Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:48, курсовая работа
Стресс в последнее время становится всё более распространённым явлением. Обычно стресс ассоциируется с двумя основными моментами: препятствиями и неосуществленными желаниями. Получение высокой оценки по итогам аттестации может способствовать продвижению по службе и повышении заработной платы, в то время как неудовлетворительная оценка может стать препятствием для долгожданного повышения и даже основанием ля увольнения с работы из-за несоответствия занимаемой должности.
Введение
1 Теоретические основания изучения системы управления стрессами в организации
1.1 Понятие стресса и его особенности
1.2 Физиологические механизмы стресса и его последствия для работника
1.3 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки
1.4 Методы борьбы со стрессом в управленческой сфере
2 Программное обеспечение инструментария социологического исследования
2.1 Проблема, цель, задачи, объект и предмет социологического исследования
2.2 Интерпретация основных понятий исследования
2.3 Гипотезы исследования
2.4 Описание инструментария исследования
Список литературы
3. Психическая напряженность
- состояние возбуждения
Психические состояния под воздействием стрессов проявляются в организационном поведении в эмоциональных формах пяти основных видов:
гнев, раздражительность
как излишне сильные
возбужденность в виде излишнего уровня эмоционального ответа на воздействие внешней среды;
переживание как тщательное, детальное обдумывание ситуации без объективной потребности в этом;
грусть, тоска в виде пассивного
переживания необратимых
страх, тревога как ощущение угрозы биологическому и социальному существованию человека.
Для снижения негативного
влияния психических состояний
на организационное поведение
1.4 Методы борьбы со стрессом
Существует достаточно много
способов и методов "борьбы со стрессом",
как индивидуального, так и организационного
применения. Например, к индивидуальным
методам можно отнести
За рубежом практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне, доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Однако применения таких мер недостаточно, так как к проблеме необходимо подходить комплексно, а не просто помогать сотрудникам бороться со стрессом или его последствиями, но предупреждать его.
На уровне ООО "Данон" целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:
- регулярный мониторинг
и формирование приемлемого
- оптимизация организационной
структуры с учетом
- по возможности исключение ситуаций ролевого конфликта;
- максимальное информирование
сотрудника о том, что в
- обогащение содержания обязанностей работников;
- соблюдение санитарно-
- предоставление сотрудникам
права участвовать в принятии
определенных решений, больше
полномочий в организации
- предоставление сотрудникам
регулярной обратной связи о
результатах их труда,
- обучение менеджеров
высшего и среднего звена
В последнее время распространено проведение корпоративных психологических тренингов, для снижения воздействия стресса и укрепления связей в коллективе, но возможно, что при использовании такого метода в ООО "Данон" большинство его сотрудников болезненно отнесутся к предложению работодателя посетить психолога.
Еще один метод - использование технических средств. Современная техника может анализировать и корректировать эмоциональное состояние человека благодаря наличию биологической обратной связи. Применение техники не связано с такими субъективными факторами, как настроение специалиста или его компетенция. В отличие от психолога, приборы доступны именно в тот момент, когда это необходимо. Их применение часто не вызывает у человека чувства, что он болен и его лечат. Стоит отметить высокую скорость проведения сеанса (15-20 минут). Поэтому данный метод вполне приемлем для использования в ООО "Данон".
Методы снятия стресса для использования в ООО "Данон" должны преследовать профилактические цели, создавать комфортную среду, избегая атмосферы медицинского кабинета, адаптироваться под конкретные нужды, интегрироваться в корпоративные системы, использовать несколько методов восстановления работоспособности, быть рассчитанным на самостоятельное использование.
Сотрудникам ООО "Данон" можно порекомендовать для снижения стресса:
- разработать систему приоритетов в работе, оценить работу следующим образом: "должен сделать сегодня", "сделать позднее на этой неделе" и "сделать, когда будет время";
- научиться доносить важность
заданий до руководителя, описать
конкретные приоритетные
- наладить особенно эффективные
и надежные отношения в
- сообщать, когда ожидания или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей);
- обсудите чувство скуки
или отсутствие интереса к
работе, но не следует становиться
в положение жалующегося,
- находить каждый день время для отдыха.
