Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 00:46, курсовая работа
Целью курсовой работы – является:
- закрепление теоретических знаний по теме;
- приобретение практических навыков работы со специальной литературой;
- приобретение навыков самостоятельного изложения теоретических положений, умения делать собственные выводы и предложения.
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по менеджменту на тему «Управление стрессами в современной организации»
Введение
В современном обществе человек испытывает все большее психическое и эмоциональное напряжение из-за возрастающих сложностей социальной жизни. Окружение, противоречия, межличностные конфликты достигают порой драматической остроты. Отсутствие нормальных условий для труда и отдыха или их низкое качество создают благоприятную среду для различных стрессовых ситуаций. Поэтому важной задачей на современном предприятии является предоставление работникам общедоступной психологической помощи, в целях профилактики стрессов и уменьшения социальной напряженности на работе.
Высокая изменчивость и сложность современного мира приводит к тому, что стрессы становятся постоянными «спутниками» человека. Причем средний уровень стресса большинства людей превосходит их психически возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия.
Технологии управления стрессом накоплены человечеством в достаточном количестве и к ним, в настоящее время, проявляется повышенный интерес, особенно среди бизнесменов и менеджеров. В рамках современного менеджмента даже выделено отдельное направление - «стресс-менеджмент».
Проблематика менеджмента в связи с ее долгой историей и традицией, гораздо лучше изучена за рубежом, чем в отечественной науке. Только в последнее время, благодаря исследованиям А.Л. Журавлева, П.Н. Шихирева, А.В. Филиппова, Р.Л. Кричевского и др., можно выделить и описать широкий круг социально–психологических особенностей профессиональной деятельности менеджеров.
Одним из эффектов длительного воздействия стресса является так называемый «синдром выгорания», который приводит к резкому снижению эффективности деятельности работника, иногда равносильному его потере. Особенно часто он встречается среди менеджеров, целиком отдающих себя работе. Первыми обратили внимание на это явление исследователи Японии, которые начали анализировать факторы, способствующие проявлению синдрома, и предлагать меры по их нейтрализации. В последнее время этот синдром все чаще встречается у отечественных менеджеров и специалистов.
Длительно испытываемый сотрудниками стресс – один из самых "дорогостоящих" видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.
Все вышесказанное
Таким образом, для современного человека владение технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него обстоятельствах. Этим и актуальна данная тема, т.к. студентам, как будущим специалистам, придется применять свои знания на практике уже в рабочем коллективе, со своей определенной иерархией, традициями.
Целью курсовой работы – является:
- закрепление теоретических знаний по теме;
- приобретение практических навыков работы со специальной литературой;
-
приобретение навыков
1.
Понятие стресса
и его особенности
Под стрессом в специальной литературе описывают негативное состояние человека, когда организм не может в полной мере приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды. Соответственно, не полностью восстанавливаются силы после рабочего дня, накапливается усталость, меняется к худшему эмоциональное и физиологическое состояние.
Выдающийся
психофизиолог и философ, основатель
теории стрессов, Г.
Селье, рассуждая
о сущности стресса, отмечает: "Стресс
есть неспецифический ответ организма
на любое предъявленное ему требование"
(Селье,
1992. С. 15). При
этом "неспецифичный" ответ - это
ответ, предъявляющий требование к перестройке
и адаптации к возникающей трудности.
"Неспецифические требования, предъявляемые
воздействием как таковым, - это и есть
сущность стресса", - пишет Г. Селье.
Чтобы лучше понять, что такое "стресс",
важно разобраться, что не является стрессом.
Стресс
- это не просто нервное напряжение
(стрессовые реакции присущи и
низшим животным, а у человека это
связано с "эмоциональными раздражителями").
Стресс - не всегда результат повреждения:
"Деятельность, связанная со стрессом,
может быть приятной или неприятной.
Дистресс всегда неприятен". Стресса
не следует избегать: "…всегда есть
потребность для поддержания жизни, отпора
нападению и приспособление…". "В
обиходной речи, когда говорят, что человек
"испытывает стресс", обычно имеют
в виду чрезмерный стресс, или дистресс…".
Г. Селье специально подчеркивает, что
полная свобода от стресса означает смерть:
"Вопреки ходячему мнению, мы не должны
- да и не в состоянии - избегать стресса.
Но мы можем использовать его и наслаждаться
им, если лучше узнаем его механизмы и
выработаем соответствующую философию
жизни. Этому и посвящена моя книга".
Особо интересны рассуждения Г. Селье о стрессе и самореализации в профессии, которые занимают в его книге "Стресс и дистресс" весьма значительное место (Селье, 1992). Как считает Г. Селье, действие должно быть завершено, иначе - дистресс: "Главный источник дистресса - в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям…"; человек непременно должен израсходовать запас адаптационной энергии, чтобы "удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден".
