Ведение в организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:28, реферат

Описание

Эффективное управление организациями и людскими ресурсами, сталкивается с рядом проблем. Сокращение штатов, информационный взрыв, глобальная конкуренция: эти и ряд других явлений характеризуют ситуацию, с которой сталкиваются менеджеры в современных условиях.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ(referat).doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

                           

                         СЛЕДСТВИЯ  ИЗ  ХОТОРНСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ.

  Несмотря  на  ряд  ограничений  характерных   для  Хоторнского эксперимента,  с современной точки зрения он    привёл  к нескольким  интересным  выводам,  которые позволили лучше понять  поведение людей в организациях.    В чём разница поведения работников  собиравших  реле  (постоянный  рост  производительности) и  сборщиков  устройств  банковской  сигнализации  (сознательное  ограничение  выработки)?

  Было  проведено  анкетирование.  В   целом  все  из  анкет   нельзя  было  сделать  каких  либо  определённых  выводов,  но  все  рабочие  отметили,  что  в  помещении  отведённом  для  эксперимента  они  чувствовали  себя   лучше.  Затем  рабочие  были  опрошены  относительно   обстановки  в цеху  по сборке  реле.  В  описании  Хоторнского  эксперимента  результаты  этих  опросов,  в  полной  мере,  обычно  не  упоминаются. Говорится,  что  субъекты  единодушно  предпочитали  работать  в  помещении  для эксперимента  по  сравнения  с  обычным   цехом.  Часто  упускается   объяснения  этих  предпочтений  самими  рабочими:

  1. Малочисленная  группа.
  2. Тип  контроля.
  3. Заработки.
  4. Новизна  ситуации.
  5. Интерес  к  эксперименту.
  6. Внимание,  которое  привлекло  к  себе  помещение  для  эксперимента.

 Важно,  что  новизна  и  внимание  отошли  на  4  и  6  позиции.  Обычно  три  момента  ассоциируют   с  «Хоторнским  эффектом».   Многие  учёные  делают  вывод,  что участникам  уделялось особое  внимание  и они получали   удовольствие  от  нового  интересного опыта.  «Хоторнский эффект» представляет   реальную  проблему  всех  людей – субъектов эксперимента.   Однако    сказать,  что все результаты  были  вызваны таким воздействием – значит  проигнорировать важное  значение  малой группы  типа  контроля  заработка.  Все переменные  эксперимента  и многие  другие  разделяют старый  подход  к человеческому  фактору и современный подход  к организационному  поведению.  Их  отличает  и точность   и «тонкая настройка»    методологии исследований.

 

                                  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  МЕТОДОЛОГИЯ.

Современный  подход  к  организационному  поведению опирается на  строгую методологию.  Поиск причин  поведения очень тонкий  и сложный процесс.  Проблема  настолько сложна,  что некоторые учённые   оспаривают  саму  возможность существования точной  науки о поведении.  Человеческое  поведение  нельзя  контролировать  и  манипулировать  им,  при  одинаковых  исходных  поведение  может  быть  разным.  Человеческие  переменные  (опыт,  наученность,  восприятие,  мотивы  и др.)  разрушают  те  элементы  контроля,  которые  пытаются   создать  учённые.  Поэтому   что  бы  удовлетворять  исследовательской  методологии,

  Учённые   должны  быть  очень  осторожны,  занимать  «оборонительную  позицию».

 

                                      ОБЩЕНАУЧНАЯ  ТОЧКА  ЗРЕНИЯ.

  Учёные  биохевиористы вообще  и исследователи организационного поведения в частности стремятся соответствовать следующим критериям:

  1. Общими  целями  являются  понимание/объяснение,  прогнозирование  и  контроль.
  2. Определения  должны  быть  точными  и  опероциональными.
  3. Измеряемые  параметры  должны   надёжными  и  существенными.
  4.   Методы  должны  быть  системотичными.
  5. Результаты  должны  быть  кумулятивными (накапливывапемыми).

При возникновении  проблемы  обращаются  к  имеющейся  совокупности  знаний.   Возможно  разрешить  проблему  можно  немедленно,  ничего  не предпринимая. К  сожалению  обычно   это  не  так. Одна  из  причин,  молодость   самой   сферы  организационного  поведения  как  науки. Хоторнский  эксперимент  проводился  80   лет  назад,  но  подход  к  его  анализу на  основе  науки о поведении состоялся лишь  в 1970-х.  Т.о.  овладение методологией  становится  особенно  важной  для молодых менеджеров и искушённых  практиков.  

