Управление стрессами в современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 00:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы – является:

- закрепление теоретических знаний по теме;

- приобретение практических навыков работы со специальной литературой;

- приобретение навыков самостоятельного изложения теоретических положений, умения делать собственные выводы и предложения.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК по манагеру.doc

— 1.30 Мб (Скачать документ)

      Приведенные меры, являются основными для того, чтобы  уровень  стресса, испытываемого  сотрудниками, не превышал допустимого  уровня.

     Для сотрудников наглядным примером может стать поведение их руководителя. Допустим, проводится совещание, посвященное выводу компании из кризиса. Если генеральный директор буквально на глазах уверенно превращает неопределенную проблему в решаемую задачу, эффективно общается с присутствующими и рационально управляет временем совещания, то он тем самым показывает, демонстрирует, передает сотрудникам формы организационного поведения, которые работают и создают реальный план действий.

     При управлении отношениями руководителю необходимо развивать культуру общения, которая будет концентрировать эмоции сотрудников не на личностных разногласиях, а на общей цели. Чтобы эффективно влиять на создание благоприятного психологического климата в коллективе, нужно наладить систему коммуникаций. В частности, этому может способствовать развитие корпоративных традиций, проведение корпоративных праздников.

     При управлении нагрузками руководителю следует  пересмотреть режим работы сотрудников  или выстроить новый, грамотно управлять  своим временем и временем подчиненных, а также предоставлять возможность восстанавливать силы после трудной и напряженной работы - например, включить в социальный пакет абонемент в спортзал, фитнес-клуб, бассейн. 

      Рис.4.Алгоритм управления стрессом

 

2.2. Защита от стресса 

      Классические  способы борьбы со стрессом в профессиональной деятельности: реорганизация трудового  процесса, специальные тренировки, питание, фармакотерапия, функциональная музыка, средства мультимедиа, методы психологической саморегуляции  состояний. До кризиса частично они использовались в нашей стране, но, увы, «в народ» так и не пошли. Более простые средства, почти не требующие материальных затрат, тоже, как ни странно, пока используются довольно редко.

       Идеальным будет такое положение, когда  производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. «Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе:

       1. Разработайте систему приоритетов  в своей работе. Оцените свою  работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».

       2. Научитесь говорить «нет», когда  достигнете предела, после которого  вы уже не можете взять на  себя больше работы. Объясните  своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.

       3. «Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим боссом. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего босса уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения».

       4. Не соглашайтесь с вашим руководителем  или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно - агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

       5. Сообщите своему руководителю  или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты  оценки не ясны (неопределенность  ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

       6. Обсудите чувство скуки или  отсутствие интереса к работе  со своим руководителем. Еще  раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

       7. «Найдите каждый день время  для отключения и отдыха. Закройте  дверь на пять минут каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг... Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой».»

       .

Таблица 2. Сопоставление стрессового и низкострессового стилей жизни

Стрессовый  стиль жизни  Нестрессовый  стиль жизни
Испытывает  хронический неослабевающий стресс Допускает наличие  «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности
Попадает  в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций Имеет «пути  спасения», позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться
Тяжело  преодолевает стрессовые межличные  отношения (например, трудности в  семье, осложнение отношений с супругой, любовницей, боссом, сотрудниками) Отстаивает  собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые  отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными
Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и  неблагодарной работе Участвует в  интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение
Испытывает  постоянную нехватку времени; слишком  много нужно сделать за данный отрезок времени Сохраняет стимулирующую  рабочую нагрузку, где периоды  перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»
Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих  событий Уравновешивает  опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым  следует стремиться
Обладает  пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме) Сохраняет хорошую  физическую форму, хорошо питается, очень  редко употребляет алкоголь и  табак или совсем не употребляет
Поглощен  одним видом жизненной деятельности (например, работой, общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или физической деятельностью) Вкладывает  энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство  удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых)
Считает, что трудно просто «хорошо провести время», расслабиться и насладиться  какой-нибудь кратковременной работой Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение
Воспринимает  отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно  «запрограммированные» (например, путем  интриг, стремления «заманить») Наслаждается  полной и кипучей сексуальной  жизнью, прямо выражая свой «сексуальный аппетит»
Воспринимает  жизнь как серьезную трудную  ситуацию; отсутствует чувство юмора Наслаждается  жизнью в целом; может смеяться над  собой; имеет хорошо развитое чувство  юмора
Соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных  социальных ролей Проводит жизнь, относительно свободную от ролей; способен выражать естественные потребности, желания  и чувства без оправдания
Воспринимает  тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молча Настойчиво  пытается изменить по возможности напряженные  ситуации; пересматривает невозможные для выполнения сроки; избегает ненужных напряженных ситуации; эффективно распределяет время

Заключение

 

     Усиление  стрессового давления отмечено учеными  и практиками разного профиля  многих стран мира.

     Социально-политическая напряженность, трудности переходного  периода в экономике, резкая ломка  общественного сознания, глубокие преобразования во многих общественных институтах являются мощным стрессогенным фактором. Его воздействие требует всестороннего комплексного научного изучения, в котором психологические исследования имеют первостепенное значение.