Руководителю ООО "Данон" для того, чтобы управлять другими, я предлагаю следующее:
- оценить способности,
потребности и склонности
- разрешать работникам
отказываться от выполнения
- четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию и информацию подчиненных;
- использовать стиль лидерства,
соответствующий требованиям
- обеспечить надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
- выступать в роли наставника
по отношению к подчиненным,
развивая их способности и
обсуждая с ними сложные
Таким образом, приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня. Оптимально для ООО "Данон" в борьбе со стрессом будет сочетание применения технических средств для оперативного решения возникших проблем и различных форм корпоративного отдыха и спорта.
2Программное обеспечение инструментария социологического исследования
2.1 Проблема, цель, задачи, объект
и предмет социологического
Социальная проблема: недостаточное внимание подразделения управления персоналом на управление стрессом в организации.
Проблема исследования: изучить управление стрессом в организации.
Цель исследования: выработать практические рекомендации по снижению стресса в организации.
Задачи социологического исследования:
Выявить объективные факторы, влияющие на управление стрессом в организации.
Выявить субъективные факторы, влияющие на управление стрессом в организации.
Выявить объективно-личностные факторы, влияющие на управление стрессом в организации.
Объект социологического исследования: организация ООО «Данон».
Предмет социологического исследования: управление стрессом в организации ООО «Данон».
Интерпретация основных понятий исследования
Теоретическая интерпретация.
Профессиональный стресс - состояние напряжения, вызванное влиянием стрессоров, связанных с негативными ситуациями, возникающими в повседневной профессиональной деятельности.
Эмпирическая интерпретация.
Профессиональный стресс - состояние напряжения, вызванное влиянием стрессоров, связанных с негативными ситуациями, возникающими в повседневной профессиональной деятельности организации ООО «Данон».
Операциональная интерпретация.
Объективные показатели и индикаторы стресса в организации:
Показатель:
Удовлетворенность своим рабочим местом.
Индикаторы:
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
Показатель:
Частота конфликтов в организации.
Индикаторы:
Довольно часто;
Часто;
Редко;
Крайне редко;
Не бывает.
Показатель:
Частота участия работника в конфликте.
Индикаторы:
Постоянно;
Редко, от случая к случаю;
Никогда;
Затрудняюсь ответить.
Показатель:
Боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине.
Индикаторы:
Да;
Возможно;
Нет.
Показатель:
Физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.).
Индикаторы:
Есть;
Возможны;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
Объективные факторы и индикаторы, влияющие на стресс в организации:
Фактор:
Наличие лидера, поддерживающего у членов организации установку на урегулирование стресса.
Индикаторы:
Есть;
Нет.
Фактор:
Степень организованности и сплоченности работников во время конфликта.
Индикаторы:
Сплоченные;
Действуют по ситуации;
Не сплоченные;
Затрудняюсь ответить.
Фактор:
Использование руководителем методов неоправданного давления и угроз.
Индикаторы:
Да, однозначно;
Скорее да;
Нет, однозначно;
Скорее нет;
Нет мнения.
Фактор:
Ролевой конфликт (различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе).
Индикаторы:
Да, однозначно;
Скорее да;
Нет, однозначно;
Скорее нет;
Нет мнения.
Объективно-личностные показатели и индикаторы факторов, влияющих на стресс в организации:
1. Показатель:
Пол работника.
Индикаторы:
Мужской;
Женский.
2. Показатель:
Возраст работника.
Индикаторы:
От 18 до 23 лет;
От 23 до 28 лет;
От 28 до 33 лет;
От 33 до 38 лет;
От 38 до 43 лет;
От 43 до 48 лет;
Свыше 48 лет.
3.Показатель:
Семейное положение.
Индикаторы:
Не замужем/не женат;
Замужем/женат;
Разведен;
Вдова/вдовец.
4. Показатель:
Уровень образования работника.
Индикаторы:
Неполное среднее;
Среднее общее;
Среднее специальное;
Незаконченное высшее;
Высшее.
5. Показатель:
Стаж работы в коллективе.
Индикаторы:
До 1 года;
От 1 до 3 лет;
От 3 до 6 лет;
От 6 до 9 лет;
Свыше 9 лет.
Объективно-личностные факторы и индикаторы, влияющие на стресс в организации:
Фактор.
Соотнесение работника к конфликтной личности.
Индикаторы:
Да;
Возможно;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
Фактор:
Уровень агрессивных установок участников.
Индикаторы:
Крайне агрессивный;
Агрессивный;
Не агрессивный;
Затрудняюсь ответить.
Фактор:
Характеристики, приводящие к стрессу.
Индикаторы:
Непрофессионализм;
Особенности темперамента;
Недоброжелательное отношение к людям.