Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:23, курсовая работа
Цель курсовой работы заключалась в изучении видов менеджмента в туризме и раскрытии их роли в повышении эффективности управления предприятиями туриндустрии.
Реализация поставленной цели потребовала решить ряд взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть особенности, принципы и функции менеджмента в туриндустрии;
2) раскрыть виды менеджмента в туризме;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………..…..
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ …………….....
1.1. Особенности, принципы и функции менеджмента в туриндустрии …………………………………...…
1.2. Виды менеджмента в туризме ……………………..
2. РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТУРИНДУСТРИИ …………………..….
2.1. Понятие эффективности менеджмента в туризме……………………………………………………..
2.2. Экономическая эффективность менеджмента в туризме. Параметры эффективности управленческих решений в туристских организациях ……..…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...
Поскольку туристская отрасль как объект управления имеет свои особенности, менеджеры туристского бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие и поэтому механически перенести модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно.
Управлять туристской структурой – значит оптимально распределить цели и задачи между структурными подразделениями и работниками организации. Составляющими организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Цель создания такой структуры – распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности. При этом в управленческой практике туристской отрасли наиболее распространены линейная, функциональная и линейно-функциональная организационные структуры.
В качестве основных функций, выполняемых в туризме в процессе управления в работе были выделены планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из них жизненно важна для организации. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
На практике функции управления находят свое выражение в принципах управления туристской организацией, которые определяют требования к системе, структуре и организации этого процесса. В ходе рассмотрения данные принципы были сгруппированы в две группы: общие и частные. К общим были отнесены принцип применимости, принцип системности, принцип многофункциональности, принцип интеграции и принцип ориентации на ценности. В качестве частных принципов управления были выделены: принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, принцип научной обоснованности управления, принцип плановости и др.
Классификаций менеджмента в туризме много, как в зависимости от критериев, так и от авторов. Основными из них являются классификации по субъектам, объектам, уровням управления, задачам и т.п.
В целом менеджмент как управление организацией работы туристской компании предполагает три основных направления: менеджмент создания туристской фирмы, менеджмент разработки и внедрения в практику туристского продукта и менеджмент реализации туристского продукта.
В настоящее время на туристских предприятиях сформировались определенные виды менеджмента, общие для любых организационных форм туристских предприятий. Например, выделяются следующие его общие виды: функциональный и типологический менеджмент туризма.
Также можно выделить различные направления менеджмента в зависимости от решаемых задач (например, кадровый, административный, финансовый менеджмент, маркетинг-менеджмент и т.д.)
В работе также было дано определение эффективности менеджмента в туризме, под которой следует понимать такое управление, которое обеспечит успешное функционирование и развитие каждого организационно-хозяйственного звена в этой отрасли. При этом, рассматривая содержательную часть понятия "эффективность менеджмента в туризме", следует исходить из того, что туризм - это, прежде всего, важное социально-экономическое явление. Последствия его все более и более ощущает на себе как каждый житель, так и общество в целом. Правильная оценка эффективности менеджмента в туризме позволяет активно воздействовать на текущее состояние и тенденции развития туристских фирм, устанавливать их размеры, отслеживать и корректировать неуправляемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих фирм и их структурных подразделений. Но следует иметь в виду, что механический перенос известных методик определения эффективности из других отраслей экономики не имеет смысла. Исходя из специфики туристской деятельности, нужно четко представлять, что надо измерять, чтобы вычислить ее эффективность. Ведь эффект от туризма определяется либо количеством туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих специфический туристский продукт.
Таким образом, эффективная система управления в туризме возможна лишь при организации научного управления, то есть управления с правильно выбранными целями, средствами их достижения, при наилучшем использовании ресурсов, с получением наивысших результатов. Эффективная система менеджмента предприятия туриндустрии обязана обеспечить рост эффективности функционирования объекта управления.
Существующая в настоящее время жесткая конкурентная борьба между организациями индустрии туризма приводит к появлению новых моделей организации и управления туристской деятельностью компаний, при этом несомненное конкурентное преимущество будут получать те туристические фирмы, которые эффективнее используют внутренние ресурсы.
Список использованной литературы
1. Авдошина З.А. Разработка управленческих решений в туристических организациях.// Корпоративный менеджмент. - 22.09.2008.
2. Балдин К.В. «Управленческие решения». - М.: «Дашков и К», 2007. — 496с.
3. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: Учебное пособие. – М.: КноРус., 2008. – 192с.
4. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. Учебник. - М.: Финансы и статистика. 2005. – 288с.
5. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика., 2006. – 368с.
6. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. 7-е издание, стереотипное. - М.: Новое знание., 2007. – 408с.
7. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А. Жукова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 192 с.
8. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. - СПб: Питер., 2008. – 512с.
9. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма. – М.: КноРус., 2009. – 448с.
10. Чудновский А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. – М.: КноРус, 2008. – 320 с.
11. Григоренко Ю.В. Введение в специальность «Экономика и управление предприятиями туризма». Учебное пособие. [Электронный ресурс] // www.abc.vvsu.ru.
12. Менеджмент в туризме. [Электронный ресурс] // www.altaionline.ru.
2
[1] Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А. Жукова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - с.4
[2] Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. 7-е издание, стереотипное. - М.: Новое знание., 2007. –с.23-29
[3] Григоренко Ю.В. Введение в специальность «Экономика и управление предприятиями туризма». Учебное пособие. [Электронный ресурс] // www.abc.vvsu.ru.
[4] Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. - СПб: Питер., 2008. – с.49-50.
[5] Григоренко Ю.В. Введение в специальность «Экономика и управление предприятиями туризма». Учебное пособие. [Электронный ресурс] // www.abc.vvsu.ru.
[6] Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. 7-е издание, стереотипное. - М.: Новое знание., 2007. – с.93
[7] Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. - СПб: Питер., 2008. – с.125
[8] Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. - СПб: Питер., 2008. – с.126
[9] Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. - СПб: Питер., 2008. – с.127
[10] Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. 7-е издание, стереотипное. - М.: Новое знание., 2007. – с. 114.
[11] Там же, с. 112-113.
[12] Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. 7-е издание, стереотипное. - М.: Новое знание., 2007. – с.132.
[13] Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. 7-е издание, стереотипное. - М.: Новое знание., 2007. – с.133-134.
[14] Григоренко Ю.В. Введение в специальность «Экономика и управление предприятиями туризма». Учебное пособие. [Электронный ресурс] // www.abc.vvsu.ru.
[15] Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика., 2006.
[16] Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика., 2006.
[17] Менеджмент в туризме. [Электронный ресурс] // www.altaionline.ru.
[18] Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. 7-е издание, стереотипное. - М.: Новое знание., 2007. –с.338
[19] Авдошина З.А. Разработка управленческих решений в туристических организациях.// Корпоративный менеджмент. - 22.09.2008.
[20] Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. 7-е издание, стереотипное. - М.: Новое знание., 2007. – с.342.
[21] Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. 7-е издание, стереотипное. - М.: Новое знание., 2007. – с.344.
[22] Авдошина З.А. Разработка управленческих решений в туристических организациях.// Корпоративный менеджмент. - 22.09.2008.
[23] Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. 7-е издание, стереотипное. - М.: Новое знание., 2007. – с.352.
[24] Авдошина З.А. Разработка управленческих решений в туристических организациях.// Корпоративный менеджмент. - 22.09.2008.
[25] Авдошина З.А. Разработка управленческих решений в туристических ор-ганизациях.// Корпоративный менеджмент. - 22.09.2008.