Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание

целью данной курсовой работы является обобщение теоретического материала по теме «Внешняя среда организации».
Из поставленной цели вытекают задачи данной работы:
1. Дать понятие внешней среды организации;
2. Рассмотреть основные характеристики внешней среды;
3. Выделить основные факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность организации;

Содержание

Введение 4
1. Общая характеристика внешней среды организации 5
1.1. Понятие внешней среды 5
1.2. Характеристики внешней среды 7
1.3. Влияние внешней среды на формирование управленческих решений в современных условиях 10
2. Внешняя среда прямого воздействия 15
2.1. Поставщики 15
2.2. Законы и государственная власть. 17
2.3. Потребители. 18
2.4. Конкуренты 19
3. Внешняя среда косвенного воздействия 21
3.1. Технология 21
3.2. Состояние экономики 22
3.3. Социокультурные факторы 23
3.4. Политические факторы и отношения с местным населением 25
4. Международная среда 27
4.1. Виды международной экономической деятельности 27
4.2. Тенденции в международной среде. 29
4.3. Факторы международной среды 30
Заключение 33
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

КУРС - внешняя среда организации.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

     Динамизм  внешней среды приводит к возрастанию  ее влияния на деятельность организаций, особенно имеющих международный характер (осуществляющих операции на внешних рынках, включающих зарубежные филиалы и т.д.). Усиливается неравномерность изменений отдельных внутренних переменных организации под воздействием внешней среды.

     Подвижность внешних переменных факторов может по-разному затрагивать разные подразделения организации. Например, подразделения, связанные с научными исследованиями, постоянно сталкиваются с высокой подвижностью внешней среды, отслеживая технологические новшества. Для производственного отдела реакция на внешнюю среду более спокойная. Здесь наблюдается стабильное движение материальных и трудовых ресурсов. Объем и достоверность информации по каждому фактору оказывают влияние на степень определенности внешней среды.

     Для учета сложности и динамичности внешней среды при разработке управленческих решений необходима информация. Однако достоверность такой  информации на момент принятия решения  всегда ограничена. Ограничены и возможности  организации в получении и  уточнении информации для конкретной ситуации. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация о конкретном факторе, и функцией уверенности в этой информации. Под воздействием усложнения внешней среды, ее динамизма, потребность в информации возрастает, а возможность ее получения для конкретной, быстро меняющейся ситуации сокращается. Это приводит к усилению неопределенности внешней среды. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. 

1.3. Влияние внешней среды на формирование управленческих решений в современных условиях  

     Искусство управления проявляет себя особенно ярко и плодотворно, когда под  влиянием изменяющейся среды нарушается монотонная действительность и возникает  проблема принятия нестандартного решения, необходимость разумной и адекватной реакции на перемены.

     В наше время важнейшим, наиболее сложным  и практически непредсказуемым  фактором внешней среды стала  ее политическая составляющая. Сейчас политические факторы общественной жизни России настолько сложны, что не поддаются никаким научно обоснованным методам долгосрочного прогнозирования. Ограниченные возможности применения научных методов и недостаточность информации о сложных экономических и социальных процессах усиливают роль интуитивных, основанных на опыте и искусстве управления методах стратегического анализа ситуации. Несмотря на эти трудности, каждый активный член общества, а тем более руководители предприятий и фирм пытаются определить, насколько стабильно правительство, каковы силы оппозиции и в какие формы может вылиться общественное недовольство.

     Изучение  другой важной составляющей внешней  среды — экономики позволяет  ориентироваться в таких важных хозяйственных показателях, как  действующие нормы налогообложения, темпы инфляции, уровень безработицы, валовой национальный продукт, таможенные пошлины, сырьевые и трудовые ресурсы и т.п. Сомнительные результаты приватизации, конверсии, инвестиционной стратегии заставляют с тревогой ожидать решения по таким проблемам, как частная собственность на землю, реституция, расходные статьи бюджета, экономическая интеграция стран СНГ, финансовые отношения с международными валютными фондами.

