Управление транснациональных корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в выявлении тенденций развития и управления ТНК в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
1) дать понятие ТНК;
2) рассмотреть классификацию ТНК;
3) отметить достоинства и недостатки ТНК;
4) охарактеризовать основные тенденции в развитии;
5) рассмотреть структуру управления ТНК на примере ОАО «Газпром».

Работа состоит из  1 файл

основы менеджмент курсовая.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

2)       наличием   значительных   материальных   ресурсов, технологического потенциала, превышающего потребности текущего производства, а также времени для исследования потенциальных возможностей технологических прорывов, приспособления их к своему опыту и сложившемуся профилю производства.

ТНК проводят  эффективную стратегию технологического развития, которая означает организацию и  интеграцию работы функциональных и специализированных групп в процессе реализации нововведений; постоянный анализ целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, долгосрочный взгляд на технологическое развитие в рамках фирмы.

Таким образом, ТНК является одним из главных субъектов мирового рынка технологий.

Проводить успешную стратегию глобальных операций, быть лидером во многих отраслях производства, сферы услуг, носителем передовых технологий во многом позволяет и организационная структура ТНК. Для ТНК характерна трехуровневая организация: 

1)       головная компания;                                  

2)       подконтрольные филиалы;

3)       конкретные предприятия.

Головная компания, как правило состоит из холдинговой и  оперативной компании. Холдинговая компания - компания держательница контрольного пакета акций дочерних обществ THK. Оперативная компания - компания, осуществляющая  общестратегическое   руководство, финансовое, бухгалтерское планирование, научные   исследования, разработки, ведение статистического учета, связи с общественностью.

Подконтрольные подразделения тесно привязаны к головной компании в производственном и технологическом отношениях - это:

1)       филиалы и отделения, которые не имеют юридической и финансовой самостоятельности;                               

2)       дочерние акционерные общества, являющиеся юридическими лицами, сохраняющие определенную независимость в финансово-хозяйственной и исследовательской деятельности, но частично или полностью принадлежащие по капиталу холдингу ТНК.          

Третий уровень - это конкретные предприятия – первичные звенья   организационной   структуры   ТНК,   занимающиеся производственной, сбытовой, обслуживающей, финансово-кредитной, научно-исследовательской деятельностью.

Стратегия ТНК включает сегодня различные сложные формы их интеграции: одновременно с созданием традиционных зарубежных филиалов создается сеть филиалов за рубежом, которые наделяются различной  степенью автономии в отношении головной компании, а  также различные формы межфирменных связей (лицензионные и субподрядные соглашения и т.п.).[11] С помощью информационной технологии   ТНК руководят сетью предприятий, выполняющих различные функции во многих регионах и странах. Такая стратегия комплексной интеграции позволяет поставлять товары на большое число национальных рынков и осуществлять необходимую сегментацию рынков. Важнейшие функции - НИОКР, счетоводство, сбор и обработку информации, производство специфических товаров и т. д. - ТНК осуществляют с помощью замкнутых связей между: 1) головной фирмой и ее дочерними филиалами; 2) между самими зарубежными филиалами; а также 3) путем заключения различного рода соглашений с независимыми фирмами. При таком типе интеграции успех компании в размещении своей деятельности оценивается не с точки зрения принимающей страны, а по способности филиалов или партнеров вносить вклад в повышении рентабельности компании в целом. Множественные внутри- и межфирменные связи наряду с традиционными горизонтальными и вертикальными связями затрагивают все больше функций, чти является главным фактором усиления международной экономической взаимозависимости стран. Хотя природа интеграции в рамках ТНК усложняется все больше, чтобы   выжить в новых   условиях большинство   компаний   вынуждено   приспосабливаться   к международному производству, либо подключаться к нему.

Стратегические   альянсы   приводят   к   формированию международной сети межфирменных связей. Расширение этой сети альянсов является главным фактором усиления международной экономической взаимозависимости стран. Таким образом, ТНК представляют силу, с которой не может не считаться ни одно национальное государство.

ТНК играют сегодня огромную роль не только в мировой экономике, но и в международной политической жизни и все более интенсивнее воздействуют на политические процессы в мире. Они оказывают вмешательство в формирование внешней и внутренней политики государств, непосредственно проводят ее в жизнь, имеют в своем распоряжении целый арсенал средств и возможностей реализации и контроля своих интересов, являются источником политической  активности,   носителем   предметно-практической деятельности, направленной на осуществление своих целей в сфере мировой политики, обусловленных экономическими интересами.

Нетрудно убедиться, что их политические позиции как в масштабах отдельного государства, так и в масштабах всего мира определяются во многом накопленной экономической мощью. Ведь и во всем мире возрастающее воздействие на мировой политический процесс оказывают процессы, происходящие в мировой экономике. Мощная интеграция, динамичное формирование единого мирового рынка, мировых производительных сил, развитие научно-технической революции, интернационализация производства, сферы обращения -все это создает материально-техническую базу для мирового политического процесса. Таким образом, несмотря на относительную самостоятельность  политического  процесса,  сохраняется  его детерминация экономическими факторами.

Сегодня, когда отличительной чертой мировой системы, является растущая взаимозависимость и взаимосвязь государств, глобализация экономических и политических процессов, оценка политической роли ТНК не может быть однозначной. Бесспорно одно, ТНК являются важной составной частью единой мировой политической и экономической системы, активно участвуют в международных политических процессах и являются новыми субъектами мирового политического процесса.[8]

Транснационализация – важнейшая составляющая и одновременно главный механизм общих процессов глобализации. Она представляется наиболее существенным элементом и одним из основных контуров-регуляторов, обеспечивающих единство функционирования мировой экономики. Через ТНК и связанные с ними транснациональные банки проходят финансовые и товарные потоки, определяющие развитие мирового хозяйства. Они являются ведущим фактором глобализации экономики, размещая отдельные части и стадии воспроизводственных процессов по территориям разных стран.

Экономически процессы транснационализации обусловлены преимущественно возможностью и необходимостью перелива капитала из стран с его относительным избытком в страны с его дефицитом, где, однако, в избытке имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала. Кроме того, эти процессы стимулируются потребностью в уменьшении рисков путем размещения капитала в разных странах, а также стремлением приблизить производство к перспективным рынкам сбыта и рационализировать налогообложение и таможенные платежи для корпорации в целом. Объективно транснационализация ведет к выравниванию экономических условий в различных странах.

ТНК сегодня – это примерно 60 тыс. основных (материнских) компаний и более 500 тыс. их зарубежных филиалов и аффилированных (зависимых) фирм по всему миру. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау.[7]

2.1 Корпорации США задают основные направления развития транснациональных компаний

Зародившись как специфически американские, многие тенденции развития ТНК быстро приобретают всеобщий характер. Одна из них – постепенный переход в них лидерства от банков к небанковским финансовым учреждениям, прежде всего к страховым компаниям и инвестиционным фондам. Активы последних в мире уже превысили 10 трлн долл.

В последние годы ХХ в. отмечались беспрецедентный рост экономики США и рекордное увеличение капитализации американских ТНК. С 1991 г. происходил почти безинфляционный рост, составивший в 1999 г. 4%. Индекс Доу-Джонса, характеризующий состояние фондового рынка на Нью-Йоркской бирже, побивал в 1999 г. один рекорд за другим. На этой бирже котируются ценные бумаги большинства традиционных ТНК.

Что касается акций телекоммуникационных и компьютерных компаний, то они традиционно торгуются в электронной бирже NASDAQ (в 1999 г. в нее входили около 5500 фирм с суммарной капитализацией 2,3 трлн долл.). Рост стоимости их акций был более значителен, чем акций корпораций в традиционных отраслях. При небольших размерах основного капитала рыночная стоимость ценных бумаг новых фирм чрезвычайно высока.

Так, оценочная стоимость компании Netscape, обладавшей в 1996 г. фондами в 17 млн долл., но контролировавшей 85% американского рынка интернетовских броузеров, превышала к этому времени 3 млрд долл., а стоимость компании America-on-Line, составлявшая в 1993 г. 268 млн долл., в начале 2000 г. приблизилась к 27 млрд долл.

Цены акций американских корпораций достигли невероятной величины, что рушит традиционные представления о возможных соотношениях между капитализацией и реальной стоимостью основных фондов компании, между ценой акции и дивидендами. Рост цен акций сделал многих американских инвесторов очень богатыми людьми, и, считая свое богатство незыблемым, они стали гораздо больше потреблять и меньше сберегать. Это коснулось значительной части населения США, поскольку 45% жителей владеют акциями крупнейших предприятий страны. Образовался опасный разрыв между потреблением и сбережениями.

Сейчас все чаще говорят о своеобразной новой американской экономике, представленной корпорациями, ориентированными на выпуск наукоемкой продукции. В ее центре находятся информационные компании. Уже в 1991 г. расходы американских фирм на информацию и информационные технологии (112 млрд долл.) превысили инвестиции в основные фонды (107 млрд долл.). К концу века в промышленности страны при помощи информационных технологий создавалось более трех четвертей добавленной стоимости. Американские производители контролировали 40% мирового коммуникационного рынка, около 75% оборота информационных услуг и 80% рынка программных продуктов. По мнению многих экспертов, “новая экономика” отменила сложившиеся правила фондового рынка. Сегодня перейден определенный критический барьер, накоплена критическая масса инноваций, что привело к возникновению информационно-инновационного взрыва. Каждое нововведение формирует предпосылки для создания других инноваций и индуцирует их цепную реакцию, что обусловливает непрерывный быстрый рост “новой экономики”.

