Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:33, курсовая работа
Предмет исследования – это совершенствование искусства делового общения
Введение……………………………………………………………………………..стр.3
Понятие, структура и функции делового общения……………………………стр.5
1.1 История развития этики делового общения…………………………………...стр.5
1.2 Понятие делового общения…………………………………………………….стр.6
1.3 Структура и функции делового общения……………………………………..стр.7
1.4 Виды делового общения………………………………………………………..стр.8
2 Вербальные и невербальные средства общения.……………………………….стр.11
2.1 Телефонные переговоры………………………………………………………стр.13
2.2 Совершенствование искусства общения……………………………………..стр.15
2.3 Этикет обращения……………………………………………………………..стр.16
2.4 Мимика………………………………………………………………………….стр.17
2.5 Жесты и позы……………………………………………………………………стр.18
Заключение……………………………………………………………......................стр.23
Список использованной литературы……………………………………………….стр.24
Существует несколько принципов, которых стоит придерживаться в деловой беседе. Большую трудность представляет, прежде всего, начало разговора.
Партнеры очень хорошо знают суть предмета, цель, которую они преследуют в данном общении, четко представляют результаты, которые они хотят получить. Но зачастую появляется «внутренний тормоз», когда речь идет о начале беседы. Как начинать и с чего начинать? Какие фразы более всего подходят? Некоторые же допускают ошибку, игнорируя этот этап, переходят сразу к сути проблемы, тем самым обрекая разговор на провал.
В чем же суть начала беседы?
Некоторые считают, что начало беседы, определяют обстоятельства, другие, — что начинать беседу необходимо с конкретного вопроса, третьи попросту не задумываются над этим. И лишь некоторые понимают и задумываются над этой проблемой, осознавая ее важность. В любом случае на этом этапе беседы нужно выработать правильное и корректное отношение к собеседнику.
На первой фазе беседы мы ставим следующие задачи:
Многие беседы заканчиваются, так и не успев начаться, особенно если собеседники находятся на разных социальных уровнях (по положению, образованию и т.д.). Причина заключается в том, что первые фразы беседы оказываются слишком незначительными. Следует иметь в виду, что именно несколько первых предложений часто решающим образом воздействуют на собеседника, т.е. на его решение выслушать нас или нет. Собеседники обычно более внимательно слушают именно начало разговора — часто из любопытства или ожидания чего-то нового. Именно первые два-три предложения создают внутреннее отношение собеседника к нам и к беседе, по первым фразам у собеседника складывается впечатление о нас.
Ниже представлены несколько неудачных примеров начала беседы.
Так, следует всегда избегать извинений, проявления признаков неуверенности:
Нужно избегать любых проявлений неуважения и пренебрежения к собеседнику, о которых говорят следующие фразы:
Не следует своими первыми вопросами вынуждать собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию. Хотя это логичная и совершенно нормальная реакция, в то же время с точки зрения психологии это промах.
Существует множество способов начать беседу. Вот некоторые из них:
1. Метод снятия напряженности позволяет установить тесный контакт с собеседником. Достаточно сказать несколько теплых слов, например, шутку, которая способствует разрядке первоначальной напряженности и созданию дружеской обстановки для беседы.
2. Метод «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы. В этих целях можно с успехом использовать какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай или необычный вопрос.
3. Метод прямого подхода
означает непосредственный
Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума, вежливым но, не утрируя вежливость. В разговорах следует избегать всякой серьезной полемики, особенно в разговорах о политике, религии.
Умение слушать такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как и умение говорить, и если вы хотите чтобы вас слушали, нужно самому слушать других или, по крайней мере, делать вид, что вы слушаете. Но что делать, если собеседника рядом нет, и он находится на другой стороне телефонной линии. Как заинтересовать человека?
Некоторые считают, что самое простое в деловом общении – телефонный разговор. На самом деле это далеко не так. Звонок по телефону должен так же подчиняться требованиям краткости, как деловая переписка.
Есть несколько общепринятых правил телефонных разговоров:
2.2 Совершенствование искусства общения
«Больше слушай, чем говори».
(Клеобул из Линда (Клеовул))
Как уже говорилось выше, успех общения зависит от умения слушать.
Профессор Кит Дэвис приводит 10 правил эффективного слушания.
Помимо умения эффективно слушать существуют другие способы совершенствования искусства общения:
Как правило, человеку приятно слышать свое имя. Старайтесь почаще употреблять его, обращаясь к собеседнику. Понятно, что не всякого человека можно называть просто по имени.
Не обращаются по имени:
Согласно этикету обращения, если старший по возрасту или положению просит называть его просто Володей, не следует возражать: отказ означает неуважение к дружескому жесту, желанию установить более теплые отношения. С другой стороны, крупные руководители и пожилые люди должны быть осторожны с подобными предложениями. В отношениях начальника с подчиненными такое панибратство может привести к падению дисциплины и авторитета руководителя, а настойчивость почтенного пожилого человека, предлагающего подростку называть его просто по имени, ставит их в неловкое положение, а его самого - в смешное.
Во время официальных встреч, в торжественной обстановке, когда особенно важно проявить уважение к социальному статусу человека и подчеркнуть его заслуги, употребление звания или титула (если, конечно, таковые имеются) обязательно.
Во многих странах обращение «доктор» и «профессор» может употребляться не только по отношению к лицам, имеющим это научное звание, или врачам, но и ко всем представителям творческих профессий - инженерам, музыкантам, актерам.
Что же касается употребления местоимений в обращении, то всем известно, что на «вы» следует обращаться к старшим, а также малознакомым людям. «Ты» обычно говорят детям до 12-16 летнего возраста (в зависимости от конкретных обстоятельств) и близким знакомым. Есть, однако, несколько особых правил.
Так, давние приятели, которые в обычной, неофициальной обстановке друг с другом на «ты», не должны позволять себе этого, находясь на официальном приеме. Встретившись на улице, можно сказать: «Леха, где Женька?» Но во время официального мероприятия, на торжественном обеде или ужине, эта фраза должна звучать так: «Алексей Николаевич, вы не видели Евгения Александровича?» Точно так же руководящие работники в присутствии сотрудников должны обращаться друг к другу на «вы». «Тыкать» подчиненным тоже не допустимо. А уж если он к тому же старше своего начальника, - просто хамство.
Этикет обращения гласит - подчеркнутое употребление обращения «вы» в неофициальной обстановке, когда окружающие стремятся завязать теплые, дружеские отношения, выглядит так же невежливо, как бесцеремонное «тыканье»1.
2.4 Мимика
Мимика относится к невербальным средствам общения.
При проведении деловых переговоров можно наблюдать самый широкий спектр выражений лиц.
При влиянии внешних факторов на человека, рождаются чувства, это сказывается на сокращении и расслаблении различных лицевых мышц, которые определяют выражение лица (мимику), прекрасно отражающие переживаемые эмоции. Так как состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице очень часто пытаются маскировать или имитировать.
Про искренность человеческих эмоций чаще всего говорит симметрия в отображении чувства на лице, в то время, чем сильнее фальшь, тем более отличная мимика его правой и левой половины. Даже легко распознаваемая мимика порой очень кратковременна и зачастую остается незамеченной; чтобы заметить и перехватить ее, нужна практика или специальная тренировка. При всем этом положительные эмоции, такие как радость, удовольствие ‒ узнаются легче, чем отрицательные ‒ печаль, стыд, отвращение.
Самой ярко выраженной эмоциональностью человека являются губы, прочитать эмоции с которых совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а искривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке).
При различных эмоциях человеческое лицо принимает соответственное выражение, значение которого полезно знать не только для того, чтобы понимать других, но и для проработки своего образа.
Исходя из выше сказанного,
если мимика лица — это движение
лицевых мышц, отражающее внутреннее
эмоциональное состояние
Жесты и поза собеседника отражают внутреннее состояние человека. Их, как и другие компоненты невербального общения, не всегда можно интерпретировать однозначно.
Многое зависит от общей атмосферы и содержания беседы, а также от индивидуальных особенностей собеседника, от его самообладания и степени владения невербальными средствами общения.
Адвокаты, актеры, политики и т. д. ‒ либо вообще отказываются от жестикуляции, либо специально отрабатывают мимику, жесты и позы, заставляющие верить тому, что они говорят.
Тем не менее, можно научиться достаточно точно распознавать внутреннее состояние собеседника.
По мнению психологов, произнося что-либо, человек, сам того не сознавая, производит определенные телодвижения.
Если во время беседы ваш партнер направляется или поворачивается в сторону двери, если его ноги обращены к выходу, это означает, что ему хотелось бы уйти.
Информация о работе Виды и методы совершенствования искусства общения