Внешняя и внутренняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание

Целью курсового исследования является детальное изучение внешней и внутренней среды организации.
Задачи исследования:
- понять, что такое внутренняя среда организации, и какие особенности имеет;
- детально рассмотреть факторы внутренней среды;
- дать подробное определение внешней среде организации;
- подробно изучить микро- и макросреду организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Внутренняя среда организации ……………………...……......5
1.1. Понятие внутренней среды организации……………….…………...5
1.2. Факторы внутренней среды организации……………………….......8
ГЛАВА 2. Внешняя среда организации………………………………….15
2.1. Понятие внешней среды организации………......………...………..15
2.2. Внешняя микросреда и макросреда …..……………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 128.25 Кб (Скачать документ)

         4. Технически сложная среда. В такой среде развиваются электроника, вычислительная техника, телекоммуникации, которые требуют сложной информации и высококвалифицированного обслуживающего персонала. Стратегическое управление предприятиями в технически сложной среде должно быть ориентировано на инновации, так как изделия в этом случае быстро устаревают.

Внешняя среда организации  очень сложная система. В ней  постоянно происходят изменения, поэтому  очень важно ее анализировать. Анализ внешней среды требует обработки большого количества информации. Границы сбора информации определяются поставленными целями. Основное назначение анализа внешней среды — выявить и эффективно использовать при разработке стратегии возможности и угрозы, которые существуют в настоящее время и которые могут возникнуть для организации в будущем.

Оценка внешней среды  ведется по следующим направлениям:

1. Изменения, которые воздействуют  на разные аспекты текущей  стратегии. 

2. Факторы, которые представляют  угрозу для текущей стратегии. 

3. Факторы, которые представляют  больше возможностей для достижения целей путем корректировки плана.

Анализ внешней среды  помогает получить важные результаты. Он дает организации время для  прогнозирования возможностей, время  для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время  для разработки системы раннего  предупреждения на случай возможных  угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Современный менеджмент вынужден уделять значительное внимание быстро изменяющейся внешней среде и  ее воздействиям на внутреннее строение организации. Поскольку от руководства  зависит выживание и успешное развитие организации, менеджеры должны уметь выявлять значимые факторы  во внешнем окружении, способные  повлиять на дальнейшее функционирование бизнеса.

Внешняя среда, в которой  приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха.

 

2. 2. Внешняя микросреда  и макросреда

Как уже было сказано, ни одна организация не может функционировать  изолированно, вне зависимости от внешней среды. Организация как  открытая система может выжить только во взаимосвязи с внешней средой.

Внешняя среда организации  представляет собой сложную систему.  Её структуру ой образуют факторы (переменные) внешней среды. Они представлены на Рисунке 5.

 

Рис. 5. Факторы внешней  среды организации


Источник: разработано автором на основании М. А. Чернышев, С. Г. Тяглов «Теория организации».

Как показано на рисунке  внешнюю среду подразделяют на:

- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.

- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Анализ среды прямого  воздействия (микросреды) включает рассмотрение отдельных факторов и их взаимодействия, таких как:

1. Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. Основные виды ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, информационные. Обеспечение материальными ресурсами включает поставки сырья и полуфабрикатов, комплектующих деталей и узлов, оборудования, энергии в соответствии с объемами и структурой потребностей в установленные сроки при выполнении других условий. Обеспечение финансовыми ресурсами включает обоснование объема и структуры необходимых ресурсов, взаимоотношений с инвесторами, финансовыми и коммерческими структурами, бюджетом, частными лицами.

Для современной организации  возрастает значение обеспечения менеджмента  качественной информацией. Это может  быть информация о рынках сбыта, планах конкурентов, приоритетах государственной политики, новых разработках продукции и т.д. Особое место занимает обеспечение организации трудовыми ресурсами, соответствующими ей по количеству, структуре, уровню общей и профессиональной подготовки, возрасту. Наиболее значимым здесь является привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления, а также обучение способных руководителей, в том числе внутри организации.

2. Потребители, люди приобретающие произведенные товары или услуги. В зависимости от объема спроса различают мелких и крупных потребителей. Учет запросов последних необходимое условие успешной деятельности организации. В зависимости от отношения к потребителям можно говорить о различных стратегиях организации: продавать уже производимую продукцию; производить продукцию, в которой нуждается потребитель; формировать своего потребителя, убеждая его в необходимости приобретения продукции, которая будет производиться.

3. Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.

4. Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

5.Государственное воздействие осуществляется через законодательство и деятельность государственных органов. Законодательно регулируются трудовые отношения между работниками и работодателями, налоговые, таможенные отношения, охрана труда, условия производства определенных видов продукции, защита прав потребителей, экологическая нагрузка на окружающую среду и т.д.

Факторы среды косвенного воздействия имеют более сложную  структуру, многоплановый характер. Они в меньшей мере, чем факторы среды прямого воздействия, испытывают влияние организации. Информация о среде косвенного воздействия часто неполная. В условиях усиления воздействия этой среды на конкурентоспособность организации здесь приходится полагаться на субъективные оценки, а не на аналитические данные.

Анализ среды косвенного воздействия, также как и прямого, включает рассмотрение отдельных факторов и их взаимодействия, таких как:

1. Природные факторы, для которых характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

2. Демографические факторы тоже влияют на организацию. Например: снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста.

3. Фактор технология является одновременно внутренней переменной

и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность производства и реализации продуктов, скорость устаревания продукта, на то, как собирают, хранят и распределяют информацию, на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Скорость изменения технологий быстро растет, и эта тенденция сохранится в дальнейшем. Очевидно, что все организации, особенно имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения.

4. Состояние экономики как фактор среды косвенного воздействия включает ряд характеристик. Во-первых, это самые общие характеристики экономической системы - денежная система, валютное положение, отраслевая структура экономики, параметры внутреннего рынка, объем, структура и география экспорта и импорта и т.д. Во-вторых, это анализ общих условий развития предпринимательства: характеристика экономической стабильности, наличие рыночной и технической инфраструктуры, инвестиционный климат, условия формирования новых рыночных субъектов, формы и масштабы государственного регулирования экономики. В-третьих, это конкретное состояние, стадия развития экономики, включая оценку экономической конъюнктуры, уровня и темпов инфляции, фазы экономического цикла.

5. Политические факторы определяют общую политическую ситуацию в стране, уровень ее стабильности, предсказуемости. Высокий уровень политического риска приводит к замедлению научно-технического обновления производства, устареванию структуры, снижению конкурентоспособности национальных предприятий в конкурентной борьбе.

6. Факторы среды косвенного воздействия существенно отличаются в различных странах. Это необходимо учитывать организациям, участвующим в международном бизнесе. Среда действия организаций на международном уровне наиболее сложна. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития в разных странах различны. При осуществлении функций управления руководители должны учитывать эти различия.7

Как уже отмечалось внешняя  среда организации более сложная  и непредсказуемая по сравнению  с внутренней. На внешнюю среду  организация практически не имеет влияния. Современная организация должна быть в состоянии эффективно реагировать, приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечивать выживание и достижение поставленных целей. Для этого менеджмент организации, прежде всего его верхний уровень, должен снижать неопределенность положения организации в окружении, развивать адаптивность ее к изменениям внешней среды, вырабатывать и проводить политику взаимодействия организации с факторами внешней среды. При этом эффективное взаимодействие с окружением предполагает воздействие как на процессы внутри организации, так и на факторы внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что выполнена цель курсовой работы – детально исследована внутренняя и внешняя среда организации. Также стоит сказать, что в  курсовой выполнены задачи исследования, поставленные в начале курсовой работы, а именно: дано определение и изучены  особенности внутренней среды организации;  детально рассмотрены факторы внутренней среды; подробно описана характеристика внешней среды; изучена ее микро- и макросреда.

Подводя итоги, стоит отметить, что как внутренняя, так и внешняя  среда организации являются сложными структурами, включающими в себя множество компонентов таких  как: цели, структуры, задачи, технологии, люди, поставщики ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. Однако все равно внешняя среда организации более сложная, непредсказуемая и изменчивая. Организация практически не может влиять на нее, поэтому ей приходится приспосабливаться к внешней среде. И все же не стоит забывать про сложность внутренней среды, здесь являются практически непредсказуемыми личностные качества персонала.

Все факторы так или  иначе взаимосвязаны между собой, поэтому изменение одного влечет за собой изменение другого.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКО И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Скляренко, В.К.  Экономика предприятия  [Текст]: книга /   В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М.: ИНФРА-М, 2009. — 528 с. 

2. Асаул, А. Н., Организация  предпринимательской деятельности [Текст]:  учеб./ А.Н. Асаул,  М.П.  Войнаренко, П.Ю. Ерофеев. – СПб.: Гуманистика, 2009. - 448с.

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации