Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:02, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является выяснение влияния индивидуальных особенностей личности на организационное поведение и разработка рекомендаций по управлению персоналом с учетом этих особенностей. Для достижения цели необходимо решить задачи:
1.Проанализировать влияние индивидуальных особенностей личности на организационное поведение.
2.Рассмотреть методы диагностики личностных особенностей сотрудника
3. Формулирование рекомендаций для руководителя по учету индивидуальных особенностей подчиненных
Введение ….............................................................................................................3
Глава 1. Влияние индивидуальных особенностей личности на поведение в организации........................................................................................................5
1.1 Влияние типа индивидуального темперамента............................................5
1.2 Характер отношения к нормам организации................................................8
1.3 Типы личности по отношению к источнику контроля...............................10
1.4 Потребность в достижениях, причастности и власти............................11
1.5 Влияние социально-демографических особенностей и личностных качеств работников на трудовую деятельность.............................................13
Глава 2. Диагностика индивидуально-психологических особенностей личностей..............................................................................................................21
2.1 Методы диагностики личностных особенностей сотрудников.............. 21
2.2 Личностные опросники и тесты..................................................................23
Глава 3. Управление организационным поведением с учетом индивидуально психологических особенностей личности..........................29
3.1 Тип акцентуации характера..........................................................................30
3.2 Психический профиль человека......................................................................32
3.3 Уровень субъективного контроля..................................................................38
3.4 Рекомендации по учету индивидуально-психологических особенностей подчиненных...........................................................................................................40
Заключение...........................................................................................................44
Список используемой литературы...................................................................46
Тест Томаса — на определение стиля поведения в конфликте. Методика К.Томаса по выявлению типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях описывает каждый из пяти возможных вариантов поведения индивида в конфликтной ситуации. Тест Томаса межличностная методика описание позволяет диагностировать уровень конфликтности.
Важно указать на то, что нет убедительных доказательств надежности и валидности тестов. Многие пункты имеют очень общий характер, испытуемый часто подпадает под влияние авторитета ученого, разрабатывающего или применяющего тест, и отвечает на вопросы не искренно, а так, как, по его мнению, хотелось бы ученому. На результаты тестирования влияют усталость и беспокойство, некоторые тесты вторгаются в личную жизнь испытуемого. Доступность тестового материала позволяет знакомиться с ним заранее и отвечать, фальсифицируя результаты. Многим известны приемы «обмана» тестов, вплоть до «детектора лжи». Все эти соображения приводят к тому, что тестирование должно рассматриваться только как вспомогательное средство в определении качеств человека. Использование тестов возможно только в пакетах, когда данные, полученные одним способом, проверяются при применении другого.
Отдельную группу образуют профориентационные тесты: если для использования личностных опросников на этапе профотбора или перемещения работника требуется предварительное представление о требуемых качествах и свойствах, а личностные опросники помогают установить их наличие, то профориентационные тесты помогают определить сферу деятельности, к которой опрашиваемый имеет расположенность. Американский исследователь Джон Л. Голланд установил, что выбор профессии есть выражение личности, а достижения человека зависят от соответствия между его личностью и обстановкой работы (содержанием, характером и условиями труда). По его мнению, каждый человек в определенной степени относится к одному их 6 типов личности:
реалистический — предпочитает деятельность, связанную с манипуляциями инструментами и механизмами;
исследовательский — предпочитает аналитическую работу, любознателен, методичен, точен;
артистический — экспрессивный, нонконформист, оригинален, внутренне сосредоточен;
социальный — любит работу с людьми, помогать другим, но не систематическую деятельность;
предпринимательский — любит влиять на других для достижения целей;
конвенциальный — любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцирование материалов.
Обычно один тип доминирует, но человек, приспосабливаясь и меняя спектр используемых стратегий, может достаточно успешно заниматься видами деятельности, предусмотренными для двух или трех типов личности. При этом для выбора карьеры, сферы деятельности важна близость доминирующего и дополнительного типов. Дело в том, что приведенный порядок типов личности не случаен: он показывает постепенный переход качеств от типа к типу. Соседние типы в этом списке ближе друг к другу, варианты успешной карьеры по ним легче выбрать тем, у кого доминирующий и вспомогательный типы пограничны, а не далеки. Таким образом, считается, что более широк диапазон видов деятельности, в которых человек будет чувствовать себя комфортно и сможет достичь успеха, у людей типа социальный—предпринимательский или социальный—артистический, чем социальный—реалистический.
Глава 3. Управление организационным поведением с учетом индивидуально психологических особенностей личности
В этой главе я сделал попытку донести до руководителя некоторые рекомендации, которые были сформулированы при работе с литературой по теме.
Перед каждым руководителем стоит ряд задач, которые безусловно не могут осуществится без работы подчиненных. Руководитель заинтересован в максимальной производительности и эффективности труда. Управление людьми – достаточно сложный процесс, здесь требуется знания в области психологии, социологии и других наук изучающих особенности поведения человека.
Для создания эффективной команды
необходимо уже на этапе подбора
сотрудников уметь выявить те
личностные качества человека, которые
бы способствовали улучшению работы
организации в целом и
Одним из способов получения информации о личностных качествах человека, являются различные психологические тесты.
Инструментарием для выявления индивидуальных особенностей личности в моей работе является тестирование. Я попытаюсь доказать что с помощью психологических тестов можно получить информацию о личностных особенностях сотрудника. Были выбраны несколько широко применяемых тестов: Тест Кеттела, Опросник Леонгарда, Шкала LOG Роттера ( опросник УСК).
Пройти тестирование я предложил кандидату на вакансию менеджера в нашу компанию ООО «ВДМ-сервис». Результаты проанализированы и затем были сформулированы рекомендации для руководителя по управлению данным человеком с учетом влияния его личностных особенностей.
Для того, что бы дать характеристики
личности с помощью тестирования,
необходимо правильно расшифровывать
и анализировать полученную информацию.
Для этого я предлагаю
3.1 Тип акцентуации характера
Тип акцентуации характера можно определить с помощью опросника Леонгарда. Понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний , представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуации характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации. Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым, а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) Акцентуации характера, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья. Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций характера, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются. И лишь при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на “слабое звено” характера, могут не только стать почвой для острых аффективных реакций ,неврозов, но и явиться условием формирования психопатических развитии (“краевых психопатий”). Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако, и свойства характера психически здорового человека. На основании различных классификаций (К. Леонгард, П. Б. Ганнушкин и др.) выделяются следующие основные типы акцентуаций характера:
Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.
Возбудимый тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.
Эмотивный тип (эмоциональный) Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.
Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.
Тревожный тип (психастенический) . Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.
Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).
Демонстративный тип. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.
Неуравновешенный тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.
Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, заторможенностью. Экзальтированный тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
3.2 Психический профиль человека
Опросник Кеттелла позволяет определить
психологический профиль
Фактор А. Замкнутость — общительность
При низких оценках человек характеризуетс
При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на события. В целом фактор ориентирован на измерение общительности человека в малых группах.
При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления. При высоких оценках наблюдаются абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.
При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.
При высоких оценках — человек
выдержанный, работоспособный, эмоционально
зрелый, реалистически настроенный.
Ему без труда удается
При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности.
При высоких оценках — человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает авторитарный стиль руководства, но борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный.
При низких оценках человек
При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в межличностных отношениях. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу. В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения.
Фактор G. Подверженность чувствам — высокая нормативность поведения
При низких оценках человек непостоянен, подвержен влиянию случая и обстоятельств, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам, что может привести к антисоциальному поведению.
При высоких оценках наблюдаются осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность. В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека.
При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих планах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе. При высоких оценках человеку свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, держится свободно, расторможенно. В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и степень активности в социальных контактах.
Фактор I. Жесткость – чувствительность.
Информация о работе Влияние типа личности на организационное поведение персонала