     И, наконец, большое влияние на решение  государственных, народно-хозяйственных  проблем управления, как и на стратегическое управление производственными предприятиями, оказывают социальные факторы макроокружения. Анализ динамики этих факторов позволяет определить демографическую структуру общества, систему культурных и этических ценностей, обычаев, отношение к религии, формирование общественного мнения и мировоззрения, отношение к работе и уровень жизни различных слоев общества.

     Все эти составляющие внешней среды  находятся в непрерывном развитии и взаимном воздействии, что требует  системного подхода к их изучению. Например, непродуманное изменение тарифов на энергоснабжение летом 1996 г. вызвало непредсказуемые изменения в экономике и социальной сфере Приморского края и плоть до голодовок и массовых забастовок.

     Разработаны многочисленные методы планирования и долгосрочного прогнозирования, учитывающие влияние на развитие предприятия основных факторов переменной внешней среды.

     Наиболее  простым и распространенным методом  планирования является метод экстраполяции, когда опытным путем и благодаря интуиции специалистов определяются динамика, основная тенденция развития предприятия по важнейшим показателям и составляются эмпирическая модель будущего и система основных целей. В советское время составление плана зачастую сводилось к тому, что вышестоящая организация "спускала" предприятию показатели роста производства в процентах по основным направлениям деятельности и план принимался к безусловному исполнению. Такой способ планирования оправдывает себя только, при стабильности внешней среды, неизменности организационной структуры управления и на короткие плановые периоды.

     Метод экспертных оценок основывается на заключениях и прогнозах опытных, авторитетных специалистов. Единая плановая позиция обсуждается и обобщается на специальных совещаниях и утверждается руководителем предприятия или советом директории. Различные методы экономико-математического моделирования позволяют на основе алгоритмизации и программирования данных экстраполяции, экспертных оценок и учета важнейших переменных факторов провести по заданным критериям оптимальности и имеющейся системе ограничений многовариантный анализ ситуации и предложить для реализации наилучший вариант плана. Научная обоснованность и оптимальность этого метода планирования очевидны, а имеющаяся на подавляющем большинстве предприятий современная компьютерная техника и программное обеспечение создают необходимые предпосылки для широкого применения методов экономико-математического моделирования.

     На  состояние активности предпринимательской  деятельности оказывают воздействие как регуляторы рынка — свобода предпринимательства, конкуренция, факторы развития рынка, так и многие другие факторы, относящиеся к механизму регулирования предпринимательской деятельности, которые либо способствуют, либо препятствуют созданию благоприятного климата.

     К числу факторов, способствующих созданию благоприятного предпринимательского климата, обычно относят:

  • стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;
  • льготный налоговый режим, обеспечивающий стимулы для открытия новых предприятий или расширения уже существующих;
  • меры,  содействующие притоку  в сферу бизнеса финансовых средств;
  • создание инновационных и внедренческих центров, финансируемых как государством, так и частным бизнесом;
  • наличие развитой сети специализированных фирм, предоставляющих финансовую помощь предпринимателям;
  • организация консультативных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы, курсов и школ подготовки предпринимателей;
  • наличие эффективной системы защиты интеллектуальной собственности не только на изобретения, но и на новаторские идеи, ноу-хау, методы деловой активности;
  • упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности со стороны государственных органов (сокращение форм отчетности, облегчение правил регистрации компаний);
  • повышение качества рабочей силы   (образование,  квалификация);
  • обеспеченность информационной технологией, средствами коммуникаций;
  • распространение таких социально-психологических ориентиров, как достижение успеха, личная и групповая ответственность;
  • свобода творчества.

     Считается, что отрицательное воздействие  на развитие предпринимательской деятельности оказывают следующие факторы:

  • высокие налоговые ставки;
  • недостаточно высокий уровень субсидирования исследований;
  • низкая норма накопления и размер инвестиций;
  • чрезмерное государственное регулирование;
  • инфляция;
  • жесткое антитрестовское законодательство;
  • чрезмерное количество требуемых документов государственными органами управления;
  • высокие правительственные расходы,  в том числе на оборону;
  • низкая  производительность труда в правительственном аппарате;
  • рост цен на энергоресурсы;
  • дефицит материальных  ресурсов;
  • протекционизм;
  • субсидии неэффективным предприятиям;
  • высокие расходы на содержание государственного аппарата;
  • низкий уровень образования;
  • враждебное отношение к частному сектору;
  • рост доли сферы услуг;
  • высокий уровень преступности;
  • изменение моральных ценностей;'
  • рост индивидуализма;
  • психология исключительности.

     С прагматичных позиций управления современным  предприятием влияние внешней среды необходимо учитывать для определения воздействия перемен в обществе на стратегию развития фирмы, для выявления опасных или благотворных перемен с внесением соответствующих корректив в производственные планы. Постоянное изучение динамики внешней среды позволяет предприятию не только предотвратить воздействие угрожающих тенденций, но и извлечь из ситуации выгодные возможности.

 

2. Внешняя среда прямого воздействия 
 

2.1. Поставщики 

     В среду прямого воздействия на организацию входят поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты (Рис. 3).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

Рис. 3. Среда прямого  воздействия 

     С позиций системного подхода организация  — это механизм преобразования «входов» в «выходы». Основные разновидности входов — рабочая сила, материалы, оборудование, энергия, капитал. Зависимость между организацией и поставщиками, обеспечивающими ввод указанных ресурсов, — это яркий пример прямого воздействия среды на операции организации. Изменчивость качества и цен ресурсов создает проблемы для организации.

     Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. Примерами могут  быть машиностроительные, торговые предприятия. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать  большие трудности для таких организаций. Японцев считают создателями методов ограничения запасов, при котором предприятиям необходимо для следующего этапа производственного процесса материалы и детали доставлять по принципу «точно в срок». Такая система снабжения требует тесного взаимодействия производителя с поставщиками. Нередко предпочитают поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов. Это неэффективно, так как запасы связывают денежные средства.

     Для роста и процветания предприятию  нужны «поставщики» капитала. К потенциальным инвесторам относятся, например, банки, инвестиционные и кредитные программы федерального правительства и местных властей, акционеры, частные лица, покупающие облигации акционерных обществ.

     Адекватное  обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей. Люди, способные эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, — главный ресурс, обеспечивающий эффективность и результативность организации. Основной заботой современной организации стали отбор и поддержка талантливых менеджеров. Руководители успешно действующих предприятий считают привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена, обучение способных руководителей даже более важным, чем получение прибыли, привлечение потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам.

     Для современной организации возрастает значение обеспечения менеджмента  качественной информацией. Это может  быть информация о рынках сбыта, планах конкурентов, приоритетах государственной политики, новых разработках продукции и т.д. 
 
 
 

2.2. Законы и государственная власть. 

     Государство оказывает влияние на организацию:

     • через налоговую систему.

     • государственную собственность и бюджет:

     • законодательные акты.

     Каждая  организация имеет определенный правовой статус, являясь частным  предприятием, хозяйственным товариществом  или некоммерческой организацией, и  именно это определяет, как организация  может вести свои дела и какие  налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и изменчивостью. В Российской Федерации принимается множество законов, непосредственно влияющих на организации, регулирующих их деятельность. Сюда относится множество законов и положений о безопасности и охране здоровья, защите окружающей среды, защите интересов потребителя, об оплате, финансовой защите и много других.

     Организации обязаны соблюдать не только федеральные  и региональные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих  сферах своей компетенции, а также  вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. Министерства и ведомства правительства, центральный банк, департаменты, управления и отделы местных органов власти занимаются контролем, лицензированием деятельности по различным направлениям.

Информация о работе Внешняя среда организации