Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель: рассмотреть влияние невербального поведения на имидж преподавателя.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить влияние невербального поведения на имидж преподавателя;
- исследовать социально-психологический аспект имиджа преподавателя;
Введение ……………………………….................................................................3
Глава 1. Изучение влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………....6
1.1. Анализ проблемы невербального поведения в психологии…………….....6
1.2.Социально-психологический аспект имиджа преподавателя…………………………………………………………………... 15
Глава 2. Экспериментальный опыт исследования влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………..48
И наконец – общительность. Хороший преподаватель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения со студентами: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. А вот какие правила составил для себя великий педагог К.Д. Ушинский.
Какое невербальное поведение позволит преподавателю произвести положительное впечатление?:
- Собеседник должен видеть ваше лицо целиком − так проще идентифицировать эмоции; если человек знает, что выражает ваше лицо, то ему проще понимать, что происходит, а это создает чувство контроля над ситуацией − человек спокоен, уверен и дружелюбен. Отсюда, снимайте солнцезащитные очки при знакомстве и общении, не закрывайте рот рукой и так далее.
- Улыбайтесь людям. Нейтральное выражение лица обычно интерпретируется как лицо, выражающее негативную эмоцию.
- Люди не любят долгий взгляд в упор. Продолжительность взгляда свидетельствует о статусных отношениях: тот, кто выше по статусу, имеет санкцию смотреть долго и в упор; тот, кто ниже, должен отводить взгляд. Если же хотите «переглядеть» собеседника, то рекомендуется смотреть на переносицу − эффект, будто вы смотрите в глаза, но у вас не возникает напряжение от этих «гляделок», что гарантирует победу в этой детской забаве.
- Предоставляйте свой взгляд собеседнику. Это покажет собеседнику, что вы внимательны к нему, а тема разговора вам интересна.
Во время разговора рекомендуется открытая поза: отсутствие перекрещенных рук, ног, кисти рук должны быть видны, ладони повернуты кверху и так далее. Закрытая поза свидетельствует о чувстве угрозы, агрессии, несогласии, неуверенности, незащищенности.
- Кивайте в такт словам собеседника. Это покажет, что вы заинтересованы в словах собеседника.
- Располагайтесь по отношению к собеседнику под углом 45 градусов. Это рекомендуется и во время прохождения собеседований и сдачи экзаменов − развернуть стул под углом 45 градусов вам, как правило, никто не мешает. Положение напротив собеседника − положение конфронтации и оппозиции, что вряд ли будет способствовать созданию душевной и доверительной атмосферы.
- Не нарушайте личную дистанцию человека. Не стоит подходить к собеседнику очень близко − это вызовет агрессию, неприязнь и отторжение. Рекомендуется находиться на расстоянии около 15-45 см. Таким образом, нельзя проникать без разрешения в пространство другого человека; но нельзя и пропустить момент, когда нас впускают в личное пространство.
В заключение, отмечу, что при первом знакомстве с помощью слов передается только 7% информации; с помощью голоса – 38%, а мимики и позы – 55% (А. Пиз). Иными словами, важно не то, что говорится, а как оно говорится [1;50].
Невербальное поведение – это основа для любого поведения: будь-то речевого или какого-либо еще. Человек мало уделяем внимание этому каналу информации.
Семь шагов технологии успешного имиджа преподавателя:
1. Найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей;
2. Сделать инвентаризацию
своих способностей и
3. Развивать чувство
собственного достоинства и
4. Самовоспитание, самоконтроль,
самоорганизация,
5. Найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед;
6. Развивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех;
7. Работать над своим
духовным содержанием, без
Одно из важных качеств учителя – способность и желание «расти».
Подведя итог выше сказанному можно сказать, что имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу преподавателя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального преподавателя», как доброжелательность, искренность, умение общаться.
Педагогическая этика
– основа личности учителя. Она изучает
основные принципы педагогической морали:
гражданственность и патриотизм
в сочетании с
Мимическая сторона общения крайне важна – по лицу человека можно иногда узнать больше чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка выражение уверенности в себе расположенности к общению могут существенно помочь в установление контактов.
Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. Должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на парах.
Неотъемлемым компонентом личности преподавателя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех студентов, которые кажутся безнадежными.
И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест.
Глава 2. Экспериментальный опыт исследования влияния невербального поведения на имидж преподавателя
Исходя из научной проблемы, цели и задач курсовой работы, определила экспериментальную базу, и разработали программу констатирующего и формирующего эксперимента. Составляя программу исследования, исходила из необходимости определения условий, позволяющих формировать позитивный педагогический имидж преподавателя вуза.
В рамках научного исследования особого внимания заслуживают вопросы, связанные с возможностями использования невербального поведения, оказывающих существенное влияние на формирование позитивного имиджа педагога.
Экспериментальной базой исследования на этапе констатирующего эксперимента стал Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, в котором изучалось отношение преподавателей высшей школы к данной проблеме, их потребности в формировании позитивного профессионального имиджа.
Одновременно на данном этапе проводилась опытно-экспериментальная работа и со студентами названного вуза. В пилотажном исследовании приняли участие студенты разных курсов, очной и заочной формы обучения факультета управления, исторический факультет, преподаватели. Всего в исследовании было задействовано 30 испытуемых.
Организация исследования предусматривала три этапа:
I. Подготовительный этап: - Определение целей и задач исследования;
- Выбор объекта и предмета исследования;
- Определение гипотезы;
- Изучение и анализ научной литературы, по проблеме исследования.
II. Констатирующий этап:
- Подбор методов и экспериментальных методик;
- Определение образа «идеального преподавателя» в представлениях студентов.
III. Заключительный этап:
- Обработка полученных результатов.
На подготовительном этапе было выполнено исследование поискового характера, включающее в себя изучение состояния проблемы имиджа, особенности его формирования, степень актуализации данной проблемы в педагогической деятельности и преподавателей вузов и студентов как субъектов совместной образовательной деятельности.
Были определены объект, предмет, цели и задачи исследования, определена его экспериментальная база – Чувашский государственный педагогический университет им И.Я.Яковлева.
На данном этапе проводился анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме имиджа в психологии и в педагогической психологии, позволивший выявить степень изученности данного вопроса на современном этапе, определить условия, способствующие формированию позитивного имиджа преподавателя Вуза.
В результате проведенной работы была сформулирована гипотеза и разработан план исследования научной проблемы.
Исследование, проведенное на подготовительном этапе, позволило сделать вывод о необходимости разработки проблемы формирования позитивного педагогического имиджа.
Констатирующее исследование предусматривало изучение состояния проблемы имиджа преподавателя Вуза. На данном этапе продолжилась работа по определению особенностей формирования педагогического имиджа, изучались требования, предъявляемые к личности преподавателя вуза студентами.
Выявление идеала преподавателя производилось при помощи опросника среди студентов «Идеальный образ преподавателя Вуза», а также по принципу ранжирования совокупности качеств, которые важны с точки зрения исследуемой проблемы.
На что вы обращаете внимание в первую очередь при встрече с учителем?
63% - на отношение к ученикам;
58% - на манеру общения с учениками;
33% - на характер;
21% - на одежду;
17% - на причёску;
13% - на возраст;
8% - на лицо;
4% - на макияж.
В строке "Свой ответ" 4% написали: на всё.
2. Какие качества учителя вы цените больше всего?
79% - умение объяснять учебный материал;
50% - чувство юмора;
38% - доброжелательность;
33% - общительность;
4% - принципиальность.
В строке "Свой ответ" 4% написали: красота.
Пункт "строгость" не выбрал никто.
3. Важно ли для вас то, как выглядит учитель?
46% считают, что внешность - это не главное;
29% утверждают, что внешний облик учителя имеет для них большое значение;
13% всё равно.
В строке "Свой ответ" 4% написали, что главное для них, чтобы учитель был аккуратным и опрятным.
4. Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?
50% считают, что учитель должен быть одет современно, но по-деловому;
50% заявили, что учитель имеет право одеваться так, как хочет.
Пункт "учитель должен выглядеть красиво и молодёжно" не выбрал никто.
5. Что, по-вашему, недопустимо в облике учителя?
58% - неряшливость;
50% - очень короткая юбка;
46% - яркий макияж;
42% - глубокое декольте;
13 % - джинсы.
Пункт "отсутствие маникюра" не выбрал никто.
6. Интересует ли вас личная жизнь учителя?
50% считают, что личная
жизнь учителя не должна
33% интересуются семьей учителя;
21% ответили, что им всё равно;
8% не прочь побывать у учителя дома.
7. Влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?
58% ответили положительно;
38% ответили отрицательно;
4% затрудняются ответить на этот вопрос.
Подведём итоги опроса.
Внешний облик преподавателя для большинства студентов не главное. Зато они ценят то, как преподаватель относится к студентам, а также обращают внимание на его манеру общения с ними.
Преподаватель должен понятно объяснять учебный материал и вместе с тем обладать чувством юмора.
К одежде преподавателя студенты не предъявляют жёстких требований, они считают, что преподаватель имеет право одеваться так, как хочет, но большее расположение вызывают у них преподаватели, которые предпочитают современную, но деловую одежду. Студенты не хотят видеть своего преподавателя в очень короткой юбке и с глубоким декольте. Недопустим также, по их мнению, слишком яркий макияж.
Информация о работе Влияние невербального поведения на имидж преподавателя