Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:47, реферат
Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия "управление". Оно широко используется применительно к разным социально-экономическим процессам, осуществляемым в рыночных условиях хозяйствования.
Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
Виды менеджмента
Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)
Особенности менеджмента в социальной сфере
Понятие и сущность собственности как экономической категории. Отношения собственности. Субъекты и объекты собственности
Сущность и аспекты анализа отношений собственности. Теория прав собственности
Присвоение и его формы. Формы собственности, их характеристика и значение в экономической системе
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Государственный
университет по землеустройству»
Реферат
на тему: “Виды менеджмента”
Москва
2011
Содержание
Понятие
менеджмент достаточно быстро и прочно
вошло в современный
Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
Общий или генеральный менеджмент - заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).
Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом:)
В любой организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их отношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.
Виды менеджмента определяются объектами управления в компании.
Рисунок - Объекты менеджмента
Административный менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.
Инновационный (НТ) менеджмент - это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.
Производственный менеджмент - это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.
Менеджмент персонала (морально - этический) - это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.
Экологический менеджмент - организация предупреждения, недопущения и установления последствий вредных воздействий производства на окружающую среду.
Инвестиционный менеджмент - это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и др. выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.
Творческий (креативный) менеджмент - это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга.
Стратегический менеджмент - это обоснование и выбор перспективных целей и развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Антикризисное управление - деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе:
а) внедрения новых технологий;
б) анализа деятельности всех структурных подразделений;
в)
обновление основного капитала предприятия.
Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.
Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.
Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).
Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта/22/.
При этом различают следующие виды объекта управления:
Функциональные области деятельности объекта:
Уровни объекта управления:
По признаку содержания различают менеджмент:
Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления.
Рисунок - Место категории "функции управления" в управленческом процессе
Функции
менеджмента определяют устойчивый
состав специфических видов
Классификация функций управления представлена в таблице 1.
Таблица 1- Классификация функций управления | |
Критерий классификации | Состав функций управления |
1
Содержание управленческой |
Прогнозирование и планирование |
Организация | |
Активизация (мотивация, стимулирование) | |
Контроль | |
Координация | |
Регулирование | |
Исследование | |
2 Организационная роль функции | Функции интеграции (объединения) |
Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации) | |
3 Направление деятельности | Интрафункции |
Инфрафункции (направленность на внешнюю среду) | |
4
Сферы развития объекта |
Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.) |
Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.) | |
Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др. | |
Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.) | |
5
Этапы производственного |
Управление подготовкой производства |
Управление процессом производства | |
Управление обеспечением производства | |
Управление процессами реализации продукции | |
6 Тип производства | Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства |
7 Масштаб времени | Стратегическое управление |
Текущее (тактическое) управление | |
Оперативное управление | |
8 Этапность процесса управления | Целеполагание |
Определение ситуации | |
Определение проблемы | |
Решение | |
9
Основные факторы |
Управление продуктом |
Управление персоналом | |
Управление информацией |
Первая особенность менеджмента в социальной сфере - характер тех процессов, в которых осуществляется управление. Эти процессы отличает их значимость не только для отдельной личности, но в первую очередь для общества в целом. Проблемы образования и воспитания народа, охраны его здоровья, культурного развития, борьбы с алкоголизмом и наркоманией, помощи малоимущим и обездоленным, налаживание межэтнических отношений и миграционных процессов под силу лишь всему обществу с его государственными институтами.
Для процессов, возникающих в социальной сфере, характерны высокая нравственная, духовная составляющая, отсутствие непосредственного материального интереса и в связи с этим низкая денежная рентабельность и самоокупаемость. Предоставленные самим себе, эти процессы не могут развиваться в благоприятном для людей направлении и обречены на неудачу. Именно в силу этого процессы социальной сферы заслуживают особого отношения общества и выделяются в особую группу. В ряде развитых стран деятельность в социальной сфере именуется общественно полезной.
Вторая особенность менеджмента в социальной сфере - особый характер форм собственности организаций, ведущих деятельность в этой области. Как правило, собственность этих организаций, в отличие от государственной, муниципальной и частной собственности, относится к группе «прочие формы». Это собственность общественных и религиозных организаций, всевозможных фондов, объединений и т. п. Все формы собственности этой группы существуют в соответствии с особыми законами, отличающимися от действующих для государственной, муниципальной и частной собственности.
Как и в других отраслях деятельности, определяющими в экономических отношениях социальной сферы являются отношения собственности на средства труда - здания и помещения, необходимое оборудование, компьютеры, аудио и видеотехника, оргтехника и т. д.
Поскольку до начала экономической реформы в нашей стране существовала государственная монополия на средства труда, в том числе и в социальной области, в настоящее время основная масса организаций социальной сферы учреждена государственными и муниципальными органами власти, которые и являются их собственниками. В этих условиях в распоряжении организаций социальной сферы обычно оказываются лишь продукты интеллектуального труда их коллективов, доходы от собственной деятельности, приобретенные на эти доходы объекты собственности, а также денежные средства, имущество и другие объекты собственности, переданные организации спонсорами и благотворителями (физическими и юридическими лицами) в виде пожертвования, дара или по завещанию. Серьезных правовых механизмов разграничения форм собственности организаций социальной сферы, способных защитить права этих организаций и их трудовых коллективов, пока не существует.