Внешнеэкономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:08, реферат

Описание

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — проводимая правительством страны государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Работа состоит из  1 файл

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

Контрагентом  экспортера является импортер, подрядчика - заказчик, арен-додатели - арендатор, дебитора - кредитор и т.д.

В процессе подготовки и осуществления внешнеторговых операций участни-ки прибегают к детальному изучению как потенциального круга возможных контр-агентов, так и конкретных фирм и организаций, с которыми заключаются соглаше-ния. Изучение деятельности контрагента является общепринятым элементом про-ведения внешнеторговой операции, которому уделяют внимание все участники внешнеэкономической деятельности. В условиях неустойчивой мировой конъюнкту-ры и резких, неожиданных изменений ее к выбору иностранной фирмы - партнера, в особенности при сотрудничестве на длительный срок, подходят очень осторожно.

Выбор контрагента  в большой степени зависит  от характера внешнеторговой сделки и от предмета сделки.

Выбирая страну, наряду с экономическими соображениями, учитывают ха-рактер торгово-политических отношений с этой страной. Предпочтение отдается тем, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные дого-ворно-правовой основой, и которые не допускают по отношению к нашей стране дискриминации.

При выборе фирмы  важно изучить различные аспекты деятельности потен-циальных партнеров, а именно:

  1. технологический - изучение технического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей;
  2. научно-технический - сведения об организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затратах на них;
  3. организационный - изучение организации управления фирмы;
  4. экономический - оценка финансового положения и возможностей фирмы;
  5. правовой - изучение норм и правил, действующих в стране потенциально-го партнера, и имеющих прямое или косвенное отношение к сотрудничеству.
1.8. Установление контактов  с зарубежными  партнерами

Внешние рынки  предъявляют более высокие требования к предлагаемым на них товарам, их упаковке, сервису, рекламе и т.д. Это объясняется острой конкурен-цией между фирмами - производителями товара и преобладанием "рынка-покупателя", т.е. заметным превышением предложений над спросом.

Изучение внешних  рынков, их возможностей более трудоемко  и сложно, по-скольку требует изучения большого количества информации из различных источни-ков.

Эффективная работа на внешнем рынке невозможна без  творческого и гиб-кого использования  комплекса маркетинговых методов: правильного выбора сбыто-вой организации, контроля за работой торговых посредников, выбора и применения различных методов стимулирования сбыта, деловой деятельности, рекламы и др.

Для эффективной  работы необходимо учитывать требования внешней среды маркетинга: особенности  действующего законодательства, международные  правила, социально-культурную среду, обычаи, правила валютно-финансовых расчетов, по-литику и др.

В современных  условиях можно выделить три основных способа проник-новения на зарубежные рынки:

  1. создание собственной сбытовой сети. При выборе этого способа про-никновения на зарубежные рынки необходимо хорошо знать рынок, возможно, иметь там постоянных представителей, которые являются сотрудниками данной фирмы-экспортера, хорошо знают ее продукцию, защищают интересы своего предприятия и т.д. Такой способ работы на зарубежных рынках оправдывает себя, если объемы реализации продукции достаточно велики, что позволяет окупать те затраты, кото-рые необходимы на создание собственной сети сбыта. Преимущество такого спосо-ба работы в том, что предприятие-экспортер имеет достаточно детальную информа-цию о рынке и может оперативно контролировать и управлять реализацией товара на этом рынке;
  2. использование независимых торговых, сбытовых посредников. Целе-сообразность этого способа несомненна при внедрении на новые рынки, когда соб-ственная система сбыта еще не создана, а, может быть, создание ее и неэффектив-но. Особое значение имеет использование независимых посредников в случае, ко-гда предприятие заинтересовано в обеспечении потребителя сопутствующими услу-гами, которые оно не в состоянии оказывать самостоятельно, тогда, как сбытовые фирмы занимаются оказанием таких услуг. Работа через торговых посредников тре-бует от предприятия тщательной проработки вопросов передачи полномочий по экс-порту товара, а также способов вознаграждения и ответственности за реализацию товара и других вопросов. Все это оговаривается в контрактах на оказание торгово-посреднических услуг;
  3. третий способ проникновения на зарубежный рынок в отличие от рас-смотренных, предполагающих, что товар (продукция) создается на предприятиях фирмы-экспортера и в готовом (или почти готовом) виде поставляется на рынок, оз-начает производство продукции, создание товара (полностью или частично) в стране, на рынок которой стремится предприятие. Такой способ целесообразен, очевидно, если данный рынок для фирмы чрезвычайно перспективен и, кроме того, производство товара на месте может дать ощутимые экономические выгоды, в том числе экономию на транспортных издержках, таможенных пошлинах, обхода нета-рифных ограничений, а также экономию производственных затрат (стоимости сырья, энергии, заработной платы, отчислений на социальное страхование и др.). Произво-дя товар в стране потребления, предприятие в значительной степени повышает эф-фект от внешнеэкономической деятельности. Такой способ работы на внешних рын-ках позволяет в наибольшей мере получить выгоды от международного разделения труда. Однако необходимо хорошо знать законы страны, непременное условие - со-циально-экономическая стабильность.

При организации  производства за рубежом необходимо учитывать множество факторов, основные из которых можно сгруппировать следующим образом:

Г л о б а л  ь н ы е факторы:

  • международные политические конфликты;
  • политические конфликты внутри страны;
  • социальные конфликты;
  • перестройка международных политических союзов.

Л о к а л ь н ы е факторы:

  • изменение условий рынка;
  • нестабильность экономики;
  • инфляция;
  • трение с политическим группировками;
  • трение с местными деловыми кругами.

И н в е с т  и ц и о н  н ы е факторы:

  • возможность национализации (с компенсацией или без);
  • возможный ущерб имуществу из-за высокого уровня преступности (вымога-тельство, рэкет, налет банд и др.);
  • потеря прав на возвращение доходов и имущества в страну материнской фирмы;
  • ускоренный износ оборудования из-за климатических условий и небрежного отношения местного персонала и др.

Факторы у п р а в л е н ч е с к о г о характера:

  • сложности управления местным персоналом;
  • конфликты с профсоюзами и др.
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

С конца 80-х – начала 90-х  годов наша страна, в очередной раз  круто развернувшись  в истории своего развития на 180 градусов, взяла курс на рыночные преобразования, провозгласив главным приоритетом построение “цивилизованного” рынка.

Применяя  опыт развитых капиталистических  стран, правительство  взяло на вооружение либеральную модель рынка, сделав ставку на эффективность и саморегулируемость рыночных механизмов.

В надежде на то, что  “невидимая рука рынка” вполне способна провести структурные преобразования и вывести российскую экономику на новый  более качественный этап развития, государством были приняты меры по созданию института частной собственности как основополагающей составляющей рынка и уменьшению влияния самого государства на взаимоотношения субъектов в рамках рыночной экономики.

Однако  либерализация процесса ценообразования  при сложении государством с себя многих контрольных функций, присущих командной экономики, и при ещё не развитых рыночных механизмах в полной мере выявила все структурные перекосы советского хозяйства, вылившись в высокую инфляцию, бюджетный дефицит, обнищание населения и стагнацию производства. В этих условиях правительством был взят курс на финансовую стабилизацию с проведением жесткой рестриктивной денежно-кредитной политики в надежде на то, что укрощение инфляции и стабилизация доходов населения приведёт, в конце концов, к расширению производства и экономическому росту. Хандрящая же отечественная промышленность отходила на второй план, оставаясь как бы “вне игры” . Но последующие всем известные события августа 1998г. благополучно похоронили “достижения” финансовой стабилизации и все взоры устремились на реальный сектор для его всемерной поддержки, благо запрещать эмиссионную и курсовую поддержку российской промышленности теперь стало бессмысленно. Одним из основных условий выхода из затяжного экономического кризиса, стабилизации и промышленного роста было признано “оживление реального сектора экономики и, в первую очередь, его важнейшего звена – промышленности” .

Таким образом, нисколько  не умаляя значение рынка, мы подошли  к пониманию необходимости  государственного регулирования пусть даже и либеральной рыночной экономики. Поскольку, при всех многочисленных и безусловных плюсах рынка, у него есть большой минус – субъекты рыночных отношений нацелены, в основном, на текущий интересы, конъюнктурные колебания. Между тем ситуация в России такая, что существование некоторых весьма важных отраслей промышленности может прекратиться в ближайшем будущем, поскольку на данный момент они находятся вне конъюнктурных интересов финансового капитала и не снабжаются столь необходимыми инвестициями и к тому моменту, когда эти отрасли станут востребованными, их попросту уже не будет. И такой расклад не приемлем для экономического и социального развития нашей страны в рамках мирового хозяйства. Поэтому именно в этой ситуации необходимо продуманное и эффективное государственное регулирование структуры производства в долгосрочном плане, что бы, увлекшись текущей выгодой, мы не оказались позже ни с чем.

Таким образом, мы выяснили, что государству  необходимо взять  под свою опеку  не только нормотворчество, но и определение, прогнозирование и реализацию механизмов развития и совершенствования структуры общественного производства, разработать совокупность мероприятий долговременного характера, направленных на стратегическое регулирование экономических процессов для развития приоритетных отраслей.

Именно  на решение этих задач  и направлен такой  инструмент государственного воздействия на экономику, как промышленная политика, о которой  и пойдёт речь в  данной работе.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об используемых при написании данной работы источниках информации, поскольку весьма немаловажно знать, откуда были взяты те или иные данные и по их “происхождению” судить о достоверности и адекватности цифр.

В этой связи следует  отметить, что большинство данных, приведённых в работе (особенно это касается главы IV) взяты на основе материалов Министерства экономики РФ, чему способствовало прохождение автором данного труда производственной и преддипломной практики в Отделе промышленной политики Министерства экономики РФ.

Данные  же взятые из других источников имеют  ссылку (в квадратных скобках) с указанием  номера источника, под  которым он находятся  в списке используемой литературы, приведённом  в конце данной работы, и номера страницы, на которой можно найти эти данные в указанном источнике.  

  1.5 Внешнеэкономическая политика

Поскольку наша страна не одна на земном шаре, она  контактирует с другими  государствами, у  которых есть свои национальные интересы. В этом плане мировой  рынок похож на национальный, только помимо уже известных нам субъектов – домашних хозяйств и фирм, – здесь появляются страны с их экономическими и политическими нуждами. Что бы не затеряться в чужых интересах и нуждах и отстоять свои государство проводит в рамках общей промышленной политики внешнеэкономическую политику, которая направлена на регулирование экономических отношений с другими странами-участниками мирового рынка.

Цель  внешнеэкономической  политики – улучшение  положения страны в мировом хозяйстве, участие в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке.

Главная стратегическая задача внешнеэкономической  политики – создание благоприятных внешнеэкономических  условий для расширенного воспроизводства внутри страны.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности охватывает сферу внешнеэкономического сотрудничества, сферу  внешней торговли, валютную политику государства.

<

Информация о работе Внешнеэкономическая политика