Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 14:04, курсовая работа
целью данной курсовой работы является обобщение теоретического материала по теме «Внешняя среда организации».
Из поставленной цели вытекают задачи данной работы:
1. Дать понятие внешней среды организации;
2. Рассмотреть основные характеристики внешней среды;
3. Выделить основные факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность организации;
Введение 4
1. Общая характеристика внешней среды организации 5
1.1. Понятие внешней среды 5
1.2. Характеристики внешней среды 7
1.3. Влияние внешней среды на формирование управленческих решений в современных условиях 10
2. Внешняя среда прямого воздействия 15
2.1. Поставщики 15
2.2. Законы и государственная власть. 17
2.3. Потребители. 18
2.4. Конкуренты 19
3. Внешняя среда косвенного воздействия 21
3.1. Технология 21
3.2. Состояние экономики 22
3.3. Социокультурные факторы 23
3.4. Политические факторы и отношения с местным населением 25
4. Международная среда 27
4.1. Виды международной экономической деятельности 27
4.2. Тенденции в международной среде. 29
4.3. Факторы международной среды 30
Заключение 33
Список литературы 34
Дополнительно усложняют дело регулирующие решения субъектов Российской Федерации и местных органов власти. Каждый субъект, каждое муниципальное образование требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, устанавливают или участвуют в установлении цен в энергетике, системах связи. Их законы изменяют или усиливают федеральные нормы.
Вследствие
этого организации сталкиваются со
сложной системой юридических норм. Поэтому
задача организации, заключающаяся в поиске
и нахождении своего потребителя, находится
в рамках многих ограничений.
2.3.
Потребители.
Бизнес невозможен без потребителя, диктующего, какие товары и услуги для него необходимы и по какой цене, т. е. он определяет конечные результаты деятельности организации. Поэтому влияние потребителей на повышение эффективности работы и использования таких внутренних переменных, как материалы и трудовые ресурсы, огромно.
Многие экономисты согласны с известным теоретиком менеджмента П. Друкером, которой считает, что подлинная цель предпринимательской деятельности — создавать потребителя. Существование организации зависит от ее способности находить потребителя и удовлетворять его запросы.
Чтобы определить, какой товар будет пользоваться наибольшим спросом, в каком объеме его выпускать, место сбыта товара, необходимо изучить покупателей. Профиль покупателей складывается из следующих характеристик:
При анализе потребителя необходимо изучить его торговую силу, которая складывается из следующих факторов:
В результате взаимодействия организации с поставщиками и потребителями формируется система хозяйственных связей - одна из важнейших характеристик среды прямого воздействия.
Другая
характеристика - это состояние
рыночной среды. Здесь прежде всего
определяется характер среды - монополия
(чистая, естественная), олигополия или
монополистическая конкуренция.
2.4.
Конкуренты
Конкуренты представляют собой важнейший внешний фактор. Во многих случаях не потребители определяют необходимый рынку продукт или услугу, а конкуренты. Если не удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как и конкуренты, то предприятие просуществует недолго. Если конкуренты вводят новшества, то это требует еще более совершенных нововведений и превращения своей организации в эффективную. Недооценка конкурирующей стороны в области совершенствования продукта или услуги может обернуться большими потерями прибыли.
Предприятия ведут конкурентную борьбу за рынки сбыта, трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.
В современном мире взаимоотношения с конкурентами все чаще приобретают характер кооперации. Например, в 1979 г. американская компания «Дженерал Моторс» дала огромный кредит своему старому конкуренту корпорации «Крайслер». «Дженерал Моторс» помогла «Крайслеру» помешать иностранным автомобилестроителям добиться больших успехов на американском рынке. Если бы компания «Крайслер» разорилась, какая-нибудь иностранная компания могла бы взять под контроль ее развитую сбытовую сеть и тем самым обеспечить себе ускоренное развитие.
Все
факторы прямого воздействия влияют
на внутренние переменные, вызывая их
реакцию.
3. Внешняя среда
косвенного воздействия
3.1.
Технология
Факторы среды косвенного воздействия имеют более сложную структуру, многоплановый характер (рис. 4). Они не так заметно влияют на организацию, как факторы прямого воздействия. Информация о среде косвенного воздействия часто неполная. В условиях усиления воздействия этой среды на конкурентоспособность организации здесь приходится полагаться на субъективные оценки, а не на аналитические данные, руководство вынуждено делать предположения и допущения об их возможных последствиях для организации.
Рис. 4.
Среда косвенного воздействия
Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Научно-технический прогресс влияет:
Организациям для сохранения своей конкурентоспособности необходимо быстро реагировать на новые разработки и самим предлагать нововведения.
Скорость изменения технологий быстро растет, и эта тенденция сохранится в дальнейшем. Одна из причин этого явления состоит в том, что в наше время на земле живет больше ученых, чем их было в мире за всю историю цивилизации. Некоторые недавние крупные нововведения, которые глубоко затронули организации и общество, — это компьютерная, лазерная, микроволновая, полу проводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия, всеобщая миниатюризация, которая быстро развивается.
Очевидно,
что все организации, особенно имеющие
дело непосредственно с технологией
высокого уровня, наукоемкие предприятия,
должны быть в состоянии быстро реагировать
на новые разработки и сами предлагать
нововведения.
3.2.
Состояние экономики
Состояние экономики как фактор среды косвенного воздействия включает ряд характеристик.
Во-первых, это самые общие характеристики экономической системы - численность населения, наличие и использование ресурсов, тип государственного устройства, денежная система, валютное положение, отраслевая структура экономики, параметры внутреннего рынка, объем, структура и география экспорта и импорта и т.д.
Во-вторых, это анализ общих условий развития предпринимательства: характеристика экономической стабильности, наличие рыночной и технической инфраструктуры, законодательная база, инвестиционный климат, условия формирования новых рыночных субъектов, формы и масштабы государственного регулирования экономики.
В-третьих, это конкретное состояние, стадия развития экономики, включая оценку экономической конъюнктуры, уровня и темпов инфляции, фазы экономического цикла.
Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить увеличить займы, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов.
Состояние
экономики может значительно повлиять
на возможности получения организацией
капитала для своих нужд. Это в основном
обусловлено тем, что правительство часто
пытается сгладить последствия ухудшения
экономической обстановки, регулируя
налоги, центральный банк регулирует денежную
массу и ставку процента. Если этот банк
ужесточает условия получения кредита
и повышает ставки процента, коммерческие
банки должны сделать то же самое. В результате
становится труднее получить займы и обходятся
они организации дороже. Подобным образом,
снижение налогов увеличивает массу денег,
которые люди могут потратить на цели
не первой необходимости, что расширяет
сбыт товаров и услуг.
3.3.
Социокультурные факторы
Социокультурные факторы включают в себя:
Социокультурные факторы также влияют на организацию, т.к. данная группа факторов оказывает влияние.
Например, дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными в одних странах, в других же странах подобная практика считается нормальной, и широко используется предприятиями. Исследования показывают, что установки, жизненные ценности и традиции людей со временем изменяются.
Изменение
установок непосредственно
3.4.
Политические факторы
и отношения с местным
населением
Политические факторы имеют для руководителей особое значение. Один из них — настроение органов власти и управления, судебных органов в отношении предпринимательства. Другой элемент политической обстановки — это группы интересов и лоббисты. Все учреждения государственного регулирования являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений. Некоторые группы, например, объединение «солдатских матерей» выражают интересы не предприятий, а отдельных людей.
Действия
правительства могут
Организация должна знать базовые характеристики политической системы: