Виды менеджмента и их роль в повышении эф-фективности управления предприятиями туриндустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключалась в изучении видов менеджмента в туризме и раскрытии их роли в повышении эффективности управления предприятиями туриндустрии.
Реализация поставленной цели потребовала решить ряд взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть особенности, принципы и функции менеджмента в туриндустрии;
2) раскрыть виды менеджмента в туризме;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………..…..

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ …………….....

1.1. Особенности, принципы и функции менеджмента в туриндустрии …………………………………...…
1.2. Виды менеджмента в туризме ……………………..

2. РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТУРИНДУСТРИИ …………………..….

2.1. Понятие эффективности менеджмента в туризме……………………………………………………..
2.2. Экономическая эффективность менеджмента в туризме. Параметры эффективности управленческих решений в туристских организациях ……..…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Менедж.в туризме.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)


2.Роль менеджмента в повышении эффективности управления предприятиями туриндустрии

 

2.1.Понятие эффективности менеджмента в туризме.

 

Под эффективностью менеджмента в туризме следует понимать такое управление, которое обеспечит успешное функционирование и развитие каждого организационно-хозяйственного звена в этой отрасли.[17]

Рассматривая содержательную часть понятия "эффективность менеджмента в туризме" следует исходить из того, что туризм - это, прежде всего, важное социально-экономическое явление. Последствия его все более и более ощущает на себе как каждый житель, так и общество в целом.

В силу все возрастающего воздействия туризма на общество возникает необходимость исследования его эффективности. Правильная оценка эффективности менеджмента в туризме позволяет активно воздействовать на текущее состояние и тенденции развития туристских фирм, устанавливать их размеры, отслеживать и корректировать неуправляемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих фирм и их структурных подразделений. Но следует иметь в виду, что механический перенос известных методик определения эффективности из других отраслей экономики не имеет смысла. Исходя из специфики туристской деятельности, нужно четко представлять, что надо измерять, чтобы вычислить ее эффективность. Ведь эффект от туризма определяется либо количеством туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих специфический туристский продукт (туристское предложение).[18]

Поскольку туризм охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного представления о нем как о явлении, связанном только с отдыхом, то эффект от него должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя, а не с точки зрения предложения, что характерно, например, для промышленности, более просто и менее трудоемко.

Тогда почему эффективность туризма так не определяется? Дело в том, что в других отраслях коммерческие предприятия занимаются производством товаров и услуг. Но туризм нельзя сводить только к производству товаров (услуг), поскольку этот вид деятельности определяется не столько характером производимого товара (услуги), сколько особенностями и количеством потребителей туристского продукта. Это значит, что эффект в туристской индустрии зависит от конечного потребления любого ее продукта, что в большей степени зависит от типа потребителя и в меньшей - от типа продукта.

Определив потребителя туристского продукта как важнейший элемент эффективности, имеется в виду то, что его деньги обмениваются на туристский товар или услугу, а это ведет к "туристским расходам". Любые расходы, в том числе и в туризме, прямо влияют на эффективность функционирования отрасли. В связи с этим данные, относящиеся к туристским расходам, представляют собой главный компонент, положенный в основу управления туризмом. Он используется для наблюдения и оценки воздействия туризма на национальную экономику и различные секторы туристской индустрии.

Эффективность менеджмента охватывает различные сферы человеческой деятельности. В буквальном смысле эффективно вести дело означает действенно, результативно, производительно. Эффективность сродни целенаправленному воздействию, поэтому она носит управленческий характер и отражает степень достижения поставленных целей. Это значит, что эффективность следует понимать как соотношение результата и целей либо результата и затрат на его получение. На такой исходной позиции и основано понимание эффективности управления туризмом. Речь идет об эффективной работе всех подсистем, объединенных понятием "туризм", которую в рыночной экономике обеспечивает управляющая система.

 

2.2. Экономическая эффективность менеджмента в туризме. Параметры эффективности управленческих решений в туристских организациях

 

Экономическая эффективность – это экономическая категория, основанная на действии системы объективных экономических законов и отражающая одну из главных сторон производства – результативность.

Под эффективностью понимается уровень (степень) результативности в сопоставлении с произведенными затратами. Это понятие используется при определении эффективности экономики, отдельных отраслей, предприятий, инвестиций, нововведений.

Эффективность менеджмента правомерно рассматривать как форму проявления категории “эффективность” в управленческой деятельности, отражающую наиболее важнее, сущностные свойства отношений управления, распределения и использования эффекта. Эти свойства характерны для всех видов отношений управления, вследствие чего эффективность становится категорией теории менеджмента. При этом суть управляющего воздействия в области экономического управления туризмом сводится к тому, чтобы расходы от туристской деятельности привести к минимуму.

Эффективность определяется тремя основными группами показателей деятельности организации:

1) Показатели экономической эффективности: прибыль; выручка от реализации; доходность; себестоимость; рентабельность; ликвидность; управленческие затраты. [19]

Международные въездные посетители для каждой страны являются благом, поскольку они стимулируют развитие национальной и местной экономики, обеспечивают приток иностранной валюты и помогают финансировать строительство объектов, которыми могут пользоваться все граждане. Именно измерение расходов въездных туристов позволит оценить экономическое воздействие туризма на национальном и местном уровне. Не менее важно изучение доходов страны от внутреннего и выездного туризма.

Максимальное увеличение вклада туризма в общее экономическое благосостояние граждан является важной стратегической целью как развитых, так и развивающихся стран. С помощью менеджмента можно увеличить чистые экономические выгоды от туристской деятельности, т.е. обеспечить превышение экономических результатов над издержками, связанными с функционированием туризма.

Чтобы получить полную картину воздействия туризма на экономику страны, следует решить четыре последовательные задачи:[20]

      измерить валовой вклад туризма в национальную экономику, т.е. узнать «валовые экономические выгоды» от него;

      определить валовые экономические издержки от туристской деятельности;

      установить чистый экономический вклад туризма в национальную экономику;

      выявить резервы, повышающие величину этого вклада.

Для решения названных задач необходимо определить показатели, наиболее значимые для менеджмента: личные доходы граждан; коммерческие доходы; государственные доходы; валовой внутренний продукт (ВВП формируется и от туристской деятельности внутри страны); поступления чистой иностранной валюты.

Суть управляющего воздействия в области экономического управления туризмом сводится к тому, чтобы расходы от туристской деятельности привести к минимуму.

Туристские издержки можно определить как выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению туристского продукта до потребителя и удовлетворению его спроса. В условиях нехватки ресурсов измерение экономической эффективности туризма без подсчета соответствующих издержек связано с большим риском и, по существу, невозможно. Более того, такой подход может нанести серьезный ущерб окружающей среде, резко повысить стоимость общественных служб, обеспечивающих туристов, а также значительно снизить качество жизни местных жителей.

Издержки такого вида деятельности, как туризм классифицируются по двум направлениям:[21]

      прямые издержки покрываются лицами (фирмами), производящими туристский продукт и пользующимися достопримечательностями туристского региона;

      косвенные издержки компенсируются другими лицами и организациями, т.е. потребителями туристского продукта (например, издержки по эксплуатации автомагистрали турист перекладывает на других лиц без какой-либо компенсации).

Экономическое управление в отношении оптимизации туристских издержек сводится к определению их видов и источников их образования, чтобы в последующем найти наиболее эффективные управляющие воздействия по их разумному сокращению. Беспредельное же их сокращение приводит к снижению качественных параметров развития туризма, а соответственно, и к уменьшению эффективности управленческой деятельности.

2) Показатели качества и результативности труда: качество продукции или услуги; производительность труда; соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы; фонд оплаты труда (ФОТ); средняя заработная плата; потери рабочего времени на 1 работника (чел.-дни); качество труда персонала (баллы или %). [22]

Эффективность деятельности фирмы в отношении менеджмента персоналом достигается:[23]

      правильным выбором сотрудников (их профессиональной, духовной и физической пригодностью);

      сохранением заинтересованного в достижении целей предприятия штата сотрудников (низкой текучестью кадров);

      устраивающими всех методами оплаты и стимулирования труда и значимыми мероприятиями по социальной защите каждого члена трудового коллектива;

      привлечением сотрудников к управлению.

Все эти факторы служат достаточно мощным мотивирующим механизмом, так как позволяют каждому сотруднику определить свои возможности и потребности в направлении кадрового продвижения. Карьера работников предприятия должна рассматриваться как важнейший социально-экономический результат управления персоналом. Планирование карьеры сотрудников — наиболее значимый структурный элемент в системе управления персоналом, так как он включает в себя множество других элементов. Это и отбор кадров, и их профориентация и адаптация, и расстановка на рабочих местах, а также обучение персонала, оценка его трудовой деятельности, а на ее основе — повышение или понижение в должности.

3) Показатели социальной эффективности: текучесть персонала (отношение числа уволенных работников к общей численности персонала), уровень трудовой дисциплины (отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей численности персонала), соотношение управленческого персонала, рабочих и служащих, равномерность загрузки персонала, коэффициент трудового участия (КТУ) или вклада (КТВ), социально-психологический климат в коллективе. [24]

Управленческие решения, принимаемые в туристских организациях, могут изменить качество услуг и сервиса, улучшить, или напротив, ухудшить его. Организация может стать конкурентоспособной, а может, наоборот, потерять свои преимущества на рынке. Все это зависит от навыков и умения менеджера принимать своевременные, оптимальные решения, а также избирать наилучший стиль руководства трудовым коллективом.

Параметры эффективности управленческих решений в туристских организациях — это основной результат деятельности управляющих. Менеджеры разрабатывают своевременные, высокоэффективные решения и могут предоставить потребителям турпродукты высокого качества. Качественный и безопасный турпродукт — это то, что хочет видеть потребитель.

Система управления качеством туристической организации — это совокупность взаимосвязанных элементов, основной целью которой является удовлетворение запросов потребителей, предоставление им услуг и турпродуктов высокого качества (рис. 5).[25] Качество понимается как мера удовлетворенности потребителей, а также соответствие стандартам и нормативно-техническим документам.

В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта.

Турист в период проведения отдыха ожидает получить новые приятные впечатления. Он перемещается из одной страны в другую, из своего региона в совершенно другое по природным и культурным особенностям место пребывания. Соответственно, негативные факторы, низкое качество сервиса, задержки авиарейсов и др. могут побудить его дальнейшем воспользоваться услугами другой туристической фирмы. Туристическая организация должна исполнять все свои обязательства, предупреждать пожелания туристов и заботиться о высоком качестве их обслуживания. Эффективность разработки управленческих решений в туристических организациях определяется, прежде всего, всемерным удовлетворением запросов потребителей.

 

Рис. 5. Система управления качеством туристической организации

 

Оценивая эффективность деятельности турорганизаций различного уровня, необходимо прежде всего исходить из их стратегических позиций и установок, умения предвидеть обстановку и гибко приспосабливаться к ней, удовлетворяя не только требованиям потребителей, но и персонала, работающего в организации и реализующего выбранную менеджерами стратегию.

Таким образом, эффективная система управления в туризме возможна лишь при организации научного управления, то есть управления с правильно выбранными целями, средствами их достижения, при наилучшем использовании ресурсов, с получением наивысших результатов. Эффективная система менеджмента предприятия туриндустрии обязана обеспечить рост эффективности функционирования объекта управления.


Заключение

 

Туристское предприятие – это хозяйственно обособленная производственная единица в системе туристской индустрии. Менеджмент в туристском предприятии предусматривает организационные, финансовые, кадровые и другие аспекты. В этих целях проводиться тщательный анализ всех сторон его деятельности, позволяющий выявить генеральные пути развития фирмы, главные вопросы, проблемы и пути их решения.

На первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого предприятия, од­нако труд в управлении туризмом специфичен и существенно отлича­ется от деятельности работников других отраслей. Связано это с тем, что задачей менеджмента в туризме является не только выявление общих тенденций и закономерностей его развития, но и нахождение его специфических особенностей. Особенности туристской отрасли вытекают из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими организациями и предприятиями. В работе эти особенности были подробно рассмотрены.

Информация о работе Виды менеджмента и их роль в повышении эф-фективности управления предприятиями туриндустрии