Виды делегирования полномочий в системе таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:48, реферат

Описание

Сегодня таможенная служба России - государственный институт, охватывающий своей структурой и деятельностью всю территорию страны. Она стала неотъемлемой, жизненно необходимой частью экономической, правоохранительной системы нашего государства.
Федеральная таможенная служба России (ФТС России) обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Основные принципы управления. 6
1.1. Общие положения о таможне. Понятие и сущность делегирования полномочий 10
1.2. Виды делегирования полномочий. 15
Глава 2. Структура управления в системе таможенных органов. 21
2.1. Требования предъявляемые к системе таможенных органов. 29
2.2 Законы управления в таможенных органах. 33
Заключение 36
Список использованных источников. 40

Работа состоит из  1 файл

Виды делегирования полномочий в системе таможенных органов 2011.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)
style="text-align:justify">Компетенция отдельных таможен определяется ФТС России.

Начальник таможни:

1) руководит деятельностью таможни на основе принципа единоначалия;

2) осуществляет общее руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и контроль за ней;

3) распределяет обязанности между своими заместителями;

4) издает на основании настоящего положения, правовых актов ФТС России и РТУ документы распорядительного характера по вопросам, отнесенным к компетенции таможни, и организовывает контроль за их исполнением;

5) представляет таможню в государственных органах;

6) представляет начальнику вышестоящего таможенного органа:

- предложения о структуре, численности и фонде оплаты труда должностных лиц, работников таможни и таможенных органов региона деятельности;

- предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей начальника таможни, главного бухгалтера таможни и начальников таможенных постов;

- предложения о присвоении специальных званий подчиненным сотрудникам;

- проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности таможни, а также отчет об их исполнении;

- соответствующие материалы при представлении должностных лиц таможни и таможенных постов к награждению ведомственными наградами, другим поощрениям, государственным наградам Российской Федерации, а также для присвоения им почетных званий Российской Федерации;

7) осуществляет полномочия начальника органа дознания в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

8) осуществляет руководство оперативно-розыскной деятельностью таможни в части борьбы с контрабандой и иными преступлениями, определяет согласно порядку, установленному ФТС России, направления расходования средств, выделенных на проведение мероприятий, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности;

9) отменяет или изменяет в порядке ведомственного контроля решения должностных лиц таможни, таможенных постов и их должностных лиц;

10) утверждает штатное расписание в пределах установленной ФТС России численности и фонда оплаты труда должностных лиц и работников таможни и таможенных постов;

11) назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц, работников таможни и таможенных постов, за исключением лиц, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей руководителем ФТС России;

12) приводит к присяге сотрудников таможни;

13) присваивает должностным лицам таможни и таможенных постов специальные звания в соответствии с установленным порядком;

14) применяет в пределах предоставленных полномочий в отношении должностных лиц таможни и таможенных постов меры поощрения и дисциплинарного воздействия в соответствии с Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и трудовым законодательством Российской Федерации;

15) обеспечивает создание необходимых условий труда для должностных лиц таможни, а также их правовую и социальную защищенность;

16) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в таможне и на таможенных постах;

17) утверждает положения о структурных подразделениях таможни на основе положений, утвержденных приказами ФТС России;

18) организовывает в таможне и на таможенных постах согласно установленному порядку оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия и специальных средств;

19) обеспечивает выполнение программ, планов (плановых заданий) и показателей деятельности таможни;

20) принимает меры по обеспечению выполнения таможенными постами установленных для них планов (плановых заданий) и показателей деятельности;

20.1) несет ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, и за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну;

21) осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Начальник таможни вправе согласно установленному порядку делегировать отдельные предоставленные ему полномочия подчиненным должностным лицам.

Финансирование расходов на содержание таможни осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств иных источников, установленных законодательством Российской Федерации.

Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Место нахождения таможни определяется ФТС Росси.[5]

Более подробно полномочия таможенных органов можно изучит в  Приказе ФТС России № 7 от 12 января 2005 года.

Из этого можно сделать вывод, что область деятельности такой большой структуры не мыслима без делегирования полномочий.

 

1.2. Виды делегирования полномочий.

 

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает пе­редачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.[6]                            

                                                  Цели делегирования

 

             

 

 

 

 

Рис. 1. – Цели делегирования полномочий

 

Делегирование пред­ставляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди со­трудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому чело­веку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, деле­гирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.

Процесс делегирования полномочий:

1.                  Поручение работникам индивидуальных конкретных заданий.

2.                  Предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным.

3.                  Формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.

Делегирование полномочий имеет ряд положительных моментов:

а) руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов;

б) делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта;

в) делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности. Делегирование полномочий - это тот случай, когда убивают сразу несколько зайцев;[7]

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

Ответственность - это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы.

Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.

Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочия, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы.[8] .

Полномочие - это организационно закрепленное огра­ниченное право использовать  ресурсы организации и направ­лять усилия ее работников на выполнение делегируемых за­дач.

Полномочия не следует смешивать с властью, под которой понимают реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию.

Полномочия определяют, что лицо, занимающее определен­ную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно иметь власть, не имея пол­номочий.[9]

Различают 2 вида полномочий:

Линейные полномочия.

Штабные полномочия.

Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее друго­му подчиненному.

Линейные полномочия выражают существующую в органи­зации систему властных отношений между руководством и под­чиненными.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.[10]


Рис. 2 – Цепь команд

 

Штабные полномочия - это право советовать или помо­гать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.


Рис. 3 – Классификация штабных полномочий

Рекомендательные полномочия штабного аппарата явля­ются наиболее ограниченными и сводятся в основном к кон­сультированию линейного руководства.

Введение процедуры обязательного согласования обеспе­чивает расширение рекомендательных полномочий и обязыва­ет линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.

Параллельные полномочия представляют собой дальней­шее расширение штабных полномочий и включают право от­клонять определенные решения линейного руководства.

Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.

Необходимость реализации штабных функций и полномо­чий обусловила формирование специального штабного (адми­нистративного) аппарата в организациях.

Выделяют следующие основные разновидности администра­тивного аппарата:

консультативный аппарат;

обслуживающий аппарат;

личный аппарат.

Консультативный аппарат формируется на временной или постоянной основе из специалистов определенного профиля, в обязанности которого входит консультирование линейного ру­ководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, новейшая или специальная технология, обучение и повышение квалификации персонала и др.).

Обслуживающий аппарат наряду с консультативными функциями выполняет обслуживающие функции. К наиболее типичным областям, в которых находит применение обслужива­ющий аппарат, относятся маркетинговые исследования, финан­сирование, планирование, материально-техническое снабжение и др.

Личный аппарат - это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руково­дителя. Хотя в организациях сотрудники личного аппарата не имеют формальных полномочий/они могут обладать большой властью.

Важно осознать, что в крупных организациях административный аппарат может состоять из множества людей. В таких ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким образом, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Естественно, менедже­ры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий аппарата по отношению к организации в целом.

Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями.

Во время организации такого рода взаимоотношений руководство должно решить: линейным или аппаратным будет данный вид дея­тельности. Это решение должно основываться на определении того, насколько фундаментальным и непосредственным будет вклад этого вида деятельности в достижение общих целей. Однако рассматривать аппаратно-штабную деятельность как несущественную для достиже­ния целей недопустимо. Все виды деятельности должны облегчать достижение целей. Линейная деятельность в настоящем смысле слова - это та деятельность, которая непосредственно связана с созданием, финансированием и сбытом товаров или услуг, производимых организацией.

Информация о работе Виды делегирования полномочий в системе таможенных органов