Американские ТНК нередко становятся лидерами в крупных альянсах. Так, международный стратегический альянс Delta создан с участием известных европейских авиакомпаний (Air France, Austrian Airlines), однако лидирует в нем американская Delta. Аналогичная ситуация сложилась в сфере рекламы - ведущими международными холдингами здесь выступают ТНК США (Omnicom Corp., Interpublic Group).

Сегодня в США формируется принципиально новый вид ТНК, ориентированных в первую очередь на деятельность в сфере услуг и информационных технологий. Их прямые зарубежные инвестиции также осуществляются в сферу услуг, но носят глобальный характер. Сущность таких ТНК в большей степени отражает, видимо, термин “глобальные компании”. Эти корпорации передают производство в соответствии с системой соглашений другим компаниям, нередко в развивающихся странах, а сами концентрируют свою деятельность на НИОКР. Кроме того, они активно сотрудничают друг с другом в рамках международных стратегических альянсов.

 

2.2 Особенности управления европейских транснациональных корпораций

При анализе европейских ТНК можно выделить ряд тенденций, часть которых является преломлением мировых.

Как и в США, в Европе образовалась “новая экономика”, базирующаяся на высокотехнологичных, информационно-коммуникационных ТНК. Объем венчурного капитала в странах ЕС, увеличиваясь с 1973 г. на 35 – 45% ежегодно, достиг к 2000 г. почти 9 млрд долл. В 1996 г. был учрежден европейский фондовый индекс для высокотехнологичных компаний – EASDAQ, в листинге которого находились 26 фирм общей стоимостью 12 млрд долл. Его рост составил примерно 100% и в 1997, и в 1998 г., а германского и французского аналогов (Neuer Markt и Le Nouveau Marche) только в первой половине 1998 г. – 131 и 85% соответственно.

Общей отличительной чертой и своеобразной тенденцией европейских ТНК можно считать низкий и постоянно падающий удельный вес в их структуре собственности создателей компаний, контролирующих лишь 7% корпораций, при высокой и растущей доле банков и других инвесторов, контролирующих около 45% ТНК, а также инсайдеров (менеджеров корпораций), контролирующих примерно 25% ТНК.

Во Франции и Италии происходит постепенная и взвешенная приватизация части госхолдингов. Это связано с достижением определенного уровня зрелости корпораций, когда уже можно снять государственные “подпорки”. Итальянское правительство, например, провозгласив приватизацию госпредприятий, не пошло по тому авральному варианту, который был реализован в России, а осуществляет этот процесс поэтапно. В декабре 1991 г. был принят закон о приватизации госпредприятий, предусматривавший, в частности, превращение головных государственных холдинговых компаний ИРИ, ЭНИ, ЭФИМ, ДЖЕПИ и других в акционерные общества с их последующей продажей. Акции периодически выбрасываются на рынок небольшими партиями, подавляющее большинство которых приобретается мелкими держателями. Хотя крупные частные фирмы через доверенных брокеров “улавливают” определенную часть этих акций, однако действует и фактор ажиотажного спроса со стороны массы мелких покупателей, что повышает выручку государства.

Европейские ТНК отличаются склонностью к противостоянию друг другу, в то время как американские и японские более расположены к компромиссам и альянсам даже со своими конкурентами. Однако в последние годы все отчетливее проявляется тенденция к объединению европейских корпораций перед лицом заокеанских соперников.

Например, в начале 2000 г. руководство компаний Telecom Italia SPA и Deutsche Telecom объявили о слиянии. Сделка оценивается в 79 млрд долл. Ожидается, что новая корпорация будет иметь выручку в 63 млрд долл. и рыночную стоимость в 200 млрд долл., что позволит ей стать достойным конкурентом таких телекоммуникационных гигантов, как американская AT&T и японская NNT. Объединительная тенденция европейских ТНК усилилась после “враждебного” (т.е. происшедшего вопреки желанию высшего менеджмента) поглощения немецкого гиганта Mannesman, входившего в империю Deutsche Bank, англо-американской телекоммуникационной компанией Vodafone airtouch.

Как и в США, в Европе стратегическая инициатива все больше уходит от банков, теряющих с возникновением развитого электронного рынка капитала свои конкурентные преимущества, и переходит к страховым и инвестиционным фондам.

В Германии, например, крупнейшая страховая компания Allianz заметно теснит Deutsche Bank, а в последние годы нанесла ему ряд чувствительных ударов в Баварии, противопоставляя его традиционным связям с правительством агрессивную транснациональную политику и новый для Германии менеджмент англо-американского образца.

Информация о работе Управление транснациональных корпораций