Внешняя и внутреняя деяиельность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:12, практическая работа

Описание

Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.
Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами.

Работа состоит из  1 файл

11.docx

— 42.63 Кб (Скачать документ)

К. Маркс и Ф. Энгельс  представляли развитие общества как  поступательный процесс, характеризующийся  последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической. В. И. Ленин, оценивая значение этого учения для обществоведения, писал: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада жизни развивается вследствие роста производительных сил другой, более высокий» (Ленин В. И. ПСС. Т. 6. - С. 55). Поскольку в марксизме речь идет о неизбежности движения общества по этим ступеням развития к высшей формации, критики марксизма указывают на наличие в нем религиозно-философской концепции провиденциализма - то есть учения о предопределенности в развитии человечества. Указывается также на трудности стыковки этой схемы с реальной историей, в том числе и с происходящим в настоящее время отказом народов от «строительства коммунизма». Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Центр, 1997. - С. 27

4) Применение к анализу  общества общенаучного критерия  закономерности и причинной обусловленности  в развитии увязывается в марксизме  с признанием своеобразия развития  общественных процессов. Эта увязка  нашла свое яркое выражение  в концепции развития общества  как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс  столь же закономерен, необходим  и объективен, как и природные  процессы. Он не только зависит  от воли и сознания людей,  но и определяет их волю  и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей.

5) Все вышеизложенное  показывает, что марксистская социология  находится в русле традиционного  типа научности и нацелена  на признание объективности научных  знаний об обществе, но в ней  существует и противоположная  тенденция, которая ориентируется  на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Этот подход трансформировался у В. И. Ленина в принцип партийности. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов. Предлагалась такая логика рассуждений: ученый-обществовед действует в определенных условиях и не может быть свободным от них. Эти условия накладывают соответствующий отпечаток на его исследования. Ученый-обществовед принадлежит к определенной социально-классовой группе, и он не может игнорировать социально-классовые интересы. В обычных случаях (чаще всего, когда он придерживается консервативных убеждений) он отражает интересы того класса, к которому сам принадлежит. В других случаях (когда развивает революционные концепции) он покидает позиции своего класса и выражает классовые интересы передовых общественных сил. Поскольку ученые-обществоведы, стоявшие на марксистских позициях, заявили о том, что они отражают интересы пролетариата, рабочего класса, то, естественно, возникал вопрос, не противоречит ли их такая «ангажированность» провозглашаемому ими же принципу объективности. В работах марксистов это противоречие разрешалось по такой схеме: Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Центр, 1997. - С. 28 поскольку пролетариат является самым передовым, прогрессивным классом, то он выражает запросы и интересы всего человечества (пролетарское совпадает с общечеловеческим), а, следовательно, он заинтересован в объективном анализе общественных процессов. А это означает, что в учении марксизма об обществе партийность совпадает с объективностью. Однако исследователи отмечают, что в результате реализации принципа партийности научные исследования об обществе были крайне идеологизированы. Они носили односторонний, необъективный характер. Результаты и выводы этих исследований попадали в зависимость от интересов правящей в странах «реального социализма» политической элиты, «партийной верхушки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Социологические взгляды Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Социологизм: Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический  предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Наиболее значительные труды Э. Дюркгейма: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и т.д. Им разработаны методология  и методы социологических исследований, которые позволили подвести под  социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладном характере. Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон  о трёх стадиях интеллектуального  и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности  в научном объяснении и замену вопроса "почему" на вопрос "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. К ключевым понятиям Дюркгейма  относится понятие социального  факта. В 1894 году он сформулировал свой основной постулат: «первое и основное правило состоит в том, что  социальные факты нужно рассматривать  как вещи». Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в  их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. По мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их институтами.

Интересны замечания Дюркгейма  по поводу некоторых частных явлений  и феноменов, например, такого, как  самоубийство. Он доказывал, что самоубийство становится скорее социальным, чем  чисто индивидуальным явлением. Дюркгейм определил четыре основных типа самоубийства: альтруистическое, эгоистическое, аномическое и фаталистическое. Его труд "Самоубийство" интересен в первую очередь тем, что Дюркгейм проводит различие между двумя измерениями индивидуального действия на примере самоубийства: одно измерение представляет собой противоположность эгоистического и альтруистического самоубийства, другое - противоположность фаталистического и аномического. Сравнительный анализ четырех типов самоубийства в разных культурах (в частности, католической и протестантской) позволяет Дюркгейму с достаточной эмпирической достоверностью характеризовать тип общества. Так, аномия предстает в качестве характеристики скорее индустриально развитого, нежели традиционного социума.

