Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель: рассмотреть влияние невербального поведения на имидж преподавателя.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить влияние невербального поведения на имидж преподавателя;
- исследовать социально-психологический аспект имиджа преподавателя;
Введение ……………………………….................................................................3
Глава 1. Изучение влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………....6
1.1. Анализ проблемы невербального поведения в психологии…………….....6
1.2.Социально-психологический аспект имиджа преподавателя…………………………………………………………………... 15
Глава 2. Экспериментальный опыт исследования влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………..48
Имидж преподавателя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе преподавателя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
В структуре имиджа профессионала, предложенный Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на паре, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
«Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий … », способен «оживить пару», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. [6;170].
Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Таким образом, имидж преподавателя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.
В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии преподавателя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу преподавателя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального преподавателя», как доброжелательность, искренность, умение общаться.
«Влюбленный в детей и увлеченный
своей работой педагог
Личность преподавателя:
Личность преподавателя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что студенты слышат от преподавателя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот преподаватель, который сам имеет интересы и увлечения.
Многие педагоги утверждают, что становление преподавания – это в первую очередь формирование его как личности и лишь затем уже как «предметника», ибо качество труда есть качество души.
По мнению Г.Е. Глезермана, социально значимыми чертами всесторонне развитой личности являются: а) духовное и физическое развитие, б) научный и философский кругозор в сочетании с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и практической деятельности, в) умственный и физический труд, г) знания в сочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом, д) научное образование в сочетании с художественной культурой и высокими эстетическими вкусами [13;140].
Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек должен стремиться.
Но личность – это не просто сумма отдельных (даже прекрасных) черт и свойств, а целостное образование.
Личность – явление социальное, она есть продукт развития общества. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное – это не ее неповторимость, а ее направленность. Личность может быть направлена на себя – тогда она перестает быть общественной ценностью; она может быть направлена на пустяки – тогда она теряет свою ценность вообще; но если она проявляется во вредной для общественного прогресса деятельности, то она становится злом. Это значит, что во всякой деятельности личности должен быть нравственный смысл: чем личностно-значимые ценности совпадают с прогрессивными тенденциями общества, тем личность является более нравственно зрелой и ценной. Ее цельность и устойчивость в социальном плане – это «устойчивость ее ценностных ориентаций, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы».
Преподаватель - мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свои предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки, в совершенствование владеющий методикой обучения и воспитания.
Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса преподавателя и в управление своим лицом, умение держать паузу, позу, мимику, жест. Преподаватель должен уметь владеть и своим настроением быть веселым, уметь шутить. Глубокое знание своего предмета, умение определить трудности в усвоение материала каждым студентом, любовь к педагогическому труду, заинтересованность в новом перспективном, отход от установившихся шаблонов в педагогическом процессе – эти качества необходимые преподавателю для успешной работы и усовершенствования своего Я.
Преподаватель должен обладать необходимыми природными данными, формировать у себя определенные личностные качества, которые обуславливают высокую результативность труда. Чтоб стать мастером, творцом, преподавателю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать. Профессиональное мастерство приходит к тому преподавателю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Оно складывается из специальных знаний, а также умений и навыков в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности.
Педагогическое мастерство
обуславливается высоким
Преподаватель, воздействуя на студентов, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен преподаватель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, — распоряжений, требований к студентам, — служат слово, речь, выразительный жест, мимика. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет интереса к предмету (так считают психологи). Другое дело, что в последующем интерес к личности преподавателя угасает, а разгорается интерес к предмету.
Известный российский имиджмейкер Елена Русса говорит о том, что имидж необходимо создавать внутри себя, устраняя ненужные комплексы, вырабатывая определенные манеры, привычки, образ мыслей. Мысли и самоощущения влияют на выражение лица, глаз, походку, голос, жесты, манеру сидеть, стоять, смотреть, говорить .
Елена Русса говорит, что визуальный образ преподавателя «работает» первые пять минуты пары, а дальше внимание студентов держит личность преподавателя. Но все, же педагогу необходимо соблюдать общепринятые нормы в одежде, прическе, макияже, чтобы не отвлекать внимание на ненужные детали. Деловой стиль одежды подчеркивает корпоративную культуру, фирменный стиль. Не стоит от него отказываться в угоду критикующим[21].