 

 

                                                  


 

 

 

 

                                                              Совокупность  знаний

 



 

                                   Исследовательская                              проблемы и вопросы,  касающиеся


                                          Методология                                    организационного  поведения.

 

Рис.  Простые  взаимоотношения  между  методологией,  проблемами  и знанием.

       

 

                                                     НАЧНЁМ  С  ТЕОРИИ.

Обычно  теоретики  утверждают,  что  не  ничего  более практичного чем хорошая теория.  Но  теории  в области организационного  поведения разочаровывают  даже   студентов.  Причина в новизне области и в том,  что накоплено не  много однозначных ответов.  Цель  любой   теории, в этой  области,  состоит  в  объяснении  и прогнозировании  рассматриваемых  явлений.  Теории  постоянно  изменяются  согласно  с  результатами   новых   исследований.

  Джон  Майнер,  в  своей  книге   «Теории  организационного  поведения»  приводит   несколько  критериев  по  которым  можно  отличить  «хорошую  теорию,  если  с  ней  сталкиваешься».

  1. Она должна  способствовать  достижению  научных  целей.,  помогая  пониманию,  допуская  предсказание  и  облегчая  понимание.
  2. Должны  существовать  чёткие  границы  применения  теории,  чтобы  её  не  использовали  в  ситуациях,  для  которых  она  не  предназначалась.
  3.   Она должна  направлять  усилия  исследователей  на  решение приоритетных,  важнейших вопросов.
  4.   Она должна  давать  результаты,  допускающие  обобщения,  выходящие  за  рамки  конкретного  исследования.
  5. Она  должна  свободно  допускать  дальнейшую  проверку  путём  использования  чётко  определённых   переменных  и  терминов.
  6. Она  должна  не  только подтверждаться  исследованиями,  предпринятыми  на  её  основе,   но  и  быть  непротиворечивой  и  согласовываться  с другими  известными   фактами.
  7. Она должна  быть  сформулирована   в наиболее  простых терминах.

 

                          ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ   СХЕМ

Исследовательская  схема – сердце  научной  методологии:  она  может  использоваться, как  для  ответа на  практический  вопрос,  так  и  для   проверки  теоретического  положения.  Существуют  три  основных  схемы:  экспериментирование,    изучение  конкретной  ситуации  и  опрос.  Эксперимент  заимствован, в  основном  из  психологии,  опрос  и  изучение  конкретной  ситуации  привлечены  из   социологии.

  Изначальная   цель  исследования – нахождение  причинно-следственных  связей.  Схема экспериментирования обеспечивает  наилучшие  возможности  для  этого.  Если  факторы равны, большинство  исследователей  предпочтёт  эту   схему. Эксперимент  это   изменение  независимых  переменных  для  измерения  их  влияния  на  зависимые,  в   то  время,  как  остальное  поддерживается  в  неизменном  виде.  Обычно  формируются  экспериментальная  и  контрольная  группы.  В  экспериментальной  группе  производится  воздействие  на  переменные,  в  контрольной - нет.    Контроль  является  ключом  к  успеху  при   использовании  схемы эксперимента.

                                       ОБОСНОВАННОСТЬ  ИССЛЕДОВАНИЙ.

  Ценность   любого  исследования  зависит   от  его  обоснованности,  т.е.  от  того  в  какой  степени   оно  раскрывает  то,  ради   чего  оно  проводилось. Исследование  должно  иметь  внутреннюю  и  внешнюю  обоснованность,  чтобы  внести   вклад  в  совокупность  знаний.

Внутренняя  обоснованность  есть  если  нет  других  правдоподобных  объяснений  сообщаемым  результатам,  кроме  данных  эксперимента.  Опасности  связанные с  внутренним  обоснованием,  включает  следующие  факторы,  но  не  ограничивается  ими:

  1. История. Неконтролируемые  события – помехи,  произошедшие  в промежутке  между измерениями,  в начале  исследований.
  2. Взросление. Изменение субъекта  или субъектов с течением  времени,  вне экспериментального  воздействия.
  3. Контроль. Влияние предшествующего контроля  на  теперешнюю  деятельность  субъекта.
  4. Инструменты. Изменение измеряемых  параметров  деятельности  субъекта  вследствие  изменения  инструментов  или  смены  наблюдателя.
  5. Регрессия.  . Изменение измеряемых  параметров  деятельности  субъекта  вследствие  снижения  показателей субъекта   от  высших  к среднетипическим.
  6. Отбор. Изменения,  обусловленные различиями  между субъектами.
  7. Неопределённая  направленность  причинно- следственной  связи .   А вызывает  В,  или В вызывает А?  Эта проблема  характерна  для корреляционных  исследований.
  8. Конкретная  история. Изменения, обусловленные уникальной  ситуацией,  возникшей в связи с  воздействием  на  экспериментальную  группу.

