Внешняя среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 23:02, курсовая работа

Описание

При переходе к рыночным отношениям, прибыли предприятия в значительной степени определяются его внешней средой. Поэтому необходимы знания этой среды, и умения реагировать на ее изменения и воздействия на внутренние структуры предприятия.
Само предприятие, как открытая система, зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а так же потребителя. Поэтому предприятие вынуждено приспосабливаться к этой среде, что бы выжить и сохранить конкурентоспособность.

Содержание

Введение
1. Характеристика внешней среды
Взаимосвязанность внешней среды
Сложность внешней среды
Подвижность среды
Неопределенность внешней среды
2. Среда прямого и косвенного воздействия
Среда прямого воздействия
Поставщики
Предприятие и государство
Потребители
Конкуренты
Среда косвенного воздействия
Технология
Состояние экономики
Социально-культурные факторы
Политические факторы
Отношение с местным населением
3. Характеристика факторов внешней среды СПК «Выбор»
Выводы
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Мененджмент АПК).doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет предпринимательства и управления

Кафедра управления сельскохозяйственным производством

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: «ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ»

 

по дисциплине: «Менеджмент на предприятиях АПК » 
 
 
 
 
 

Студент 5 курса 6эи группы БОНДАРЦОВ М.А. 

Руководитель  доцент КАЗАКЕВИЧ Л.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2001 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Характеристика  внешней среды
    1. Взаимосвязанность внешней среды
    2. Сложность внешней среды
    3. Подвижность среды
    4. Неопределенность внешней среды
  2. Среда прямого и косвенного воздействия
    1. Среда прямого воздействия
      1. Поставщики
      2. Предприятие и государство
      3. Потребители
      4. Конкуренты
    2. Среда косвенного воздействия
      1. Технология
      2. Состояние экономики
      3. Социально-культурные факторы
      4. Политические факторы
      5. Отношение с местным населением
  3. Характеристика факторов внешней среды СПК «Выбор»

Выводы

Литература 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     При переходе к рыночным отношениям, прибыли  предприятия в значительной степени определяются его внешней средой. Поэтому необходимы знания этой среды, и умения реагировать на ее изменения и воздействия на внутренние структуры предприятия.

     Само  предприятие, как открытая система, зависит от внешней среды в  отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а так же потребителя. Поэтому предприятие вынуждено приспосабливаться к этой среде, что бы выжить и сохранить конкурентоспособность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
 
 

     1.1. Взаимосвязанность  факторов внешней  среды.

     Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обуславливать изменение других. Поэтому рассмотрение факторов внешней среды не может производиться изолированно, а только во взаимосвязи с другими и с учетом динамики их изменения. 

     1.2. Сложность внешней  среды.

     Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать.

     Если  говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена  реагировать, то если на нее давят  государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп  влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, допустим организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии конкурентов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. 

     1.3. Подвижность среды.

     Подвижность среды – это скорость, с которой  происходят изменения в окружении  организации. Многие исследователи  утверждают, что окружение современных  организаций изменяется с нарастающей скоростью.

     Быстрые изменения происходят в авиационно-космической  промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций.

     Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации  и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решения более трудным процессом.  

     1.4. Неопределенность  внешней среды.

     Неопределенность  внешней среды является функцией количества информации, которой располагает  организация (лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределенней внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. 
 
 
 

  1. СРЕДА ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
 

     2.1. Среда прямого  воздействия.

     При рассмотрении влияния внешнего окружения  на организацию важно понимать, что  характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязи, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов. 

     2.1.1.Поставщики.

     С точки зрения системного подхода  организация – это механизм преобразования входов и выходов. Основные разновидности  входов – это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельность предприятия. Получение ресурсов из других стран может выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебание валютных курсов или политической нестабильности.

     В некоторых случаях все организации определенного региона ведут дела с одним или практически с одним поставщиком. Поэтому все они попадают в равную зависимость от действий поставщика. Хороший пример этому – обеспечение энергией. Все организации получают энергию по ценам, установленным государством, и редко могут найти альтернативного поставщика, даже если организация считает, что текущее энергообеспечение неадекватно или слишком дорого обходится. Такие изменения, как повышение цен поставщиком, подействует на организацию в той мере, как она расходует энергию. 

     Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного потока материалов. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для организаций.

     Фирмы, для которых материалы – входы, считают, что то, что необходимо для следующего этапа производственного процесса должно доставляться по принципу «точно в срок». Такая система требует тесного взаимодействия производителя с высшей степени связанными поставщиками. Если делать запасы материалов, то это вызовет дополнительные затраты на хранение. Эта зависимость между деньгами и поставками исходных материалов хорошо иллюстрирует взаимосвязанность переменных. 

     Капитал. Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитал. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Как правило, чем лучше дела у кампании, тем выше ее возможность договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств. 

     Трудовые  ресурсы. Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, т.е. для эффективности организации как таковой. Без людей, способных использовать сложную технологию, капитал, и материалы все перечисленное имеет мало проку. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером служит практически каждый сектор компьютерной промышленности, и особенно это относится к фирмам, нуждающимся в высококвалифицированных техниках, опытных программистах и разработчиках систем.

     Основной  заботой современной организации  стали отбор и поддержка талантливых менеджеров. Поддержка талантливых управляющих – это зачастую проблема переговоров с глазу на глаз с кандидатами на должность, которым предлагается достаточно высокая заработная плата и льготы. По большей части организации стараются также решать проблемы обеспечения нужными трудовыми ресурсами путем обучения и поддержки собственных сотрудников.

     Подписывая  договор с профсоюзом, фирма по сути дела, договаривается с поставщиком  рабочей силы. Распространение профсоюзов – еще одно подтверждение необходимости принимать в расчет внешние факторы при решении внутренних вопросов. 

     2.1.2. Предприятие и  государство

       Государство определяет правовые  нормы функционирования предприятия.  Оно является важнейшим элементом  внешней среды.

     По  существу предприятие находится в определенной законодательной среде на данный момент времени. Состояние законодательства часто характеризуется не толь его сложностью, но и подвижностью, а иногда и неопределенностью. Предприятие обязано соблюдать не только федеральные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетентности, а также вводят собственные требования. Государственные органы – это, как правило, бесприбыльные бюджетные организации, реализующие функции управления страной и регулирование экономики на различных уровнях – от федерального до местного.

     В любом государстве действует  множество законодательных и  нормативных актов, инструкций, положений  и т.п. Проводя свою политику в области экономики, государство определенным образом влияет на деятельность предприятия.

     Так, например, каждое предприятие имеет  определенный правовой статус, установленный  хозяйственным законодательством. В РФ таковым базовым является Гражданский Кодекс (ГК) Российской Федерации и ряд других.

     Правовой  статус определяет: как данное предприятие  может вести свои дела, какие, и  в какой период налоги должно платить  и т.д. 

     Антимонопольное регулирование и развитие цивилизованных рыночных отношений среди конкурентов также регулируется государством. Существует система антимонопольного законодательства, устанавливающая определенные ограничения на давление конкуренции на слабые, вновь созданные предприятия, на объединение предприятий с целью курирования цен отдельных видов продукции, сырья.

Информация о работе Внешняя среда предприятия