Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель: рассмотреть влияние невербального поведения на имидж преподавателя.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить влияние невербального поведения на имидж преподавателя;
- исследовать социально-психологический аспект имиджа преподавателя;
Введение ……………………………….................................................................3
Глава 1. Изучение влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………....6
1.1. Анализ проблемы невербального поведения в психологии…………….....6
1.2.Социально-психологический аспект имиджа преподавателя…………………………………………………………………... 15
Глава 2. Экспериментальный опыт исследования влияния невербального поведения на имидж преподавателя…………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………..48
Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Ознакомьтесь с основами цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные –дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, задумайтесь – какое воздействие вам надо оказать на студентов?
Кстати, специально проводившиеся опросы среди студентов подтвердили, что в костюме преподавателя им меньше всего импонируют яркие цвета, особенно красный и желтый. Вопреки распространенному убеждению, не вызывает симпатии и коричневый, хотя по данным Макса Люшера, он якобы призван свидетельствовать об основательности и надежности[24;80].
Традиционным для строгого стиля считаются цвета серо-синей гаммы. Психологи же находят выбор серого цвета не совсем удачным. Это своего рода социальный камуфляж, туман, которым люди прикрывают свою подлинную натуру, не желая выставлять ее напоказ (недаром серый – излюбленный цвет сотрудников спецслужб).
Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку.
Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый преподаватель воспитывает эти же качества в студентах.
Во – вторых, одежда преподавателя может отвлекать внимание во время пары, подрывая процесс обучения.
То есть, неправильно одетый преподаватель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.
Итак, что же надеть на пару?
Американские психологи статистически определили, что для деловой одежды предпочтительными являются черные и белые, темно – серые, синие цвета, цвет ржавчины (оранжево- коричневый). Это равно относится и к мужской, и к женской одежде.
Плохо воспринимается в деловом стиле одежды орнамент из цветов и крупная клетка. Совершенно недопустимы прозрачные ткани, через которые просвечивает нижнее белье.
Неуместно выглядят ажурные, белые или черные чулки или колготки.
Они должны быть бежевые, цвета загара или слега дымчатые и соответствовать цвету одежды и обуви. Мужские носки должны быть однотонными и соответствовать цвету обуви. Обувь должна быть безупречно чистой, удобной и элегантной.
Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца[23].
Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы.
То же самое можно
сказать и о свисающих
В выборе своих аксессуаров руководствуйтесь принципом: хороший вкус – это когда в костюме ничего нельзя отнять, а не прибавить.
К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает студентов, да и самого учителя.
Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остро модных деталей.
Инструментом мощного воздействия на студентов является лицо преподавателя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).
Лицо преподавателя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У студента выражение лица преподавателя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на паре самому преподавателю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно студентам.
Совершенно не обязательно, чтобы люди вас любили, просто вы должны им нравиться. Измените свою жизненную установку (если она неспособствует успеху), измените свой имидж – и вас ждет успех! Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение. Преподавателю следует воспользоваться этим [7].
Невербальное поведение:
Мимическая сторона общения крайне важна – по лицу человека можно иногда узнать больше чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка выражение уверенности в себе расположенности к общению могут существенно помочь в установление контактов. Практически бесконечное многообразное мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние его ответу или поступку: отразить интерес понимание или равнодушие. А С Макаренко писал по этому поводу следующее: « Не может быть хороший преподаватель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение»[23;65].
Ряд исследований показывают, что студенты отдают предпочтения преподавателям с доброжелательным выражением лица с высоким уровнем внешней эмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица создает серьезные проблемы в общений со студентами.
Особое место в системе
невербального общения
Исследования отмечают, существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами со студентами на паре, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глаз всей аудиторий что создает рабочий круг внимания. Чередование переключение взгляда важно и при выслушивание ответа. Преподаватель, взглядывая на отвечающего дает понять, что он слышит ответ. Глядя на студентов, преподаватель привлекает внимание всех остальных студентов к отвечающему. Внимательный доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.
Особое место в системе
невербального общения
Характер жестов преподавателя с первых минут создает определенный настрой в аудиторий. Исследования подтверждают, что если движения преподавателя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к паре возникает состояние напряженного ожидания неприятностей. Большую роль жесты играют в обеспечение внимания студентов являющегося важнейшими условиями эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудиторий. Среди средств организации внимания почти каждым преподавателем активно используется такие жесты как жест указания, жесты имитации, жесты подчеркивания. Совместная деятельность преподавателя и студента предполагает не только воздействие преподавателя, но и обратную связь. Именно с помощью жеста преподаватель «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты) повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки) или завершает контакт[23].
В общение преподавателя со студентами большое значение имеет тон речи. По утверждению специалистов (в частности М. М. Рыбаковой) интонация при общение взрослых может донести до 40 % информации. Однако при общение со студентами воздействие интонации увеличивается[17].
В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь преподавателя, обращенная к студентами и студенты реагируют на них.
При восприятие слов студент сначала реагирует на интонацию ответным действием и лишь, потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь преподавателя лишаются воздействующей силы, потому что сенсорные входы студента либо забиты криком, либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие. В связи с этим приходим к заключению о том, что речь преподавателя должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей; преподавателю крайне важно избирать тон общения со студентами соответствующей не только ситуации общения, но и нормам этики.
Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на парах. Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.
Если у преподавателя голос звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивает от себя других. Оправдывая себя, преподаватель заявляет: «Я не кричу, у меня такой голос». На самом деле это тревожный симптом: такое невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего обитания. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности.
Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость. В университете никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.
Преподавателю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают студентов от личности педагога. Мимика должна быть только доброжелательной.
Преподаватель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание со студентами и коллегами по работе, меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении.
Восприятие цвета
зависит от эмоционального
Иногда бывает, что
все элементы мощного имиджа
на месте, но он все равно
не работает. Вам может не хватать
самого важного аспекта вашего
личного успеха –
• часто и охотно улыбаются;
• обладают хорошим чувством юмора;
• естественно себя ведут;
• веселы;
• часто и охотно говорят комплименты;
• знакомы с этикетом и следуют ему;
• уверены в себе;
• умеют посмеяться над собой;
• дружелюбны, с ними легко в общении.
Этикет:
Говоря о вербальном и невербальном поведении, стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.
Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.
Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта. Хорошие манеры требуют и культуры эмоций. Профессиональная этика преподавателя накладывает определенные этикетные рамки на личностную манеру поведения.
Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние – это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психо-терапевтический прием, а работа преподавателя связана с психическим напряжением и стрессами.
Говорят, что преподаватель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств: 1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир студентов, сопереживать ему; 2) качества, которые обеспечивают владение собой, и 3) качества, способствующие активному воздействию на студента.
Неотъемлемым компонентом личности преподавателя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех студентов, которые кажутся безнадежными.
Информация о работе Влияние невербального поведения на имидж преподавателя