Имидж состоит из суммы: визуальный образ (костюм, прическа, манеры, мимика), акустический (тембр, сила голоса, высота, темп речи, особенности – придыхание, картавость…) и внутренний (темперамент, настроение, способ мышления, духовная практика). В зависимости от того, в какой мере преподаватель владеет искусством создания своего образа, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Жаль, что в педагогических вузах не преподают актерское мастерство, не ставят голос, не учат плавности движений. Это либо дается от природы, либо вдумчивый преподаватель постигает азы своей профессии непосредственно в практике.
Очень важно заниматься собой, своим личностным ростом. Это один из самых надежных способов договориться с другими. Вылечиться от нелюбви к себе – советуют психологи. Научиться управлять своими отрицательными чертами характера. Крик никогда не был эффективным способом общения. Эмоции возникают на острие конфликта, но не помогают решать его. Очень важно отделять личные кризисы и возрастные дефиниции от профессиональной деятельности. Умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией — она тоже входит в педагогическую технику.
Хочу закончить цитатой из педагогического журнала, в котором много печатают о модернизации образования, о внедрении новых технологий. «Установлено, что единственный параметр, который определяет успехи студентов и от которого зависит качество образования, – это уровень взаимодействия преподавателя и студента на паре, что, в свой черед, зависит от квалификации педагога. Отсюда следует важный вывод: образовательная система не может быть лучше преподавателей, которые её составляют [16;11].
Педагогическая этика:
Педагогическая этика – основа личности преподавателя. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. Эта наука изучает категории педагогической этики.
1)Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые общество предъявляет к личности учителя, независимо от того, желает ли этого учитель или нет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее, между желанием и долгом.
Иногда преподаватель осознает свой долг, но не желает его выполнять из-за личных соображений. Это бывает редко, но вреда приносит много и студентам, и обществу, и, в конечном счете, самому преподавателю.
Чаще бывает так, что
Чувство долга необходимо любому человеку, но преподаватель без него вообще не преподаватель.
2)Педагогическая справедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами студентов и их общественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мы называем несправедливостью. Справедливость – основа доверия студентов к преподавателю.
Профессиональная честь и достоинство. В понятие чести входит стремление преподавателя поддерживать свой престиж, свою репутацию.
Преподаватель обязан бороться за честь и достоинство своей профессии. Но бороться одним – своей честной и достойной работой, честным и достойным отношением к студентам.
Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании преподавателя, который контролирует выполнение учителем его профессионального долга.
Совесть преподавателя отражает его этическую культуру. Это имеет двоякое значение: с одной стороны, создает в коллективе атмосферу взаимоуважения, с другой – формирует у студентов этические нормы, их нравственное поведение в обществе.
Совесть преподавателя должна быть неподкупной и незапятнанной, иначе он потеряет моральное право воспитывать других [17].
Модель имиджа преподавателя:
Работа педагога альтруистична, а значит, имидж преподавателя– это не только индивидуальная цель. Личность преподавателя способствует формированию личности студента. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота преподавателя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности. Альфред Адлер: «Обучение влияет на студента, благодаря своей сознательной или бессознательной цели – компенсировать его неуверенность в себе, обучить его искусству жить, сформировать его рассудок и поощрить в нем развитие социального чувства по отношению к себе подобным»[20].
Обучение студента – это сущность труда преподавателя. Следовательно, забота преподавателя о своем имидже – это также профессиональное требование.
Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:
Рассмотрим модель имиджа преподавателя:
Визуальная привлекательность:
Значительную часть информации человек получает благодаря зрению.
Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние преподавателя на студента зависит от расположения последнего.
Визуальная привлекательность - это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность - это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.
Когда преподаватель хорошо одет, студенты проникают невольным уважением к нему. То, как преподаватель одет, влияет на запоминание материала[16].
Основной стиль преподавателя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для преподавателя профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.
Информация о работе Влияние невербального поведения на имидж преподавателя