Управление транснациональных корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в выявлении тенденций развития и управления ТНК в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
1) дать понятие ТНК;
2) рассмотреть классификацию ТНК;
3) отметить достоинства и недостатки ТНК;
4) охарактеризовать основные тенденции в развитии;
5) рассмотреть структуру управления ТНК на примере ОАО «Газпром».

Работа состоит из  1 файл

основы менеджмент курсовая.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

В результате проведения реорганизации будут созданы дочерние общества со 100-процентной долей участия ОАО «Газпром» (специализированные профильные компании): ООО «Газпром-ПХГ», ООО «Газпром переработка», ООО «Газпром северподземремонт», ООО «Газпром югподземремонт», ООО «Газпромтрансгаз-Кубань», а также увеличена до 100% доля ОАО «Газпром» в ООО «Газпромтранс».

В соответствии с названным решением Совета директоров ОАО «Газпром» приступает к основному этапу структурных преобразований. Схема практической реализации преобразований предполагает реорганизацию 17 дочерних обществ и предусматривает две стадии:

обособление профильных видов деятельности и активов – совмещаемые с основной деятельностью виды деятельности и активы действующих дочерних обществ ОАО "Газпром" (компаний - "доноров") обособляются в выделяемых профильных юридических лицах (компаниях- "буферах");

консолидация профильных видов деятельности и активов – образованные в результате выделения компании-«буферы» консолидируются по видам деятельности путем их присоединения к соответствующей специализированной профильной компании.

Указанная организационно-правовая схема обеспечивает возможность четкого и оперативного принятия управленческих решений и соответствует принятым в международной практике подходам.

В дальнейшем планируется создание других юридических лиц, консолидирующих иные виды сервисной деятельности (например, служба заказчика, газозаправочная деятельность и т.д.).

Совершенствование внутрикорпоративной структуры управления ОАО «Газпром» – важная составляющая работы компании, направленная на превращение «Газпрома» в глобальную вертикально интегрированную компанию – лидера мирового энергетического рынка.

Стратегия «Газпрома» базируется на следующих принципах деятельности Компании:

1)       повышение эффективности во всех звеньях производственной цепочки от добычи до сбыта природного газа, нефти и продуктов переработки;

2)       расширение и диверсификация деятельности за счет проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;

3)       соблюдение интересов всех акционеров ОАО «Газпром»;

4)       совершенствование корпоративного управления, повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;

5)       персональная ответственность руководителей за принятые управленческие решения.

Под диверсификацией деятельности компании понимают расширение направлений ее производственной активности и состава конечных продуктов, устремление на новые рынки и развитие схем логистики. Все это – необходимые атрибуты для реализации стратегических конкурентных преимуществ глобальных компаний.

Как отметил Председатель Правления «Газпрома» Алексей Миллер: «Стратегия «Газпрома» – это вертикальная интеграция по природному газу и диверсификация по смежным продуктам и «высоким переделам».

В современной структуре мирового углеводородного бизнеса доминируют универсальные нефтегазовые компании. Концентрация капитала и наличие единой инфраструктуры ведут к сокращению удельных затрат и существенному росту прибыли».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транснациональные корпорации сегодня являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающей все большее распространение в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран. Развитие современной системы экономических отношений проходит под воздействием ускоряющейся глобализации.

В работе были выполнены поставленные задачи.

Было дано понятие транснациональной компании. Формулировка понятия «транснациональная корпорация» затрагивает интересы многих государств, компромиссный вариант определения понятия «ТНК» в Комиссии по транснациональным корпорациям ООН гласит, что ТНК - это компания:

1)       включающая единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности;

2)       оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр;

3)       в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими

Были рассмотрены разнообразные классификации корпораций по различным критериям.

Были отмечены основные тенденции в развитии и управлении ТНК.

Среди основных современных тенденций деятельности этих компаний можно выделить тенденции, связанные с концентрацией и централизацией капитала. Идут интенсивные объединительные процессы слияний и поглощений.

Наряду с этим возрастает значение малых и средних ТНК, особенно в высокотехнологичных отраслях, где основной доход предприятиям дает интеллектуальный капитал. ТНК высокотехнологичных отраслей промышленности образовали “новые экономики”, развивающиеся более интенсивно, чем “старые”, при этом технологический и организационный разрыв между ними становится все ощутимее.

Современные тенденции развития ТНК связаны прежде всего с новыми информационными технологиями, благодаря которым стали возможными организация “горизонтальных” ТНК и возникновение разнообразных сетевых структур управления.

Была рассмотрена структура управления ТНК на примере ОАО «Газпром». Из этого примера видно, что деятельность транснациональной компании строится на основе взаимодействия ее подразделений. Принципиально важно, чтобы ТНК расширяла практику приглашения потенциальных руководителей высшего звена из своих дочерних компаний и не ограничивалась рамками рынка труда страны размещения главного правления. Управляющий, который уверенно себя чувствует в ситуации неопределенности, способен лучше справиться с неоднозначностью решения проблем транснационального управления. Он должен уметь общаться с людьми, слушать собеседника и учиться у других, уметь принимать решения при отсутствии контроля сверху. Управляющий не должен быть связанным коллективным внутригрупповым или внегрупповым мышлением, если это ограничивает его способность взаимодействовать с другими филиалами на равноправной основе.

В целом ТНК — это достаточно сложное и постоянно развивающееся явление в системе мирохозяйственных связей, требующее пристального внимания, изучения и международного контроля. Транснациональные корпорации во все большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264 с.

2.        Арсеньев М. С. Транснациональные корпорации // Российский экономический журнал. – 2001. - № 12. – 35с.

3.        Булатова А.С. Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве // Мировая экономика: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. – 359с.

4.        Долгов С.И. Транснациональные корпорации и прямые иностранные инвестиции как основа глобализации // Глобализация экономики: новое слово или новое явление? - М., 1998. – 201с.

5.        Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: «Туран» – 1996. – 401с

6.        Миронов А.А “Концепции развития транснациональных корпораций” - М.: Мысль, 1981.-185с.

7.        Мовсесян А, Либман А. Современные тенденции в развитии и управлении ТНК // «Проблемы теории и практики управления» 2004.-№1.-С.34

8.        Николаева И.П., Роль ТНК в мировом инвестиционном процессе // «Мировая экономика», М.: Юнити, 2000г.

9.        Семенов К.А. Транснациональные корпорации // Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: Гардарика, 1998. – 259с.

10.   Сысоев В., Абраменко В. Современные тенденции в развитии и управлении ТНК // Вопросы экономики. - 2003. - № 2, № 5 - 112с.

11.   Тeмниченко М.Ю. Транснациональные компании // Экономист. - 2003. - №1,№2. – 75с.

12.   Газпром – акционерное общество. - http://www.gazpromquestions.ru/?id=40

13.   Официальный сайт ОАО «Газпром» (Корпоративное управление), © 2006—2008 ОАО «Газпром Нефть» - http://www.gazprom-neft.ru/company/management/print/

14.   Проблеммы и перспективы корпоративного управления ОАО «Газпром». - http://institutiones.com/general/625-problemi-i-perspectivi-upravleniya-gazproma.html

 

 



Информация о работе Управление транснациональных корпораций