Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:23, курсовая работа
Цель курсовой работы заключалась в изучении видов менеджмента в туризме и раскрытии их роли в повышении эффективности управления предприятиями туриндустрии.
Реализация поставленной цели потребовала решить ряд взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть особенности, принципы и функции менеджмента в туриндустрии;
2) раскрыть виды менеджмента в туризме;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………..…..
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ …………….....
1.1. Особенности, принципы и функции менеджмента в туриндустрии …………………………………...…
1.2. Виды менеджмента в туризме ……………………..
2. РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТУРИНДУСТРИИ …………………..….
2.1. Понятие эффективности менеджмента в туризме……………………………………………………..
2.2. Экономическая эффективность менеджмента в туризме. Параметры эффективности управленческих решений в туристских организациях ……..…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...
курсовая работа
на тему: «Виды менеджмента и их роль в повышении эффективности управления предприятиями
туриндустрии»
Москва 2010
Оглавление
| Введение ……………………………………..….. | 3 |
|
|
|
1. | Теоретические основы управления туристской организацией ……………..... |
5 |
|
|
|
1.1. | Особенности, принципы и функции менеджмента в туриндустрии …………………………………...… |
5 |
1.2. | Виды менеджмента в туризме …………………….. | 17 |
|
|
|
2. | Роль менеджмента в повышении эффективности управления предприятиями туриндустрии …………………..…. |
26 |
|
|
|
2.1. | Понятие эффективности менеджмента в туризме…………………………………………………….. |
26 |
2.2. | Экономическая эффективность менеджмента в туризме. Параметры эффективности управленческих решений в туристских организациях ……..… |
28 |
|
|
|
| Заключение …………………………………….. | 34 |
|
|
|
| Список использованной литературы... | 37 |
Введение
Туризм в XXI в. стал социальным и политическим явлением, значительно влияющим на мировое устройство и экономику многих стран и целых регионов. Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в 3,8 раза, а валютные доходы от него увеличились в 25 раз. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов. К числу стран, получающих внушительные суммы от налогообложения туристской деятельности, относятся США — 130 млрд. дол., Япония — 70 млрд. дол., Германия – около 57 млрд. дол.[1]
Однако анализ состояния развития туристской индустрии России позволил выявить, что развитие туризма в России в настоящее время находится лишь на начальном этапе. По сравнению с другими странами туристская активность российских граждан остается на низком уровне в связи с низкой платежеспособностью (лишь 21% населения России путешествуют). Таким образом, туристские организации работают в условиях жесткой конкурентной борьбы за клиента, которая в ряде случаев ведется с использованием недобросовестных методов.
Жесткая конкурентная борьба между организациями индустрии туризма приводит к появлению новых моделей организации и управления туристской деятельностью компаний, учитывающих процессы глобализации и интеграции бизнеса, что связано со стремлением получения преимуществ в проведении маркетинговых исследований, снабжении, производстве, продвижении, распределении и сбыте услуг, в повышении профессионализма персонала, в уменьшении различного рода рисков.
Выбранная тема является еще более актуальной в связи с тем, что в сложившихся условиях конкурентное преимущество будут получать те туристические фирмы, которые эффективнее используют внутренние ресурсы.
В тоже время нужно отметить, что, несмотря на то, что менеджмент туризма существует довольно давно, его теория разработана относительно слабо. Множество публикаций, разнообразие подходов в описании различных аспектов менеджмента туризма, эмпирическая и исследовательская работа свидетельствует о значимости данной дисциплины и подтверждают растущее практическое значение менеджмента туризма.
Цель курсовой работы заключалась в изучении видов менеджмента в туризме и раскрытии их роли в повышении эффективности управления предприятиями туриндустрии.
Реализация поставленной цели потребовала решить ряд взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть особенности, принципы и функции менеджмента в туриндустрии;
2) раскрыть виды менеджмента в туризме;
3) дать понятие эффективности менеджмента в туризме;
4) изучить экономическую эффективность менеджмента в туризме и выявить параметры эффективности управленческих решений в туристических организациях.
Методологическую основу написания данной работы составили положения и теории современной отечественной и зарубежной экономической литературы, периодическая литература.
В процессе написания работы использовались такие методы исследования как: аналитический, монографический, графический, экономико-статистический, табличный и т.д.
1. Теоретические основы управления туристской организацией
1.1.Особенности, принципы и функции менеджмента в туриндустрии
Сегодня трудно с уверенностью сказать, где и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал там, где люди работали группами, и, как правило, в трех сферах человеческого общества: политической, экономической и оборонительной.
В классическом менеджменте туризма выделяют 4 периода его развития:[2]
1. Предварительная фаза (до XIX века) – первым, кто охарактеризовал управление как особую сферу деятельности, был Сократ, который проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип его универсальности. Затем Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
2. Начальный период (1800–1917 гг.) – индустриальный период развития менеджмента. Наибольшая заслуга в его развитии в этот период принадлежит А.Смиту, который является не только экономистом, но и специалистом в области управления, т.к. проанализировал различные формы разделения труда и определил обязанности государя и государства. Этот период общество характеризуется индустриализацией, ростом населения, появлением двух новых секторов: городское население (основной рынок пассажиров ж-д. транспорта и экскурсий) и новые классы богатых людей (финансистов и фондодержателей), которые сформировали рынок путешествий и туризма. существует единая точка зрения на то, что менеджмент туризма в России возник в 1777 г., когда в Москве появился “План Генша”, который и считается точкой отсчета в истории российского туризма как организованного движения. Поначалу путешественники сами являлись организаторами своего отдыха, но все возрастающие потребности и возможности обусловили появление агентов-менеджеров по путешествиям. С этого момента большая часть населения предпочитала доверять составление программы своего путешествия турорганизатору, то есть менеджеру. Таким образом, факторы, повлиявшие на развитие туризма в XIX веке, – рост благосостояния, увеличение свободного времени, появление транспортных средств. И все это привело к необходимости управления туризмом через агентов-менеджеров.
3. Фаза развития и подъема (1917–1990 гг.) – это период систематизации менеджмента в туризме. Отличительной чертой данного периода развития менеджмента является формирование новой организационной структуры управления туризмом в СССР. Появилась организационно-
4. Фаза распада централизованных организационных структур туризма и создание туристских предприятий различных форм собственности (1990 г. и по настоящее время). Перестройка в СССР привела к распаду единой туристско-экскурсионной системы. На ее базе начали создаваться туристские организации различных форм собственности. В преобладающем большинстве – это частные турфирмы, занимающиеся в основном выездным туризмом. То есть система туризма трансформировалась в открытую систему, которая постоянно взаимодействует с внешней средой.
Таким образом, наряду с эволюцией всех сторон жизни общества, видоизменялась сфера развлечений и путешествий, а вместе с ней менялись подходы и формы управления туризмом.
На первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристского региона и туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого предприятия системы «человек — человек», однако труд в управлении туризмом специфичен и существенно отличается от деятельности работников других отраслей.
Задача менеджмента в туризме – не только выявление общих тенденций и закономерностей его развития, но и нахождение его специфических особенностей. Особенности туристской отрасли вытекают из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими организациями и предприятиями. К основным особенностям туризма как объекта управления относятся:[3]
1. Большая глубина проникновения туризма (как явления, существующего везде, где живет человек) и сложность взаимосвязей между его составными элементами.
2. Неясные и трудно измеряемые цели. Если для менеджмента частных турпредприятий цели четко обозначены и измеримы (получение прибыли, движение наличности и т.п.), то для менеджмента турорганизаций таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне региона (речь идет об организациях, занимающихся решением государственных вопросов в области туризма).
3. Ограниченное влияние менеджмента туризма на регион.
4. Сильное влияние со стороны заинтересованной клиентуры.
5. Специфика турпродукта, его неотделимость от источника формирования. Поэтому в туризме должно уделяться больше внимания менеджменту персонала и регулированию межличностных отношений.
6. Внешние эффекты турпродукта как специфика туристской индустрии (влияние на такие сферы, как экономика, экология, политика, которые, в свою очередь, также оказывают влияние на туризм).
7. Специфика туристского спроса – туристский спрос неоднороден в силу трех основных причин: 1) неосязаемость и несохраняемость турпродукта; 2) разнообразие потребителей туруслуг; 3) доход как важнейший показатель, влияющий на туристский спрос.
8. Комплексность туристских услуг.
Поскольку туристская отрасль как объект управления имеет свои особенности, менеджеры туристского бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие и поэтому механически перенести модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. В связи с этим можно выделить следующие черты, характерные для управления любым туристским предприятием:[4]
1) При планировании турдеятельности на первое место необходимо ставить нужды, потребности и желания конечных потребителей.
2) Непервичность туристской услуги, то есть она еще не стала товаром первой необходимости, и на ней много больше сказывается изменение покупательской способности населения.
3) Особое значение маркетинга в туристской сфере по причине невозможности предоставления образца услуги покупателю. Поэтому менеджмент в туризме должен быть сосредоточен в направлении создания системы СОРИ (система сбора, обработки и распространения информации).
4) Уникальность туруслуги (невозможность повторить ее во всех аспектах).
Следует отметить, что туризм как открытая система находится во взаимосвязи с внешним миром, представленным такими общественными системами, как экономика, экология, социальная среда, политика и технологии. Воздействие внешней среды на туризм не везде одинаково. Поэтому для менеджмента туризма важно выявить наиболее существенные факторы внешнего воздействия и выработать эффективные способы реагирования на них.
Под структурой менеджмента туризма понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого. Другими словами, это взаимоотношения уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся так, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли. Управлять туристской структурой – значит оптимально распределить цели и задачи между структурными подразделениями и работниками организации. Составляющими организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Цель создания такой структуры – распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.[5]