомлению.

Психические состояния под  воздействием стрессов проявляются  в организационном поведении  в эмоциональных формах пяти основных видов:

гнев, раздражительность  как излишне сильные отрицательные  реакции на негативные факторы;

возбужденность в виде излишнего уровня эмоционального ответа на воздействие внешней среды;

переживание как тщательное, детальное обдумывание ситуации без объективной потребности  в этом;

грусть, тоска в виде пассивного переживания необратимых потерь;

страх, тревога как ощущение угрозы биологическому и социальному  существованию человека.

Для снижения негативного  влияния психических состояний  на организационное поведение персонала  менеджеру необходимо осуществлять эффективные мероприятия по их профилактике.

 

1.4 Методы борьбы со  стрессом

 

Существует достаточно много  способов и методов "борьбы со стрессом", как индивидуального, так и организационного применения. Например, к индивидуальным методам можно отнести регулярный активный отдых и релаксация, тренинг  навыков самоконтроля поведения, планирование собственного времени, достаточная  продолжительность сна и др.

За рубежом практикуются такие методы, как включение в  социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне, доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Однако применения таких  мер недостаточно, так как к  проблеме необходимо подходить комплексно, а не просто помогать сотрудникам бороться со стрессом или его последствиями, но предупреждать его.

На уровне ООО "Данон" целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:

- регулярный мониторинг  и формирование приемлемого социально-психологического  климата;

- оптимизация организационной  структуры с учетом способностей  и возможностей конкретных сотрудников;

- по возможности исключение  ситуаций ролевого конфликта;

- максимальное информирование  сотрудника о том, что в компании  поощряется, о его перспективах, о предстоящих изменениях в  организации и о том, как  они отразятся конкретно на  нем;

- обогащение содержания  обязанностей работников;

- соблюдение санитарно-гигиенических  норм;

- предоставление сотрудникам  права участвовать в принятии  определенных решений, больше  полномочий в организации собственного  рабочего места, планирования  своего рабочего времени и  т.п.;

- предоставление сотрудникам  регулярной обратной связи о  результатах их труда, консультативной  поддержки;

- обучение менеджеров  высшего и среднего звена управлению  конфликтами, навыкам партнерского  общения;

В последнее время распространено проведение корпоративных психологических  тренингов, для снижения воздействия  стресса и укрепления связей в  коллективе, но возможно, что при  использовании такого метода в ООО "Данон" большинство его сотрудников болезненно отнесутся к предложению работодателя посетить психолога.

Еще один метод - использование  технических средств. Современная  техника может анализировать  и корректировать эмоциональное  состояние человека благодаря наличию  биологической обратной связи. Применение техники не связано с такими субъективными  факторами, как настроение специалиста  или его компетенция. В отличие  от психолога, приборы доступны именно в тот момент, когда это необходимо. Их применение часто не вызывает у  человека чувства, что он болен и  его лечат. Стоит отметить высокую  скорость проведения сеанса (15-20 минут). Поэтому данный метод вполне приемлем для использования в ООО "Данон".

Методы снятия стресса  для использования в ООО "Данон" должны преследовать профилактические цели, создавать комфортную среду, избегая атмосферы медицинского кабинета, адаптироваться под конкретные нужды, интегрироваться в корпоративные системы, использовать несколько методов восстановления работоспособности, быть рассчитанным на самостоятельное использование.

Сотрудникам ООО "Данон" можно порекомендовать для снижения стресса:

- разработать систему  приоритетов в работе, оценить  работу следующим образом: "должен  сделать сегодня", "сделать  позднее на этой неделе" и  "сделать, когда будет время";

- научиться доносить важность  заданий до руководителя, описать  конкретные приоритетные работы;

- наладить особенно эффективные  и надежные отношения в коллективе, понять его проблемы, уважать  приоритеты, давать обоснованные  поручения;

- сообщать, когда ожидания  или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей);

- обсудите чувство скуки  или отсутствие интереса к  работе, но не следует становиться  в положение жалующегося, объяснить,  что вы сторонник выполнения  требующей отдачи сил работы;

- находить каждый день  время для отдыха.

Руководителю ООО "Данон" для того, чтобы управлять другими, я предлагаю следующее:

- оценить способности,  потребности и склонности работников  и попытаться выбрать объем  и тип работы для них, соответствующие  этим факторам, делегировать полномочия  и ответственность;

- разрешать работникам  отказываться от выполнения какого-либо  задания, если у них есть  для этого достаточные основания.  Если необходимо, чтобы они выполнили  это задание, объясните, почему  это нужно, и установите приоритеты  в их работе, чтобы дать им  необходимое время и ресурсы  для выполнения дополнительного  задания;

- четко описывать конкретные  зоны полномочий, ответственности  и производственных ожиданий, использовать  двустороннюю коммуникацию и  информацию подчиненных;

- использовать стиль лидерства,  соответствующий требованиям данной  ситуации;

- обеспечить надлежащее  вознаграждение за эффективную  работу;

- выступать в роли наставника  по отношению к подчиненным,  развивая их способности и  обсуждая с ними сложные вопросы.

Таким образом, приведенные  меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого  сотрудниками, не превышал допустимого  уровня. Оптимально для ООО "Данон" в борьбе со стрессом будет сочетание применения технических средств для оперативного решения возникших проблем и различных форм корпоративного отдыха и спорта.

 

2Программное обеспечение инструментария социологического исследования

2.1 Проблема, цель, задачи, объект  и предмет социологического исследования

 

Социальная проблема: недостаточное  внимание подразделения управления персоналом на управление стрессом в  организации.

Проблема исследования: изучить  управление стрессом в организации.

Цель исследования: выработать практические рекомендации по снижению стресса в организации.

Задачи социологического исследования:

Выявить объективные факторы, влияющие на управление стрессом в  организации.

Выявить субъективные факторы, влияющие на управление стрессом в  организации.

Выявить объективно-личностные факторы, влияющие на управление стрессом в организации.

Объект социологического исследования: организация ООО «Данон».

Предмет социологического исследования: управление стрессом в организации ООО «Данон».

Интерпретация основных понятий  исследования

Теоретическая интерпретация.

Профессиональный стресс - состояние напряжения, вызванное  влиянием стрессоров, связанных с  негативными ситуациями, возникающими в повседневной профессиональной деятельности.

Эмпирическая интерпретация.

Профессиональный стресс - состояние напряжения, вызванное  влиянием стрессоров, связанных с  негативными ситуациями, возникающими в повседневной профессиональной деятельности организации ООО «Данон».

Операциональная интерпретация.

Объективные показатели и  индикаторы стресса в организации:

Показатель:

Удовлетворенность своим  рабочим местом.

Индикаторы:

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

Показатель:

Частота конфликтов в организации.

Индикаторы:

Довольно часто;

Часто;

Редко;

Крайне редко;

Не бывает.

Показатель:

Частота участия работника  в конфликте.

Индикаторы:

Постоянно;

Редко, от случая к случаю;

Никогда;

Затрудняюсь ответить.

Показатель:

Боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине.

Индикаторы:

Да;

Возможно;

Нет.

Показатель:

Физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность  и т.д.).

Индикаторы:

Есть;

Возможны;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

Объективные факторы и  индикаторы, влияющие на стресс в организации:

Фактор:

Наличие лидера, поддерживающего  у членов организации установку  на урегулирование стресса.

Индикаторы:

Есть;

Нет.

Фактор:

Степень организованности и  сплоченности работников во время конфликта.

Индикаторы:

Сплоченные;

Действуют по ситуации;

Не сплоченные;

Затрудняюсь ответить.

Фактор:

Использование руководителем  методов неоправданного давления и  угроз.

Индикаторы:

Да, однозначно;

Скорее да;

Нет, однозначно;

Скорее нет;

Нет мнения.

Фактор:

Ролевой конфликт (различные  несовместимые ожидания в отношении  значимых людей на работе).

Индикаторы:

Да, однозначно;

Скорее да;

Нет, однозначно;

Скорее нет;

Нет мнения.

Объективно-личностные показатели и индикаторы факторов, влияющих на стресс в организации:

1. Показатель:

Пол работника.

Индикаторы:

Мужской;

Женский.

2. Показатель:

Возраст работника.

Индикаторы:

От 18 до 23 лет;

От 23 до 28 лет;

От 28 до 33 лет;

От 33 до 38 лет;

От 38 до 43 лет;

От 43 до 48 лет;

Свыше 48 лет.

3.Показатель:

Семейное положение.

Индикаторы:

Не замужем/не женат;

Замужем/женат;

Разведен;

Вдова/вдовец.

4. Показатель:

Уровень образования работника.

Индикаторы:

Неполное среднее;

Среднее общее;

Среднее специальное;

Незаконченное высшее;

Высшее.

5. Показатель:

Стаж работы в коллективе.

Индикаторы:

До 1 года;

От 1 до 3 лет;

От 3 до 6 лет;

От 6 до 9 лет;

Свыше 9 лет.

Объективно-личностные факторы  и индикаторы, влияющие на стресс в  организации:

Фактор.

Соотнесение работника к  конфликтной личности.

Индикаторы:

Да;

Возможно;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

Фактор:

Уровень агрессивных установок  участников.

Индикаторы:

Крайне агрессивный;

Агрессивный;

Не агрессивный;

Затрудняюсь ответить.

Фактор:

Характеристики, приводящие к стрессу.

Индикаторы:

Непрофессионализм;

Особенности темперамента;

Недоброжелательное отношение  к людям.

Информация о работе Управление стрессами в организации