В  лабораторных  исследованиях  контролировать  опасности  связанные  с  внутренней  обоснованностью   легче  контролировать,  чем  в  полевых.

  Однако  улучшение  контроля  достигается   за  счёт   снижения  уровня  общности  и  релевантности.  Поэтому  не которые  учёные  их  не  принимают,  считая,  что  они  уводят  науку  в  сторону  от  понимания  естественного  человеческого  поведения.

  Опасность   можно  свести  до  минимума  и  в  полевых   условиях   если  использовать  предварительные  тесты,  контрольные  группы,  и  случайные  выборки.   Т.о.  опасности  можно   уменьшить  за  счёт  тщательного  планирования  эксперимента.  Это  не  всегда  относится  к   внешней  обоснованности,  которая  связана  с возможностью  обобщения  результатов.  Для  того  чтобы  исследование обладало  внешней  обоснованностью,  результаты  должны  быть  применимы  для  широкого  круга  людей  и  ситуаций.

Полевые  исследования  обычно   обладают  большей    внешней  обоснованностью,  чем лабораторные.

    В   целом   исследования  в   области  организационного  поведения   могут  быть  усовершенствованы   путём  проведения  растянутого   во  времени  эксперимента  и  разработки  плана  работы  с  опорой  на  существующие  теории.  Лучшая   стратегия  состоит  в  использовании  нескольких  планов  для  получения  ответа  на  один  вопрос.  Слабые  стороны  разных   планов  могут  компенсироваться  друг  другом.

  Обычно   исследование  стоит   начинать  с лабораторных   исследований,  чтобы изолировать и измерить  интересующие  переменные.  Переход от  лабораторных  опытов  к полевым может привести  к весьма  существенным  выводам.  Тем не  менее наблюдение  в реальных  условиях,  вероятно  должно  предшествовать  лабораторным  исследованиям.   Множество  схем  и  многократные  измерения  дают  наибольший  шанс  провести  обоснованные,  осмысленные   исследования  в  области  организационного  поведения.

                           

                    ОПРЕДЕЛЕНИЕ   ОРГАНИЗАЦИОННОГО   ПОВЕДЕНИЯ. 

Обладая  богатым  историческим  материалом,  типа  Хоторнских  исследованний,  и  научной  методологией,  область  организационного  поведения  начинает  развиваться  и  приобретать  черты  зрелой  академической  дисциплины.  Однако,  как  и  в  других  молодых  областях  знания  здесь  тоже  встречались  трудности  и  отклонения.  Кроме  научных  дискуссий  по  теоретическим  подходам  и  результатам  исследований,  пришлось  столкнуться   и  с  кризисом  определения   понятий.  К  счастью  в  настоящее  время  этот  кризис  в  целом  преодолен.   

 

          ТО

      Теория

   Организаций

          ОП

Организационное

      Поведение

          ОР

Организационное

        Развитие

           УЧ

    Управление

    Персоналом




 

                    Теоретический

                                  подход

 

                         Прикладной

                                  подход

 

 

                                                    Макро                           Микро

 

 

Рис.  Взаимосвязи  организационного  поведения  с  сопредельными  дисциплинами.

 

На  рисунке  в общих  чертах  показаны  взаимосвязи   между  организационным  поведением (ОП)  и  смежными  дисциплинами:  теорией  организации  (ТО),  организационным  развитием (ОР),  и  управлением  персоналом  (УП).  Из   рисунка  следует,  что  ОП   характеризуется  теоретической  ориентацией,  так  же   анализом  явлений  на  макроуровне.  ОП  основано  на  многих  теоретических  положениях  других   наук  о  поведении,  которые  концентрируются  на  поведении  индивидуумов  и  групп  в  организациях.  ОП  аккумулирует  знания  и  проверяет  теории  посредством    принятых   методов  исследования.  В  итоге  организационное  поведение  может    быть   определенно,  как    область   знания,  стремящаяся  понять  и  научиться  предсказывать   поведение   людей  в  организациях,  а  также  управлять  ими.

Информация о работе Ведение в организационное поведение