Также Э. Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения  людей в моменты общественной дезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием  социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином "аномия" (безнормативность). Аномия свидетельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, не способными понять, что есть "хорошо", а что есть "плохо". Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Дюркгейма  стало основой многих современных  социологических теорий и структурно-функционального  анализа. Всё это выразилось у  Дюркгейма в понятии "социологизм". Центральной же социологической  идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где  источником социальной солидарности выступает  разделение труда, обусловливая поведение  индивида принадлежностью его к  одному из двух типов общества - традиционному  или современному.

 

 

 

 

 

«Понимающая социология»: Макс Вебер

Макс Вебер (1864 - 1920) - немецкий социолог, социальный философ, культуролог  и историк. Его можно смело  назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о  профессии как призвании.

Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института  власти; учение о социальной истории  общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института  собственности Добреньков, В.И. Социология. В 3 т. Т.1. Методология и история социологии: учебник/Добреньков В.И., Кравченко А.И. - М., 2000.

Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько  они огромны. В области методологии  одним из самых главных его  достижений является введение идеальных  типов. М. Вебер считал, что главная  цель социологии - сделать максимально  понятным то, что не было таковым  в самой реальности, выявить смысл  того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать  исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был  в самом опыте реальной жизни.

Сам М. Вебер создал много  научных трудов, в том числе: «Протестантская  этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально - научного и социально - политического  познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические  понятия».

Развитие социологических  представлений об обществе все время  шло по нарастающей - от Платона и  Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогащались. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 Соц институт

Социальный институт - это  совокупность лиц и учреждений, снабженными  определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную социальную функцию.

Виды социальных институтов.

Экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д.

Характерные черты социальных институтов.

1. устойчивая организованная  форма деятельности людей. 

2. Каждый социальный институт связан многообразными отношениями (прямые и косвенные, структурные и функциональные) с другими социальными институтами, без которых нормально существовать не может.

3. Социальные институты  упорядочивают поведение людей. 

4. Однажды возникший  социальный институт стремится  себя развивать и работать  на самого себя. С одной стороны  это способствует к стабилизации, а с другой к торможению 

5. Ситуация, когда социальный  институт не справляется со  своей функцией - называется дисфункцией 

 

13. . Семья и брак как социальные институты общества.

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или  усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в  одном доме.

Функции семьи.

Репродуктивность 

Хозяйственно-потребительская 

Воспитательная 

Восстановительная

Социологи и антропологи  сравнивают семейную структуру в  разных обществах по 6 параметрам: форме  семьи, форме брака, образцу распределения  власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу  наследования имущества.

Форма семьи.

Термин "родство" означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относ-ся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 осн-х типа семейной структуры:

Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.

Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников.

Форма брака.

Брак между 1 мужчиной и  несколькими женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и  несколькими мужчинами получил  название полиандрии.

Еще одной формой является групповой брак - между несколькими  мужчинами и несколькими женщинами.

Типы властных структур.

Больш-во семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным.

При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит  жене и матери. Такие системы встречаются  редко.

В последние годы произошел  переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.

Предпочитаемый партнер.

Правила, регулирующие браки  вне определенных групп (например, семей  или кланов), являются правилами  экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп.

Правило выбора местожительства.

В США большинство молодоженов  предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

Родословная и наследование имущества.

Существует 3 типа систем определения  родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской  линии, где основные родственные  связи существуют между отцом, сыном  и внуком. В некоторых случаях  родство определяется по женской  линии. В нашем общ-ве нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной.

14. Становление религия и церкви как социального института

С середины прошлого века в социологии и религиоведении складывается и затем получает большое развитие самостоятельное направление под  названием "социология религии". Исследованию религии как социального  института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные  ученые и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс.

Согласно теории Маркса религия как социальный феномен  представляет собой объективный  фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей  подобно любому другому общественному  институту. Маркс заложил, таким  образом, основу функционального метода исследования религии. Религия, согласно Марксу, больше обусловливаемый общественными  отношениями, нежели обусловливающий  их фактор. Ее общественная функция  заключается в интерпретации, а не продуцирования существующих отношений. Социальная функция религии - функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве.

Информация о работе Внешняя и внутреняя деяиельность организации