Внешняя и внутренняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание

Целью курсового исследования является детальное изучение внешней и внутренней среды организации.
Задачи исследования:
- понять, что такое внутренняя среда организации, и какие особенности имеет;
- детально рассмотреть факторы внутренней среды;
- дать подробное определение внешней среде организации;
- подробно изучить микро- и макросреду организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Внутренняя среда организации ……………………...……......5
1.1. Понятие внутренней среды организации……………….…………...5
1.2. Факторы внутренней среды организации……………………….......8
ГЛАВА 2. Внешняя среда организации………………………………….15
2.1. Понятие внешней среды организации………......………...………..15
2.2. Внешняя микросреда и макросреда …..……………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 128.25 Кб (Скачать документ)

ологи, например, Ч. Перроу, который  характеризует технологию как средство преобразования «сырья» — будь то люди, информация или физические материалы — в искомые продукты и услуги. Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.

Основными этапами развития технологий являются:

      1. Стандартизация и механизация. Здесь ключевую роль играет обеспечение соответствия изделия, его частей определенному эталону, стандарту, что дает возможность взаимозаменять их при сборке или ремонте. Стандартизация создает условия для углубления специализации, применения оборудования для

массового производства.

      2. Конвейерные сборные линии. Эту технологию отличает узкая специализация работников, снижение требований к их квалификации. Однако возросла монотонность работы, что привело к снижению производительности.

     3. Предметно-замкнутые участки. Результатом деятельности является готовое изделие или узел. Смена рабочих мест для ослабления негативного влияния

монотонности, обогащения содержания труда.

Внутренняя переменная технология имеет две основные классификации:

1. Классификация технологий по Вудворд :

- единичные (мелкосерийные);

- массовые

- непрерывные.

2. Классификация технологий по Томпсону:

- многозвенные (сборка);

- посреднические (купля-продажа);

- интенсивные (редактирование текста, монтаж фильма).

Эти классификации взаимосвязаны. Так, многозвенные технологии харак-

терны для крупносерийного  и массового производства, интенсивные - для индивидуального (единичного). Посреднические технологии учитывают требования потребителей, но предполагают определенный минимум стандартизации. Классификация по Вудворд больше подходит для промышленных предприятий, а по Томпсону - для непроизводственной сферы.

Хотелось бы отметить, что  организация  - это прежде всего группа людей. Люди являются главным фактором в любой модели управления. В данном случае анализируется поведение людей в процессе функционирования организации: поведение отдельных членов организации, поведение людей в группах, поведение руководителя, поведение лидера и его влияние на поведение других людей.

Поведение человека в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение, представлены на Рисунке 3.

 

 

 


 

 

 

 

 

Рис. 3. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение


   Источник: составлено автором на основании А. М. Чуйкин «Основы менеджмента».                                                                                                                                               

Люди различаются наиболее наглядно по своим индивидуальным способностям, присущим человеку качествам. Выбор работника, который лучше других способен выполнять определенную работу, является средством увеличения выгоды от специализации.

Другим фактором, влияющим на поведение индивида, является предрасположенность — это потенциал человека в отношении выполнения конкретной работы. Руководители, в частности, должны уметь оценивать возможности людей. Предрасположенность к управлению очень важна при

выборе кандидатов на обучение менеджменту.

Потребности — это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения нехватки чего-либо. Организация должна создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к достижению целей организации.

Ожидания людей также являются значимым фактором в организации. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно, они решают, насколько вероятно или насколько нереально свершение чего-то значимого для них.

Восприятие значительно влияет на ожидания и поведение. Все события влияют на поведение только в той мере, в какой воспринимаются самим человеком. Если руководство хочет, чтобы работники стремились к достижению цели организации, оно должно доказать работникам, что желаемое поведение приведет к удовлетворению их индивидуальных потребностей.

Отношение можно определить как то, что нравится, и то, что не нравится, как неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам или любым проявлениям окружающей среды. Отношения формируют необъективное восприятие среды и тем самым влияют поведение.

На индивидуальное поведение  также очень сильно влияют ценности. Ценности — это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо, или что безразлично в жизни. Задача организации - создавать и поддерживать условия, которые бы обеспечивали желательный тип поведения ее членов, стимулировали формирование необходимых качеств.

Таким образом, руководители должны совершенствовать свои способности  направлять поведение работников таким  образом, чтобы добиться целей организации, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи, и в то же время создать  рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт.

Очень важно понимать, что  факторы внутренней среды организации  не могут рассматриваться независимо друг от друга. Все они тесно взаимосвязаны  друг с другом. При подготовке управленческих решений необходимо рассматривать и учитывать социальную структуру одновременно с технической структурой, а также учитывать индивидуальное и групповое поведение; только так можно достичь поставленных целей.

 

 

 

ГЛАВА 2. Внешняя среда организации

2.1. Понятие внешней среды организации

Во второй половине 50-х  – начале 60-х годов среде предпринимателей и ученых-экономистов произошло  осознание необходимости обеспечения  длительного выживания предприятий  и фирм в условиях быстро и непредсказуемо меняющейся и внешней среды. С  этого периода связь фирмы  с внешней средой стала рассматриваться  как одна из главнейших ее характеристик. Данный подход к учету влияния  внешней среды основывается на том, что организации полностью зависимы от внешней среды.

Разработка стратегии  деятельности любой организации  — коммерческой, общественной, муниципальной  — начинается с анализа внешней  среды. От того, насколько правильно  он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее жизнедеятельности, внутреннего потенциала на должном  уровне. При этом организация, в свою очередь, в качестве компенсации  за это должна отдавать результаты своей деятельности во внешнюю среду. Таким образом, организация находится  в состоянии постоянного взаимообмена с внешней средой. Как только рвутся связи с ней, организация погибает. Взаимодействие организации с внешней средой обеспечивает также ее устойчивость, т. е. способность устранять возникающие отклонения и достигать поставленных целей после оказываемых на нее возмущающих воздействий.

 Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешняя среда предпринимательства  представляется сложным гетерогенным образованием, охватывающим широкий круг элементов, связанных как с фирмой – субъектом предпринимательской деятельности, так и между собой. Внешняя среда организации образует своеобразное системно организованное «пространство», в котором функционируют и развиваются процессы, ограничивающие или активизирующие предпринимательскую деятельность.5

Организация должна получать из внешней среды необходимое  оптимальное количество качественной информации. Стремление не тратить  много сил и средств на сбор и обработку информации таит в  себе опасность неполного учета  важных индикаторов развития, а это, в свою очередь, ограничивает возможности  своевременного решения проблем  в области политики организации. Чрезмерное же количество информации вызывает увеличение затрат на получение  информации, создает трудности в  ее обработке.

Основными характеристиками внешней среды организации являются:

       1. Взаимосвязанность факторов внешней среды — это силы, с которыми одни факторы воздействуют на другие факторы. Так же как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Взаимосвязанность особенно значима для мирового рынка в связи с его глобализацией. Руководители больше не могут рассматривать внешние факто-

ры изолированно. Они должны понять, что эти факторы взаимосвязаны  и быстро меняются, причем это приводит к необратимым общим изменениям.

       2. Сложность внешней среды — это многочисленность факторов, на которые организация обязана реагировать, а также высокий уровень изменчивости каждого фактора. Организации, использующие много видов исходных материалов, разных специалистов и ведущие дела с многими предприятиями мира, действуют в более сложной среде, чем организации, у которых эти параметры иные. В более сложных условиях действуют быстро развивающиеся организации, использующие разнообразные технологии.

       3. Подвижность среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Исследования указывают на то, что окружение всех современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Но есть организации, внешняя среда которых не особенно подвижна. Динамичность внешней среды можно выражать изменчивостью ее характеристик. Основными характеристиками, с помощью которых можно оценить изменчивость внешней среды, являются: частота, величина и регулярность изменений ее факторов. Подвижность среды определяет необходимость опираться на разнообразную информацию для принятия эффективных решений.

    4. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация о конкретном факторе, и функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная, точная и надежная информация. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Если сложность и динамика объединяются между собой в соответствующий  континуум "простой - сложный" и "статичный - динамичный", то можно выделить четыре типа внешней среды. Они отображены на Рисунке 4.






 

Рис. 4. Типы внешней среды  организации

Источник: разработано автором на основании А. К. Семенов, В. И. Набоков «Основы менеджмента».


Простая статичная внешняя среда - среда с незначительной потребностью в гармонизации; большей частью приводит к созданию бюрократических организационных структур.

Простая динамичная внешняя среда - среда с незначительным числом и разнообразием внешних воздействий, которые должны учитываться при формировании организации. Изменчивость требует более органичного и менее децентрализованного руководства.

Сложная статичная внешняя среда - среда, имеющая большое количество и разнообразие важных факторов, которые обладают незначительной изменчивостью; приводит к созданию бюрократических структур с децентрализованным руководством.

Сложная динамичная внешняя среда - среда, предъявляющая самые строгие требования к форме организации. Ей соответствуют такие формы и модели организации, которые получили название адаптивных и которые сопровождаются децентрализованным руководством.6

В другой типологии также  выделяют четыре основных типа внешней среды:

1. Изменяющаяся среда,  которая характеризуется быстрыми  переменами. Это могут быть технические  инновации, экономические перемены (изменение уровня инфляции), изменения  законодательства, новшества в политике  конкурентов и т. д. Такая  нестабильная среда, которая создает  большие трудности для управления, присуща российскому рынку.

2. Враждебное окружение,  создаваемое жесткой конкуренцией, борьбой за потребителей и  рынки сбыта. Такая среда присуща,  например, автомобильной промышленности  США, стран Западной Европы  и Японии.

3. Разнообразное окружение  свойственно глобальному бизнесу.  Типичным примером глобального  бизнеса является фирма «Макдональдс»,  работающая во многих странах  (а следовательно, связанная с  обслуживанием многочисленных клиентов, говорящих на различных языках), с разнообразными культурами  и гастрономическими вкусами  потребителей. Это разнообразное  окружение влияет на деятельность  организации, на ее политику  воздействия на потребителей.

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации