Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:08, реферат
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — проводимая правительством страны государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — проводимая правительством страны государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
Цель внешнеэкономической
политики в долгосрочной перспективе
– обеспечение рациональной, основанной
на сравнительных преимуществах, специализации
России в глобальной экономике, создание
условий для диверсификации экспорта,
укрепление конкурентных позиций российских
компаний на мировом рынке и завоевание
лидирующих позиций на отдельных сегментах
рынка высокотехнологичных товаров и
услуг.
Достижение этой цели предполагает переход
к активной поддержке экспорта по широкому
спектру обрабатывающей и, особенно, интеллектуалоемкой
продукции. Поддержка экспорта должна
сочетаться с активной политикой по регулированию
доступа товаров и услуг на российский
рынок, основанной на международных принципах
справедливой конкуренции, повышения
конкурентности российских рынков и стимулирования
развития отечественного производства.
Основные направления внешнеэкономической
политики:
укрепление позиций России на мировом
рынке энергоносителей путем увеличения
экспорта нефти и газа и услуг, связанных
с энергетикой, на европейский и азиатские
(прежде всего китайский) рынки;
устойчивое расширение экспорта сырья
и повышение уровня его обработки;
существенное увеличение экспорта высокотехнологичной
продукции и услуг, в том числе, за счет
организации иностранными компаниями
экспортоориентированных производств
в России;
развитие транспортно-логистической инфраструктуры,
обеспечивающей реализацию внешнеэкономического
потенциала российской экономики;
поддержка иностранных инвестиций в развитие
обрабатывающих производств в России,
энергетической, транспортной, торговой
инфраструктуры;
формирование многовекторной модели участия
России в интеграционных процессах с Евросоюзом,
государствами СНГ, Китаем и Индией, поддержка
инвестиционных проектов российского
бизнеса за рубежом;
информационная поддержка экспортной
и финансовой деятельности российских
компаний, поддержка продвижения российских
инвестиций в приоритетных странах и регионах.
Основные целевые индикаторы:
увеличение российского экспорта с 303,9
млрд. долларов США в 2006 году до 381 млрд.
долларов США в 2015 году и 516 млрд. долларов
США в 2020 году ;
увеличение экспорта машиностроительной
продукции до 90-100 млрд. долларов США в
2020 году (рост в 4,6-5,6 раз по сравнению с
2006 годом);
увеличение экспорта транспортных услуг
до 37 млрд. долларов США в 2020 году (рост
в 3,6 раза по сравнению с 2006 годом);
стабилизация или снижение доли импорта
готовой продукции на внутренних российских
рынках, прежде всего – массовых потребительских
и инвестиционных товаров;
увеличение притока прямых иностранных
инвестиций до 3,5 процентов ВВП и более
в 2020 году.
Участие в международном разделении труда.
Сложившаяся модель участия России в международном
разделении труда, основанная на экспорте
энергоносителей, не может стать основой
для расширения позиций России на мировых
рынках. Даже при выходе на устойчивый
рост внешнеторговых поставок энергоносителей
и сырья в 2-4% в год, общее расширение российского
экспорта будет существенно уступать
ожидаемой динамике мировой торговли
(6-8% в год). Соответственно, доля России
в мировом торговом обороте будет постепенно
снижаться. Без прорыва на новые рынки
товаров и услуг с высокой долей добавленной
стоимости Россия обречена на отставание
от развития мировой торговли и вытеснение
из участия в мировом разделении труда.
Рассмотренные сценарии прогноза определяют
следующие основные развилки встраивания
российской экономики в мировой рынок.
Реализация сценариев как инерционного,
так и энерго-сырьевого развития сохраняет
за Россией свойства сырьевой периферии
в глобальной экономике. Это связано с
сохранением традиционной роли поставщика
первичных энергоресурсов и сырья низкой
степени переработки, что не позволяет
поднять темпы роста экспорта выше, чем
до 4-6% в год (в стоимостном выражении).
Доля машин и оборудования в структуре
экспорта в ценах 2006 года не превысит 10%,
тогда как топливно-энергетических товаров
не опустится ниже 50%.
Сценарий инновационного развития предполагает
альтернативный тип участия в международном
разделении труда, основанный на диверсификации.
Прорыв на новые рынки высокотехнологичных
товаров и услуг – авиатехники, судостроения,
космических услуг, информационных услуг,
программного обеспечения и другой продукции
- позволит стабилизировать, а затем и
увеличить долю России в мировой торговле.
