Управление занятостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание

Рынок труда может также рассматриваться с позиции каждого отдельного предприятия (фирмы), как взаимоотношения между ним и его сотрудниками, не только потенциальными, но и частью фактических. Под последними обычно понимают скрытый рынок труда, т.е. совокупность работников, сохраняющих статус занятых, но имеющих большую вероятность потерять работу или принявших решение сменить работу, а также скрытых безработных, которые заняты неполное рабочее время из за кризисного или предкризисного состояния предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Управление занятостью.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

     Наиболее  социально уязвимой категорией трудящихся на рынке труда являются длительно  безработные (свыше 1 года). В РФ в середине 1990-х гг. растут численность длительно безработных и их удельный вес среди всех безработных. Так, на конец 1996 г. их доля составляла 18,2%, на 01 апреля 1997 г. – 19,9%. Доля длительно безработных наиболее высока среди беженцев и вынужденных переселенцев (свыше 46%) и среди инвалидов  33%; около 2/3 длительно безработных составляют женщины и свыше 28%  молодежь.

     Скрытая безработица (неполная занятость) на рынке  труда наиболее высоких значений достигла в 1994 г. и уже при слабом улучшении экономического. состояния страны в 1995 г. значительно снизилась, а усиление экономического спада в 1996 г. по сравнению с 1995 г. привело к росту показателей неполной занятости при стабилизации показателей регистрируемой безработицы.

     Российская  статистика фиксирует следующие  характеристики неполной занятости:

  • численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации (закон позволяет делать это только при согласии самого работника), достигла в конце 1996 г.  – 3,4 млн. чел.;
  • численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации (чаще всего не оплачивались или оплачивались частично), за 1996 г. составила свыше 7,5 млн. чел., а продолжительность административных отпусков увеличилась с 11 дней (в расчете на 1 работника) в начале года до 40 дней в конце (последний показатель наиболее точный и сравнимый как во времени, так и в пространстве).

     Российский  рынок труда характеризуется  интенсивным движением кадров: в  середине 1990-х гг. ежегодно меняли место работы до 14 млн. чел., при этом среди уволившихся до 2/3 составляют те, кто делает это по собственному желанию, хотя доля выбывших по экономическим причинам (сокращение численности, санация, банкротство) медленно, но постоянно растет.

     В 1990-х гг. состояние рабочих мест по условиям и охране труда в рос. экономике ухудшалось, поэтому наряду с ростом уровня безработицы появлялись хронически незаполняемые вакансии и непрестижные рабочие места, на которых не желает работать молодежь.

     Регулируемая  часть рынка труда характеризуется  сведениями о вакансиях (по оценкам, организации сообщают от 1/4 до 1/3 реально  имеющихся вакансий). Так, в 1996 г. сведения о вакансиях предоставили свыше 41 тыс. предприятий с общей численностью занятых свыше 10,2 млн. чел., т.е. около 15% всех занятых в экономике. Несмотря на преобладание по числу занятых и соответственно рабочих мест негосударственного сектора, среди заявленных вакансий превалировал гос.сектор, т.к. негосударственный, а особенно частный сектор экономики предпочитает искать рабочую силу на нерегулируемом рынке труда.

     Отношение численности безработных к числу  вакансий представляет собой т.н. коэффициент напряженности рынка труда. В начале 1997 г. он составлял в среднем 10 при значительном разбросе по регионам РФ: от 460 в Ингушетии до 1 в Москве, где спрос и предложение на рынке труда в количественном аспекте находились в равновесии.

     Равновесный уровень безработицы формируется в процессе выполнения инфляционных ожиданий, приспособления экономики к равновесному уровню реального спроса в условиях стабильной инфляции. Высокие темпы инфляции могут создать условия для резкого возрастания безработицы. Наиболее разрушительный эффект инфляции состоит именно в том, что она, создавая временный фиктивный платежный спрос и позволяя в силу этого занять на время определенную массу трудящихся, при резком торможении ее скорости инициирует возникновение значительной безработицы. На макроэкономическом уровне причина массовой безработицы – несовпадение распределения рабочей силы с распределением спроса на выпускаемую ею продукцию. Эти структурные рассогласования трудовых и материальных потоков вызваны искажением системы соотношений цен и заработков, которое может быть устранено в результате установления в каждом секторе экономики цен и заработков, обеспечивающих равенство спроса и предложения.

     Уровень безработицы, при котором инфляция стабилизируется, и есть естественный (нормальный) уровень незанятости, определяемый условиями рынка труда, демографическими и инвестиционными процессами, внешнеторговыми условиями и институциональными изменениями (форма оплаты труда, система страхования от безработицы и др.). Равновесный уровень безработицы может выступать в роли макроэкономического норматива, т.е. принципиально нового критерия оценки результатов финансовой стабилизации, подтверждая (или опровергая) их оценкой ситуации на рынке труда.

     В РФ к регулирующим рынок труда факторам относятся прежде всего Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест и Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ, которая разрабатывается с 1995 г. и ежегодно утверждается правительством. Эта программа направлена на сдерживание роста числа безработных посредством специальных мер, селективную поддержку определенных отраслей, производств или территорий, например, района или города с единственным градообразующим предприятием, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, прежде всего посредством профессионального переобучения и подготовки персонала, а также на работу с самими безработными с выделением особых категорий, для которых принимаются специальные подпрограммы или комплекс мер.

     Целевая программа задает определенные количеств. параметры:

  • предельный уровень (обычно как вилка) регистрируемой безработицы;
  • оказание консультационных услуг на рынке труда (в млн. чел.);
  • поддержка доходов безработных и т . п.

     Кроме регулируемого рынка труда существует общий рынок труда, объем которого определяется по специальным обследованиям Госкомстата РФ (Выборочные обследования населения по проблемам занятости), основанным на опросах населения об их желании работать. В основе таких обследований лежит общая методология МОТ, которую каждая страна применяет с учетом собственной специфики. Эти обследования охватывают возрастные категории, выходящие за рамки трудоспособного возраста (например, российское обследование в марте 1996 г. от 16 до 72 лет), а также социальные группы, представители которых по существующим законам не могут получить статус безработного, например, пенсионеры, студенты. Объем этого рынка значительно шире, чем регулируемого, хотя в 1992-96 гг. объемы двух рынков сближались.

     В среднем в 1996 г. общая численность безработных составляла 6,6 млн. чел., зарегистрированных безработных  2,6 млн. чел. С июня 1996 г. в РФ наблюдается тенденция стабилизации уровня регистрируемой безработицы, которая была связана не только с экономическими процессами, но и с изменением законодательства, регулирующего рынок труда, а также с субъективными факторами  задержками в выплате пособий по безработице.

     Наиболее  напряженная ситуация на рынке труда  в РФ сложилась в Кировской, Владимирской, Псковской, Архангельской, Ивановской областях, республиках Мордовия, Удмуртия, Дагестан, Калмыкия, Ингушетия, а также в большинстве автономных округов. На этих территориях уровень безработицы более чем в 2 раза превышает средний российский, а коэффициент  напряженности рынка труда более чем в 3 раза.

     Для решения социальных проблем на рынке  труда политика государства должна обеспечивать равные возможности доступа  к рынку труда тех категорий  населения, которые по объективным  причинам лишены этого. Как правило, во всех странах к этим категориям относят:

  • молодежь, впервые вступающую на рынок труда и не имеющую профессии;
  • инвалидов, имеющих возможность трудиться как в полном, так и в неполном объеме;
  • женщин, имеющих малолетних детей или детей, требующих ухода (например, инвалидов);
  • беженцев и вынужденных переселенцев;
  • работающих лиц пенсионного или предпенсионного возраста (обычно последнее пятилетие);
  • безработных.

     Самая перспективная защита от безработицы – экономическая поддержка занятости населения путем затрат из Фонда занятости на сохранение рабочих мест, сдерживание массового высвобождения трудящихся, что одновременно является и мерой их социальной защиты.

     Все более активно РФ переходит и  к широко развитому в других странах  методу защиты безработных путем  выплаты разовой компенсации  для открытия безработным собственного дела взамен пособия по безработице, при этом поддержка осуществляется вначале путем обучения основам предпринимательской деятельности, консультаций, а затем (после представления претендующим бизнес проекта) выплаты ему средств для развития самозанятости.

     Важная  часть поддержки практически  всех социально слабозащищенных  на рынке труда категорий населения – проф. ориентация (переориентация) и проф. обучение (переобучение). При этом среди программ служб занятости различаются программы, направленные в целом на безработных граждан и незанятое население, и программы, специально рассчитанные на проф. обучение безработных из числа слабо защищенных категорий с выделением:

  • молодежи, впервые вступающей на рынок труда или не имеющей специальности и профессии;
  • инвалидов, желающих и имеющих возможность (по показаниям) трудиться;
  • граждан, уволенных с военной службы (в российской практике эта категория попадает в социально защищаемый разряд),
  • женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста или имеющих детей инвалидов.

     В 1996 г. соотношение этих категорий  общей и социально уязвимой  составляло 1, а внутри группы социально уязвимых на первом месте были женщины с детьми, на втором месте – молодежь.

     Такие формы деятельности на рынке труда, как организация общественных работ и проф. переобучение, все еще занимают в общем объеме средств на государственную политику занятости из соответствующего фонда весьма незначительную долю. Так, по итогам 1995 г. из общих средств Фонда занятости на проф. обучение безработных и ищущих работу было затрачено около 10% всех средств, на обществ. Работы, а в 1996 г. – 3,6%.

 

Задание 2.

Ситуация  на рынке труда  в России в 1995 г. характеризовалась следующими данными: уровень фактической безработицы составил 7,7% экономически активного населения, уровень официально зарегистрированной безработицы – 2,7%; численность экономически активного населения – 74 млн. человек; число вакантных рабочих мест – 350 тыс.; 1,9 млн. человек находились в административных отпусках по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, 2 млн. человек были переведены на сокращенную рабочую неделю. Оценить масштабы открытой и скрытой безработицы, а также напряженность на рынке труда.

Решение:
  1. Определим численность безработных в 1995 году:

     Т.к. ,

где Фактический уровень  безработицы, выраженный в процентах
  Численность безработных, определенная по методологии МОТ  на основании выборочных обследованиях  населения
  Численность экономически активного населения
     

     Тогда:

  1. Определим численность официально зарегистрированных безработных в 1995 году:

     Т.к. ,

где Уровень официально зарегистрированной безработицы, выраженный в процентах
  Численность незанятых, официально зарегистрированных в органах  службы занятости в качестве ищущих работу
  Численность экономически активного населения
     

     Тогда:

  1. Определим общий потенциал открытой безработицы, равный сумме общей численности безработных и лиц с неполной занятостью в 1995 году:

    , тогда

    в процентах  к экономически активному населению:

     

  1. Определим масштабы скрытой безработицы, к  которой можно отнести  принудительные отпуска по инициативе администрации  без сохранения содержания или с  частичной оплатой, которые не предусмотрены  ни трудовым законодательством, ни тарифными соглашениями.

     

  1. Определим напряженность на рынке труда, как  отношение численности безработных  к числу вакансий, по формуле:

      ,

где Напряженность рынка труда
  Численность безработных, определенная по методологии МОТ  на основании выборочных обследованиях  населения
  Количество  вакантных рабочих мест на рынке  труда
     

Информация о работе Управление занятостью