При стрессовых расстройствах люди приобретают неуверенность в завтрашнем дне, испытывают сомнения в жизненном смысле. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения должностных обязанностей. Поэтому антистрессовые профилактика на предприятии направлена на повышение стрессоустойчивости работников к различным факторам. На сегодняшний день уже разработаны организационные формы профилактики - индивидуальная защита от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции и корпоративная защита. В последнем случае проведение групповых тренингов направлено на повышение стрессоустойчивости персонала, нормализацию межличностных отношений в коллективе, формирование и укрепление сплоченной рабочей команды.
Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность. Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют эустресс – от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки.
Что же такое стресс? Впервые данное явление исследовал и описал Г. Селье в работе «Стресс без дистресса». Ученый дал этому явлению следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».
Есть и другое определение, подчеркивающее необходимость стресса для организма: Стресс – это одновременно и особое нервное состояние, и приспособительная реакция организма, направленная на обеспечение самосохранения.
Следует
отметить, что экстремальное воздействие
далеко не всегда оказывает отрицательное
влияние на эффективность выполняемой
деятельности. В противном случае вообще
было бы невозможно успешное преодоление
трудностей, возникающих при усложнении
условий. Устойчивость человека к возникновению
различных форм стрессовых реакций определяется,
прежде всего, индивидуально-психологическими
особенностями и мотивационной ориентацией
личности. Однако работа в стрессогенной
ситуации обязательно приводит к дополнительной
мобилизации внутренних ресурсов, что
может иметь неблагоприятные последствия.
Рис.1.Кривая стресса
Аналогичным образом стресс проявляется и на уровне коллектива. Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью используются различные понятия: «рабочий стресс», «профессиональный стресс», «организационный стресс».
«Рабочий стресс» возникает из-за причин, связанных с работой, - условиями труда, местом работы, «профессиональный стресс» - из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности, а «организационный стресс» возникает вследствие негативного влияния на субъект особенностей организации, в которой он работает.
Негативное воздействие на работника могут оказывать плохие условия труда, слабая техническая оснащенность, неритмичная рабочая нагрузка, неудобный график труда и другие подобные причины.
Эти и другие факторы могут иметь место не только вследствие несовершенства организации, но и по объективным причинам (неблагоприятные климатические условия, отсутствие необходимых технических решений, неравномерность спроса на данный вид труда, вынужденно круглосуточная работа или дежурство и т. п.). Они могут действовать и вне организации, например, в индивидуальном труде. Такого рода факторы вызывают рабочий стресс.
Многие профессии независимо от особенностей конкретного рабочего места (региона, отрасли) связаны с вполне определенными стрессорами. В этом случае нередко говорят о том, что сама профессия носит стрессовый характер. Такое положение дает основание употреблять термин «профессиональный стресс». Наконец, неблагоприятный психологический климат в рабочей группе, неумелое руководство, нерациональное или недостаточно точное распределение должностных обязанностей, плохо организованные информационные потоки, неясные цели деятельности, неопределенность перспектив развития предприятия и ряд других факторов такого же порядка вызывают у работников соответствующей организации (предприятия, учреждения) организационный стресс.
Срессоустойчивость - адекватная реакция человека на нестандартную ситуацию. Большинству людей приходится работать в напряженном ритме. Шум, суета, ненормированный рабочий день, постоянное общение - все это не должно уменьшать их работоспособность. Стресс не должен выбивать из колеи, в противном случае это влечет за собой невыполнение обязанностей.
Чаще всего требование стрессоустойчивости предъявляется для таких вакансий, как секретарь-референт, помощник директора, главный бухгалтер, и по другим руководящим позициям. Руководителям трудно планировать деятельность компании на несколько лет вперед, поэтому они всегда находятся в ситуации, когда нужно оперативно принимать правильное решение в условиях жесткого ограничения во времени, а это информационный стресс.
Менеджеры, продавцы, секретари часто вынуждены выслушивать жалобы недовольных клиентов, испытывая при этом эмоциональный стресс. Нередко в компании активно идут карьерные войны, плетутся интриги, что создает стрессовую ситуацию внутри коллектива. Чтобы достойно справиться со всем этим, и существуют программы по психогигиене стресса, стресс-менеджменту.
Руководитель организации может предотвратить психологическое расстройство сотрудника, повысить его работоспособность, используя необходимые знания психогигиены в управлении персоналом.
Основная цель управления как такового - создание необходимых условий для реализации задач организации, «установление гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения общих запланированных результатов. Таким образом, управление - это работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.
Информация о работе Управление стрессами в современной организации