     Современная бизнес- среда является сильным стрессогенным  фактором. Для нее являются характерными такие особенности как высокая  скорость изменений, неопределенность, высокая конкуренция. Условия, в которых ведется современный бизнес, существенно напрягают ресурсы человеческой психики и организма. Постоянный риск, конкурентность, необходимость принимать решения в условиях неполной информации, высокий уровень целей при ограничении временного ресурса, необходимость одновременно концентрироваться на нескольких задачах — все эти факторы могут привести к состоянию хронического стресса, с последствиями, о которых говорилось выше. Именно поэтому управление стрессом — одна из важнейших компетенций, необходимая современному менеджеру.

     Руководитель  несет ответственность за уровень стресса не только у себя, но и у своих сотрудников. Истощенный стрессом сотрудник не достигает высот производительности, работает только на том уровне энергии и старания, чтобы избежать увольнения. Средний показатель производительности российских организаций — 50 — 55% от возможного уровня. Отчасти это связано с хроническим стрессом, который переживает персонал. Кроме снижения результативности неуправляемый стресс определяет низкий уровень лояльности и приверженности сотрудников организации. Растет количество «внутренне уволившихся», возрастает текучка, страдает эмоциональный климат в коллективе.

     Одни  причины стрессового состояния  могут быть нейтрализованы личными  усилиями субъекта по преодолению трудностей, по совершенствованию им умений совладания со стрессом. Другие - требуют организационных решений: изменения организационной политики и организационной структуры, перехода на новый этап организационного развития, технологической модернизация предприятия, улучшения условий труда и т.д. Причины стрессовых состояний могут быть ослаблены при соответствующих изменениях в общественном сознании, при существенных изменениях во взглядах на профессию, а также профилактике стрессов на предприятии.

     От  конфликтных ситуаций можно и  нужно защищаться. В настоящее  время проблема психоэмоционального  стресса стала не только медицинской, но и социальной. Развитие человеческого общества, к сожалению, часто приводит к созданию конфликтных социальных ситуаций. Они включают и военные, и экономические конфликты, и экологические катастрофы. Вопрос лишь один - как остаться здоровым в этих условиях?

     К сожалению, у нас в стране совершенно не разработана система медицины здоровья. В действительности, каждый человек на своем рабочем месте должен получать постоянную информацию о состоянии своего здоровья.

      Существует  несколько путей управления стрессом. Можно удалить стрессовый фактор, или изменить психологическое окружение, в котором находится человек. В других случаях можно изменить стрессовые симптомы таким образом, что они не будут иметь долгосрочного эффекта. Выделяют организационные и индивидуальные методы управления стрессом. Организационные методы включают: оздоровительные программы для сотрудников; изменение рабочего окружения и т.д. К индивидуальным методам относят: психологический (изменение окружения, в котором существует стресс; изменение познавательной оценки окружения; изменение поведения для изменения окружения) и физиологический методы (улучшение физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом).

      Сама  проблема стресса остро заявила  о себе именно в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии дурака-начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником-дураком). В другом типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т.п.

      В целом можно выделить два основных понятия "стресс в труде"
          В более узкой трактовке стресс - это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т.е. перегрузка, сверх-стимуляция и т.п.

      В более широкой трактовке стресс - это неадекватность в целостной  системе взаимоотношений "человек - среда", которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция). Кстати, это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде (вклад должен соответствовать вознаграждению), а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника.

      И в заключение, хотелось бы представить  несколько действенных и простых  способов «народного» лечения стресса на рабочем месте:

       1. В первую очередь — движение. Цель — активизация кровообращения, поэтому можно погулять по  помещению, прошагать в приличном  темпе несколько лестничных маршей  вверх-вниз, на короткое время  выйти на свежий воздух. Если  есть надежда (увы, не всегда это так), что окружающие поймут правильно, — поприседать, поотжиматься от стены, помахать руками.

      2. Поболтать пять-десять минут с  коллегой не о делах, чтобы  переключить мыслительный процесс.  Для этой цели лучше выбрать  коллегу, который а) в данный момент относительно свободен; б) с которым не имеется нерешенных острых рабочих вопросов — иначе вариант «поболтать» быстро перетечет в деловую разборку.

      3. Используя принцип «Руки работают, голова отдыхает», выполнить любую  несложную механическую работу: очинить карандаш, навести порядок на столе (но не в ящике стола — это, как правило, надолго), полить цветы на подоконнике, пойти помыть свою кружку и т. п.

      4. Привлечь на подмогу любой  уже проверенный (и социально  одобряемый) способ сделать себе хорошо: посмотреть фото — близких людей, «отпускные», домашних любимцев; прослушать любимую мелодию; прочитать парочку анекдотов и посмеяться (лучше — не в интернете, а то процесс может затянуться, да и нарекания со стороны ближних вполне возможны). При этом очень важно никому не помешать, да и вообще не привлекать к себе излишнего внимания.

      Таким образом, в данной работе рассмотрено  явление и  понятие  стресса, дано его определение. Также в работе представлен анализ  причин  стресса  на рабочем месте,  факторов ,  способствующих  его проявлению,  и факторов, влияющих  на  стрессоустойчивость.  Показаны  основные  эффекты  стресса  на рабочем месте и приведены меры по предупреждению стресса на  организационном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление стрессами в современной организации