К 2020 г. доля экспорта машин и оборудования
в общем экспорте может повыситься до
16% (в ценах 2006 года) с 5,8% в 2006 году.
Россия превратится в крупного международного
игрока на ряде сельскохозяйственных
рынков - зерна, растительного масла, льна
и других товаров. Значительно возрастет
экспорт транспортных услуг. Помимо этого,
Россия останется одним из ведущих игроков
на рынках углеводородов, а также станет
крупнейшим экспортером товаров и услуг,
связанных с добычей, транспортировкой
и переработкой энергетических и сырьевых
ресурсов.
Рост импорта будет ориентирован, прежде
всего, на приобретение высокотехнологичной
продукции, необходимой для развития производств
и повышения стандартов потребления. Доля
инвестиционных товаров в структуре импорта
вырастет с 20% в 2006 году до 35% в 2020 году.
Географическая структура внешней торговли
в инновационном сценарии будет изменяться
в соответствии с:
процессами преференциальных экономических
отношений с основными странами торговыми
партнерами;
различной динамикой спроса и предложения
в странах-партнерах;
освоением рынков, на которых российская
продукция остается представленной в
недостаточной мере (прежде всего, рынков
стран Азии и Латинской Америки);
изменением структуры российского внешнеторгового
оборота - снижением веса минеральных
продуктов и ростом инвестиционного импорта.
Доля стран Евросоюза в российских экспортных
поставках в 2020 году может снизиться до
46% (2006 год – 59%) , стран Азии увеличиться
до 20% (2006 год – 16%), стран СНГ до 20% (2006 год
– 14%). Что касается страновой структуры
импорта, то постепенно будет снижаться
доля стран Евросоюза - в 2020 году на эти
страны придется порядка 40% поставок в
Россию (2006 год – 45%). Азиатские страны
увеличат свой вес в импорте до 32% (2006 год
– 26%), страны СНГ сохранят свою долю на
уровне 2006 года – около 16 процентов.
Привлечение иностранных инвестиций.
В условиях дефицита счета текущих операций,
который может возникнуть уже в конце
текущего десятилетия, приток иностранного
капитала в российскую экономику становится
условием поддержания устойчивости платежного
баланса и национальной валюты. Кроме
того, привлечение иностранного капитала,
особенно в форме прямых инвестиций, является
важнейшим фактором технологической модернизации
и повышения конкурентоспособности российских
обрабатывающих отраслей и интеграции
России в глобальную экономику.
Однако в случае экспансии зарубежных
финансовых институтов и поглощении ими
национального рынка капиталов российский
банковский сектор, сектор услуг страхования
и финансовые рынки могут повторить путь
восточноевропейских стран, утративших
самостоятельность финансового сектора.
В долгосрочном плане отсутствие собственного
мощного финансового сектора может стать
фактором повышения рисков и неустойчивости
экономического роста.
Сценарий инерционного развития предполагает
проигрыш в конкуренции за иностранные
инвестиции другим странам, в том числе,
партнерам по СНГ. При сохранении ограничений
на иностранные инвестиции в стратегических
отраслях достаточно быстро наступит
насыщение иностранными инвестициями
в других сферах экономики (торговля, недвижимость,
пищевая промышленность). Относительный
уровень прямых инвестиций колеблется
около 2,5% ВВП, то есть, не превышает нынешнего
уровня.
Сценарий инновационного развития предполагает
формирование относительно самостоятельного
национального рынка капитала и конкурентоспособного
национального финансового сектора. Он
может стать весьма притягательным для
капиталов стран СНГ и развитых экономик,
что, в сочетании с привлечением иностранных
инвестиций в инфраструктурные отрасли,
сферу услуг и обработки, создаст благоприятные
условия для накопления капитала и экономического
роста. Россия займет одну из лидирующих
позиций по инвестиционной привлекательности.
Уровень прямых иностранных инвестиций
повысится до 3,5-4 % ВВП. Россия станет одним
из мировых финансовых центров, включающим
в себя фондовый, долговой, товарный форвардный
и спотовый рынки.
Направления экономической интеграции.
В настоящее время Россия участвует в
целом комплексе разнонаправленных и
разноскоростных интеграционных процессов.
Европейский вектор интеграции. Процесс
присоединения России к ВТО, вступление
в ОЭСР и развитие диалога с Евросоюзом
обеспечивают все более глубокое вовлечение
России в глобальную экономику и закрепляют
доминирующее положение европейского
направления в ее внешней торговле и движении
капитала. Взаимная зависимость Европы
от российских энергоносителей и России
от импорта европейских технологий и капиталов,
а также экспорта в Европу сырья и топлива,
в долгосрочной перспективе будет усиливаться,
а не ослабевать. Однако, несмотря на развитие
интеграционных процессов с Евросоюзом,
для России сохраняется угроза вытеснения
с европейских рынков, девальвации транзитного
потенциала и неравноправного обмена
энергетическими активами с европейскими
партнерами.
Евразийский вектор интеграции. На сегодняшний
момент образовались предпосылки для
выработки нового типа взаимодействия
России со своими партнерами по СНГ и азиатскими
странами. Новая модель взаимоотношений
связана с:
переходом к рыночным ценам на российские
энергоносители, поставляемые в страны
СНГ;
выработкой системы совместных проектов
в сфере добычи и транспортировки энергоносителей
на мировые рынки, а также развитии транспортной,
энергетической инфраструктуры и использования
водных ресурсов;
созданием нового интеграционного объединения,
перспективной формой которого может
быть ЕврАзЭС (или нескольких разноуровневых
объединений), связанных преференциальными
соглашениями о свободной торговле и движением
к таможенному союзу;
вовлечением в эти интеграционные процессы
Китая и других азиатских стран.
Экономический эффект от перспективного
евразийского экономического объединения
во многом будет определяться работоспособностью
его институтов и эффективностью потенциальных
совместных проектов в энергетике и транспорте.
Рынки потенциальных стран-участников
могут дать импульс кооперации и в сфере
машиностроения, АПК, совместных НИОКР.
В настоящее время ЕврАзЭС является одним
из наиболее динамично развивающихся
объединений в мире (среднегодовой темп
роста около 7%). Потенциальный эффект интеграционных
процессов, преимущественно за счет усиления
взаимных инвестиций и совместных проектов,
может добавить к базовой траектории экономического
роста, по оценке, до 1,5-2 процентных пунктов.
Россия получает возможность стать одним
из лидеров и центров новой перспективной
интеграционной группировки. Вместе с
тем, сложность интеграционного процесса,
неоднородность его участников столь
велики, что процесс создания работоспособного
объединения займет много лет. Кроме того,
первоочередной задачей как для России,
так и для ряда ее партнеров по интеграционным
процессам, является присоединение к ВТО.
Отсюда, скорость продвижения на евроазиатском
направлении во многом предопределяется
скоростью развития евроатлантического
партнерства.
Вместе с тем перспективная конфигурация
интеграционных процессов в СНГ во многом
определяется нарастанием конкуренции
между Россией, ЕС, США и Китаем за экономическое
и политическое влияние на постсоветском
пространстве. Быстрые изменения, происходившие
в Европе и СНГ в последнее десятилетие,
привели к образованию факторов, сдерживающих
интеграцию стран СНГ. На процессы интеграции
существенное влияние оказывает усиление
Китая и расширение ЕС непосредственно
до границ СНГ. Так, планируя свои отношения
с новыми «восточными соседями», ЕС принял
концепцию «Широкая Европа – новое соседство».
Ее суть – формирование «кольца друзей»
Евросоюза. Уже шесть стран, большинство
из которых – члены ГУАМ, стали объектами
новой европейской политики соседства.
У стран Центральной Азии ослабляется
зависимость от российского транзита
благодаря появлению альтернативных транспортных
коридоров в Китай и Европу. В результате
главные внешнеэкономические интересы
ряда стран СНГ уже сейчас находятся за
пределами этого объединения.
Учитывая курс России и ряда стран-членов
ЕврАзЭС на стратегическое партнерство
с ЕС, Россия могла бы выступать для стран-членов
ЕврАзЭС не просто как самостоятельный
рынок, но и как «окно в ЕС». Одна из возможных
целей – создание в перспективе общей
для СНГ и ЕС зоны свободной торговли.
Будучи крупнейшими внешнеэкономическими
партнерами России, страны Европы и СНГ
являются естественными партнерами России
по встраиванию в глобальные производственные
цепочки. Создание стратегических альянсов
между российскими и европейскими компаниями,
с участием компаний стран СНГ, может существенно
повысить глобальную конкурентоспособность
всех участников таких альянсов.
Изменение позиций в мировой экономике.
Реализация инновационного сценария и
эффективной внешнеэкономической стратегии
приведут к повышению доли России в мировой
экономике с 2,6% мирового ВВП (по паритету
покупательной способности) до 3% в 2015 году
и 3,4% в 2020 году. Доля стран BRIC за это же
время повысится с 26,5% мирового ВВП до
37,5% в основном за счет опережающего роста
экономик Китая и Индии. Сдвиг экономической
активности в Азию будет способствовать
формированию новых форм экономических
альянсов и торговых противоречий.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйствен-ной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.
В соответствии с принятыми законами Республики Беларусь "Об основах внешнеэкономической деятельности" и "О предприятии" субъекты хозяйствования имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Внешнеэкономическую
деятельность вправе осуществлять объединения,
предприятия и организации
Для осуществления внешнеэкономических связей необходимо следующее:
Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений:
Вновь созданному предприятию не следует начинать свою деятельность с внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами; необходимо накопить оп-ределенный опыт, работая на внутреннем рынке республики, а также со станами СНГ.
Внешнеэкономические связи практически во всех странах мира определяют экономическое и социальное развитие государств, являются составной частью эко-номики, и государства регулирует этот процесс.
В США внешняя торговля и внутренняя торговля рассматриваются взаимо-связанные Министерством торговли. В Великобритании основным министерством, координирующим внешнеэкономическую деятельность, является Министерство тор-говли и промышленности. Регулирование внешнеэкономической деятельности в Японии осуществляет Министерство внешней торговли и промышленности.
Главное направление работы всех этих министерств - обеспечить сбаланси-рованное развитие промышленности и внешней торговли.
В России главным координирующим органом внешней торговли является Министерство внешнеэкономических связей. В Республике Беларусь высшими орга-нами управления внешнеэкономической деятельности являются Президент, Совет Республики, палата представителей, Совет Министров. Совет Министров - высший исполнительный и распорядительный орган власти в Республике.
Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнение за-конов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями.
Палата представителей как высший законодательный орган издает законы в области внешнеэкономической деятельности, разрабатывает основы внешнеэконо-мической политики государства.
Министерство иностранных дел (МИД) является основным органом, коорди-нирующим работу по внешнеэкономическим связям в Республике Беларусь.
Важное место в системе управления внешнеэкономической деятельностью в республике занимают Министерство экономики, Министерство финансов, Нацио-нальный банк.
Торгово-промышленная палата (ТПП РБ) является общественной организа-цией, содействующей развитию внешней торговли республики; оказывает предпри-ятиям практическую помощь в осуществлении внешнеэкономической деятельности.
С приобретением Республикой Беларусь статуса независимого государства значительно возросла роль внешнеэкономических аспектов в деятельности субъек-тов хозяйствования
В настоящее время Республика Беларусь среди стран СНГ занимает лиди-рующее место по показателям внешней торговли. Экспортная и импортная квота ко-леблются в пределах 45-55 %.
Основными статьями экспорта являются тракторы, грузовые автомашины, холодильники, часы, телевизоры, велосипеды, шины, химические волокна, калийные и азотные удобрения, продовольственные товары.
Республика Беларусь импортирует: нефть, природный газ, уголь, электро-энергию, прокат черных металлов, растительное масло, сахар и др.
Однако структура экономики в республике долгие годы складывалась в рам-ках внутрисоюзного разделения труда и имеет ярко выраженный характер высокого удельного потребления энергоресурсов, металла, хлопка, комплектующих и других завозимых товаров. В наиболее жесткой зависимости экономика Беларуси находит-ся от Российской Федерации.
Включению республики в систему международного разделения труда спо-собствует благоприятное геополитическое положение. По ее территории проходят коммуникации, связывающие Россию с европейскими странами, Украину с государ-ствами Балтии, страны Азии с Европой.
Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 140 странами и поставляет на экспорт более 1000 наименований изделий. Основные внешнеторговые партнеры республики - Россия, Украина, Польша, Латвия, Герма-ния, Литва, США и др.
Основными направлениями совершенствования внешнеэкономической дея-тельности Республики Беларусь являются:
Предприятия, организации, фирмы, участвующие во внешнеторговой дея-тельности, то есть осуществляющие экспортно-импортные операции, можно подраз-делить на следующие группы:
В зависимости
от масштаба, объема экспортируемой продукции
предпри-ятие-производитель
На предприятиях
- товаропроизводителях с небольшим
объемом экспортно-импортных
К этой группе организаций, фирм относятся: