Внешняя и внутреняя деяиельность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:12, практическая работа

Описание

Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.
Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами.

Работа состоит из  1 файл

11.docx

— 42.63 Кб (Скачать документ)

1.Социология  как наука

1. Объект, предмет, задачи  и функции социологии.

Социология - учение об обществе.

Объект социологии - современное  общество и информация о нем, полученная другими науками.

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Социальные общности - это  все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами.

Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.

Функции социологии.

1. Познавательная.

2. Прогностическая. 

3. Управленческая.

4. Ценностно-ориентирующая человека.

5. Мировоззренческая. 

2. Уровни социологического  знания.

Большинство социологов различают  три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические  социологические исследования.

3. Социология в системе  гуманитарных наук.

Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.

1. С философией. Это две  самостоятельные науки с основополагающими  принципами понимания мира. По  философии - это единое мировоззрение  с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.

2. С историей. Социология  изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.

3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д.  Социология дает этим наукам  научно-обоснованную теорию о  современном обществе и получает  от них понятия, методы исследования  и результаты, полученные ими. 

 

 

2.Донаучный период развития социологической мысли.

Процесс смыслового развития общественной жизни и общества в целом берет  свое начало у истоков зарождения человеческой жизни. Постепенно общество становилось объектом анализа людей  даже прежде самой личности. В первобытной  стадии зарождения человечества личность практически не выделяла себя из рода, но уже начинала оценивать и размышлять. В дальнейшем представления об обществе углубляются по мере развития самой  личности. Человечество приходит к  вопросу о важности и первостепенности общества и личности в ее индивидуальном своеобразии восприятия и отражения  действительности.

Зарождение примитивных способов ведения трудовой деятельности дает основу для возникновения представления  о социальном равенстве или неравенстве, складывающемся в обществе. В данных представлениях доминировала положительная  оценка уравнительности членов рода и племени. Однако по мере дальнейшего  развития личности и структуры общества все больше складывается мнение о невозможности социального равенства. Это время можно отнести к началу возникновения первых примитивных идей о труде и его роли в жизни человеческого общества.

При анализе этапов развития трудовой деятельности личности на протяжении собственного исторического формирования человека необходимо заметить, что  первый примитивный ручной труд, как  правило, был неотрывно связан с  принадлежностью работника своему хозяину. При феодальном обществе получили распространение ремесленный ручной труд и начальный уровень технологического развития, что давало возможность  проявления элементов творчества и  самостоятельности в работе. Развитие капиталистических отношений с  формированием понятия наемного работника стало возможным только с применением в производстве механизированного труда и ростом производительности.

Феодальный период общественного  развития обозначил ремесленный  труд, труд с применением ручного  инструмента, внедрение новых технологий обработки и производства. При  этом уровень профессионализма ремесленника имел прямую зависимость от уровня сложности предмета обработки. Для  того чтобы стать мастером своего дела, необходимо было овладеть всеми  видами выполняемых операций. Специфика  обучения рабочего-ремесленника учитывала  особенности его труда и, как  правило, полностью исключала теоретические  занятия. Обучение приобретало многолетнюю  форму практического ученичества. Необходимость универсальности  подготовки специалиста-ремесленника приводила к постепенному получению  работником высокой квалификации. Но достигнутый уровень квалификации необходимо рассматривать в сочетании  с низкой общей культурой работника  и отсутствием у него достаточных  теоретических знаний. Качество выполняемой  работы при ремесленном виде производства в первую очередь зависело от самого ремесленника, его таланта и способностей, развитых им долголетней трудовой практикой. Рабочий-ремесленник становился одновременно и заготовщиком сырья, и обработчиком материалов, и продавцом готовой  продукции. Таким образом, работник эпохи феодального строя выступал своеобразным творцом культуры того времени, однако низкий общий уровень  человека и общества не давал возможности  для быстрого роста и развития производственных отношений.

Следующим этапом развития труда стало  зарождение капиталистических отношений  и связанного с ним применения труда наемных работников. Произошли  качественные преобразования в содержании труда. Теперь реализовался основной смысл  технического прогресса ? передача основных и трудоемких операций от работника механизмам и агрегатам. Машинное производство находит все большее применение, появляется потребность в обучении работников управлению технически сложными для того периода времени достижениями науки и техники. От работника все больше требуются начальный уровень профессионального образования и умение овладевать навыками сложного физического труда.

К середине I тысячелетия до н. э. мнение о неизбежности в обществе социального неравенства воплотилось в концептуальные установки. Новые социально-трудовые правила утвердились в восточных мифологических учениях Конфуция, Будды, Заратустры. В дальнейшем эти учения послужили религиозно-этической опорой и рациональным оправданием для поддержания социальной стабильности в только что вышедшем из первобытно-общинного строя человеческом обществе.

В тот же период времени в древнегреческом  обществе новая социальная мысль  стала обозначаться в трудах Аристотеля, Платона, Сократа. Были выявлены два  направления ее дальнейшего развития.

Первое направление ? приоритет общественного интереса и общего труда при различном масштабе общности ? представлено Платоном в его труде «Государство». Второе направление развития социальной мысли возникло благодаря трудам Эпикура и Аристотеля, которые поддерживают идеи приоритета личности и индивидуальности над обществом.

 

 

 

 

 

 

3.Возникновение социологии как науки. О. Конт. Г. Спенсер.

Натурализм: Герберт  Спенсер

Виднейшим представителем натурализма  в социологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который  в созданной им системе синтетической  философии пытался объединить все  теоретические науки того времени. Его взгляды основывались на аналогии между биологическим и социальным организмами. Эволюция, по Спенсеру, - это  интеграция материи, когда из бессвязной однородности возникает социальное целое (общество), но при этом целое  не может и не должно поглощать  отдельную личность. Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ, и даже против любого вмешательства государства в общественную жизнь. Он полагал, что забота о сиротах, больных, нищих и обездоленных противоречит теории естественного отбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабый уступает ему жизненное пространство. Своим анализом понятий общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем и органов общественной жизни Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также основы методики структурно-функционального анализа.

 

Позитивизм: Огюст Конт

Основоположником социологии считается французский философ  О. Конт (1798 - 1857 гг.). Именно он начал  употреблять название «социология» (лат. societas - общество и греч. logos - учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением термина «социология». Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества». Основная идея Конта - отделение «науки» от «метафизики» и теологии Кравченко, А.И. Социология: учебник/Кравченко А.И., Анурин В.Ф. - СПб, 2003.

В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и  строй общества и законы человеческого  существования, а вторая означает изменение  как таковое и его законы. Для  выяснения и понимания деталей  социальной статики и динамики применяется  метод наблюдения, опыта и сравнения.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в  развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную.

На первой стадии человек  понимает природные явления как  результат действия сверхъестественных сил. На второй стадии все явления  объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, сил. На третьей  стадии человек занимается наблюдением  природных явлений и поисками закономерностей между ними. На этой стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.

Трём указанным выше ступеням умственного развития человечества соответствуют три стадии исторического  прогресса. Первая - теологическая (древность  и до XIII в.). Вторая - метафизическая - охватывает XIV - XVIII вв. На третьей, высшей - позитивной стадии, начавшейся в XIX в. наступает расцвет промышленности, науки. На место старой традиционной религии приходит позитивизм как «религия человечества».

Таким образом, О. Конт впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и  возможность познания законов его  развития; определил социологию как  особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Материалистическое учение об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.

 Карл Маркс (1818-1883) родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу детей в рабство и т.п. Поэтому Маркс разработал совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное - стабилизация общества, то для Маркса - его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс был сторонником революционного пути изменения общества, все другие социологи - реформистского. Маркс - основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С. 53

Своеобразный синтез классического  и неклассического типа научности  в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса, Ф Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс  исходили из натуралистических установок  позитивизма, требовавших рассматривать  социальные явления как факты  и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным  для них причинно-следственным объяснением  фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей  его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического  учения об обществе?

1) Одним из важнейших  принципов исторического материализма  является признание закономерности  общественного развития. Ф. Энгельс,  выступая на похоронах К. Маркса, среди главнейших его достижений  отмечал: «Подобно тому, как Дарвин  открыл закон развития органического  мира, Маркс открыл закон развития  человеческой истории». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. - С. 325 Признание  закономерности означает признание  действия в обществе общих,  устойчивых, повторяющихся, существенных  связей и отношений между процессами  и явлениями.

2) Признание закономерности  в материалистической концепции  истории тесно связано с принципом  детерминизма, то есть признанием  существования причинно-следственных  связей и зависимостей. К. Маркс  и Ф. Энгельс считали необходимым  из всего многообразия естественных  структур, связей и отношений  выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является  способ производства материальных  благ, состоящий из производительных  сил и производственных отношений.  Признание причинной обусловленности,  определяющей влияние на общественную  жизнь способа производства, является  другим важнейшим положением  марксистского учения об обществе. В работе «К критике политической  экономии» К. Маркс писал: «Производство  непосредственно материальных средств  к жизни и тем самым каждая  ступень экономики народа и  эпохи образует основу, из которой  развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство  и даже религиозные представления  людей, из которых они поэтому должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. - С. 6

3) Третьим важным принципом  материалистического учения об  обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой «общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. - С. 442 Понятие «формация» К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначались определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов. В марксистском учении об обществе все эти признаки относятся к социальному организму, образованному на основе сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой. Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производственных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.

Информация о работе Внешняя и внутреняя деяиельность организации