Внешнеэкономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:08, реферат

Описание

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — проводимая правительством страны государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Работа состоит из  1 файл

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)
1.5. Этапы осуществления  экспортно-импортных  операций

Проведение экспортно-импортных  операций осуществляется в несколько  этапов:

  1. Маркетинговые исследования рынка.
  2. Изучение системы государственного регулирования ВЭД.
  3. Технико-экономическое обоснование.
  4. Заключение внешнеторгового контракта.
  5. Исполнение контрактных обязательств.

1. Маркетинговые исследования  рынка. Анализ конъюнктуры рынка пред-ставляет собой комплекс мер, направленных на полное исследование процессов и факторов, воздействующих на спрос и предложение, и определяющих экономиче-ское положение между производителем и потребителем продукции. Определяющи-ми факторами являются: цена товара, качество, условия поставки. Этими вопросами занимаются маркетологи, наиболее квалифицированные специалисты фирмы.

Особое внимание уделяется следующим вопросам:

  • изучение и возможности рынков сбыта;
  • обеспечение рекламы товара;
  • прогнозирование конъюнктуры товарных рынков и динамики цен;
  • сбор и обработка данных об аналогичной продукции.

По результатам  этих работ принимается решение о выборе товара, вида деятельности, характере внешнеторговой операции.

Поиск иностранного партнера для предприятий, не обладающих достаточной информацией о возможных  партнерах, может быть осуществлен  получением ин-формации в отраслевом министерстве, ведомстве, Торгово-промышленной палате РБ, Союзе предпринимателей, Союзе малых предприятий и др. объединениях, обл-исполкоме, Мингорисполкоме (отдел внешнеэкономических связей).

Эффективным средством  поиска партнера является реклама в  коммерческих изданиях, таких, как: "Белорусский предприниматель", "Эксперсс-контакт", "Нацио-нальная экономическая газета", "Цены и товары сегодня", "Что, где, почем" и в других периодических изданиях, газетах, журналах, проспектах, справочниках, ката-логах.

Среди российских коммерческих изданий можно назвать  журналы "Товары и цены", "Товары со склада", "Рынок", "Оптовик".

Поиск партнера может быть осуществлен по коммерческим справочникам: "Международный указатель  фирм-импортеров Европы", "Международный  указа-тель фирм-импортеров США и Канады", "Международный указатель фирм-импортеров Восточной Азии" и др. В них указаны адреса, факсы, телефоны ино-странных фирм.

В республике работает несколько специализированных фирм по поиску ино-странных партнеров.

В Республике Беларусь созданы и функционируют около полутора тысяч со-вместных предприятий и иностранных фирм. Они окажут содействие в поиске парт-нера в своей стране. Естественно, следует помнить, что все эти организации осуще-ствляют контакты на взаимовыгодных условиях.

Если нужна  помощь в установлении контактов  с иностранной фирмой, то можно  обратиться в торговое представительство  в стране предполагаемого партне-ра или в торговый отдел посольства этой страны в нашей республике или  в России (адрес можно узнать в торговом отделе Министерства иностранных дел).

Прежде чем  устанавливать непосредственный контакт  с инофирмой - на-правление оферты в ее адрес, следует изучить международный  документ "Конвен-ция ООН о  договорах международной купли-продажи  товаров".

Получив положительный ответ (акцепт), следует произвести обработку кон-курентных листов, изучение иностранных фирм и систематизацию сведений:

  • форма собственности фирмы, т.е. полнота ее ответственности;
  • способность фирмы произвести поставку (платежеспособность);
  • деловая репутация фирмы, наличие опыта поставки в РБ, финансовое со-стояние, т.е. ее надежность;
  • общие сведения о фирме (масштабы, полный адрес, наличие фирмы в каталогах страны, объем производства, характер деятельности, система скидок и т.д.);
  • качество продукции;
  • удаленность от границ РБ.

После отбора оставляют 2-3 фирмы, им направляют официальный  запрос (на языке страны или английском; можно позвонить - это ускорит  получение ответа).

2. Изучение системы  государственного  регулирования ВЭД. Организация экспортно-импортных операций включает тщательную проработку нормативных до-кументов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность.

Ознакомиться  с ними можно в библиотеках, министерствах, ведомствах, гос-комитетах, Облисполкомах, Мингорисполкоме, концернах, Союзе предпринимателей и арендаторов, а также в Торгово-промышленной палате.

Нормативные акты условно можно подразделить на:

  • международные соглашения по торгово-коммерческой деятельности;
  • соглашения стран СНГ;
  • указы Президента;
  • законы, принятые Палатой представителей и одобренные Советом Рес-публики;
  • постановления правительства;
  • ведомственные нормативные акты (Национального банка, Государственно-го таможенного комитета, Министерства финансов и других).

Ряд из них публикуется  в следующих изданиях:

  • "Сборник указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь";
  • "Банковский бюллетень";
  • "Бюллетень нормативно-правовых актов";
  • "Таможенный вестник";
  • "Национальная экономическая газета".

3. Технико-экономическое  обоснование. Технико-экономическое обоснование включает: расчет цены товара, расчет рентабельности сделки с учетом всех затрат, налогов, пошлин.

4. Заключение внешнеторгового  контракта. Структура и содержание кон-тракта в значительной мере определяются видом внешнеторговых операций (экс-порт, импорт, реэкспорт, реимпорт), назначением, видом товара и услуг (торговля промышленными товарами, машинами и оборудованием, торговля лицензиями и ноу-хау, торговля инжиниринговыми услугами, транспортное обслуживание и т.д.), а также характером сделки (бартер, клиринг и т.д.).

Однако, несмотря на различия, общими разделами контракта, как правило, являются: "Юридические  лица", "Предмет контракта", "Срок поставки", "Цена и об-щая  сумма контракта", "Количество", "Базисные условия поставок", "Качество то-вара", "Сдача и приема", "Страхование", "Претензии", "Форс-мажор", "Санкции", "Решение споров", "Другие условия контракта".

В ряде случаев  отдельные разделы контракта  совмещаются. Это зависит от степени  детализации договорных отношений партнеров.

Подписанию внешнеторгового  контракта предшествуют проведение перего-воров с иностранным партнером.

Этот этап, как  правило, осуществляют руководители предприятия, фирмы. Он включает следующее:

  • подготовка плана мероприятий по приему иностранных специалистов;
  • подготовка протокола;
  • подписание контракта.

5. Исполнение контрактных  обязательств. Валютное регулирование во внешнеэкономической деятельности предполагает знание нормативных актов по проведению валютных операций: "О совершенствовании денежно-кредитной систе-мы", "О мерах по упорядочению валютного регулирования", "Покупка-продажа СКВ на Межбанковском валютном рынке", "Применение экономических санкций за на-рушения" и других нормативных актов, а также информационно-методических мате-риалов по организации международных расчетов - "Унифицированные правила на инкассо", "Унифицированные правила для аккредитивов".

При выполнении таможенных процедур следует принять  решение - кто их будет осуществлять - собственными силами или таможенным агентом (декларан-том, перевозчиком). Последнее значительно упрощает подготовку документов, хотя необходимо предусмотреть дополнительную плату за таможенные услуги.

Организация таможенной службы включает знание Таможенного  кодекса, а также нормативных  актов о правилах ввоза-вывоза товаров через границу, порядка перемещения вещей, о транзите товаров, порядка осуществления контроля за дос-тавкой вещей, вывозе валюты, о таможенных режимах, о взимании таможенных по-шлин, сборов и т.д.

Необходимо знать  правила транспортно-экспедиционной деятельности (Та-рифное соглашение по перевозкам, Инструкция заполнения товаротранспортной на-кладной, Инструкция заполнения товарной накладной, Инструкция о порядке сопро-вождения грузов).

По завершению внешнеторговой сделки по данным бухгалтерского учета проводится расчет фактического коэффициента рентабельности. При этом учиты-ваются все виды налогов, платежей по внешнеэкономической деятельности: уплата таможенных пошлин, акцизов, НДС, сборов за таможенное оформление товаров, а также все виды затрат, связанные с внешнеторговой сделкой.

1.6. Классификация международных  коммерческих операций

Международные коммерческие операции можно классифицировать на 3 группы:

  1. операции купли-продажи товаров;
  2. операции купли-продажи услуг;
  3. операции купли-продажи научно-технической продукции.

Операции купли-продажи  товаров являются традиционными  для междуна-родной торговли и для  практики внешнеторговых организаций  в нашей стране.

Сделки по купле-продаже  товаров предполагают, что продавец обязуется передать товар в собственность  покупателя в обусловленные сроки  и на определен-ных условиях, а  покупатель обязуется принять товар  и уплатить за него согласован-ную  цену.

Основными видами операций купли-продажи являются:

  1. Экспортные - это продажа и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.
  2. Импортные - закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реа-лизации их на внутреннем рынке своей страны.
  3. Реэкспортные - это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не под-вергшихся в реэкспортирующей стране какой-либо переработке.
  4. Реимпортные - это ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.
  5. Встречная торговля объединяет внешнеторговые операции, предусмат-ривающие в единых соглашениях встречные обязательства экспортеров и импорте-ров по закупке друг у друга товаров.

Операции купли-продажи  услуг являются в большинстве  случаев само-стоятельными, обособленными от купли-продажи товаров.

Выделяются 2 основных группы операций купли-продажи услуг:

  • основные;
  • обеспечивающие.

К основным операциям  купли-продажи услуг относятся:

  • инжиниринг;
  • аренда;
  • международный туризм;
  • предоставление информации, консультационные услуги по управлению.

Операции, обеспечивающие международный товарооборот, включают:

  • транспортные;
  • транспортно-экспедиторские;
  • хранение грузов;
  • страхование грузов;
  • проведение международных расчетов;
  • таможенное оформление;
  • рекламирование;
  • другие (исследование рынка, ремонт и техническое обслуживание обору-дования, обработка информации, юридические услуги).

Операции купли-продажи  научно-технической продукции выделяют в самостоятельную группу в связи  с тем, что они могут иметь  не только научную, но и коммерческую ценность.

В этой группе операций различают:

  • операции по купле-продаже патентуемой научно-технической продукции (изобретений, товарных знаков, промышленных образцов и др.);
  • операции по купле-продаже не патентуемой научно-технической продукции ("Ноу-хау");
  • обмен результатами научно-исследовательских работ;
  • операции по торговле результатами товарной деятельности в сфере ду-ховной жизни.
1.7. Выбор контрагентов

Одним из основных условий для успешного осуществления  внешнеторговых операций является выбор подходящего партнера (контрагента).

Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящие-ся в договорных отношениях по купле-продаже товаров  или оказанию различного рода услуг.

Иностранными  контрагентами белорусских предприятий, организаций высту-пают фирмы, являющиеся противоположной стороной в коммерческой сделке.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика