Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:44, курсовая работа
Цель работы заключается в подробном описании элементов внутренней среды. Задачами являются выделение наиболее важных факторов внутренней среды, их описание с учетом взаимосвязей и рассмотрение организации «Газпром» с позиции каждой внутренней переменной.
Объектом исследования является организация, а в частности ее внутренняя среда. Внутренние переменные и их взаимосвязь являются предметами исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Переменные внутренней среды организации 5
1.1 Общая характеристика 5
1.2 Цели 5
1.3 Структура 8
1.4 Задачи 13
1.5 Технологии 13
1.6 Люди 18
1.7 Взаимосвязь факторов внутренней среды 22
2 Анализ внутренних факторов на примере компании «Газпром» 24
2.1 Краткая информация об организации 24
2.2 Миссия. Цели. Видение 24
2.3 Тип организационной структуры 26
2.4 Номенклатура позиции 28
2.5 Технологические приоритеты 30
2.6 Кадровая политика 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
- рутинные технологии обусловлены применением стандартизации, максимально эффективной специализацией работы и присутствием работников отвечающих за частичный труд. Производство характеризуется монотонностью и однозадачностью, Полностью отсутствует возможность существования нетипичных задач и новшеств.
Такие технологии предусматривают высокую производительность, но к недостаткам относятся отсутствие гибкости, низкую степень активности неформальных групп, относительную зависимость организации от условий внешней среды.
-
Инженерные технологии
Такие технологии подвержены формализации происходящих изменений в процессе труда, проработке всех исключений, составлением многоуровневых цепочек задач и алгоритмов, учитывающих все возможные изменения в содержании операций и рабочих мест.
-
нерутинные технологии
Такие технологии крайне рискованны и непредсказуемы и их применение в большинстве случаев оправданно в период формирования и адаптации организации или же в случае производства включающего в себя постоянный поиск новых алгоритмов, цепочек, методов взаимодействия.
Стоит отметить так же то, что ни один тип технологии не может считаться лучшим по сравнению с другими в силу соответствия каждого типа определенному виду деятельности. Каждый тип имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. В таком случае выбор технологи обуславливается, прежде всего целями и задачами стоящими перед организаций.
1.6 Люди
Люди и персонал являются одним из центральных факторов внутренней среды организации, которая в свою очередь является их объединением. Все остальные факторы определяются именно людьми, отсюда следует, что именно этот фактор ключевой. Персонал определяется как совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.
Можно выделить три аспекта данного фактора: индивидуальное поведение, поведение в группах, поведение руководителя и его влияние на отдельных индивидов и групп.
Первый аспект характеризируется индивидуальными способностями, склонностями, убеждениями, мировоззрением, верой, демографическими составляющими, культурными особенностями, потребностями, производительностью.
Групповое поведение
Поведение руководителя является многосоставляющим аспектом. Руководитель может быть рассмотрен и как индивид, и как член группа, и как сотрудник, действующий по правилам управленческой технологии.
По способностям люди могут быть охарактеризованы наиболее наглядно. Человек, выполняющий определенную работу продолжительное время, будет наиболее способен, чем новичок в этом деле. Способности определяются, как и интеллектуальными и физическими составляющими, так и опытом в освоении данной способности. Использование данного фактора определяется специализацией. Организации логически обоснованно поручают соответствующую работу сотрудникам, которые имеют способности к ее выполнению лучше остальных. Способности являются изменяемыми характеристиками.
Фактором тесно связанным со способностью является одаренность. Представляет собой результат взаимосвязи врожденных качеств и приобретенного опыта. Предрасположенность способствует получению способностей в определенной сфере при этом уменьшая затраты и увеличивая положительный эффект от обучения. Исходя из этого, возникает потребность правильно оценивать предрасположенность к деятельности перед обучением сотрудника.
Следующей
составляющей поведения сотрудника
является потребность. Потребность
есть ощущение нужды, в чем-либо и
недостаточности этого. Значительный
вклад в классификацию
Так же выделяют 6 потребность – потребность во власти. Она может долгое время не проявляться пока все базисные потребности не будут удовлетворены. Из всего выше сказанного следует, что организация должна стремиться создавать такие потребности, удовлетворение которых отвечало бы ее целям.
Исходя из прошлого опыта, люди формируют ожидания, которые следует вслед за какими-либо действиями. Оценивая настоящую ситуации они приходят к выводу о реальности свершения действия. Ожидания тем самым оказывают влияние на их поведение. Отсюда следует, что поведение реализуемое сотрудниками напрямую зависит от ожиданий, что данное поведение будет удовлетворять цели организации, и при отсутствии данного ожидания работники будут работать не эффективно.
Понятие восприятие тесно связанно с ожиданиями. Восприятие есть совокупность индивидуальных стимулов возникающих от ощущений. Оно определяет «реальность» для каждого человека и никогда не повторяется у разных индивидов. Окружающая среда и ситуации воспринимаются нами не так, как они есть, а так как мы осознаем их. Различия в данном факторе у индивидов могу сильно варьироваться. На основе восприятия человек определяет свои потребности и ожидания в различных контекстах и ситуациях, при этом происходящие будет влиять на него только в той мере, в какой его восприятие позволяет это.
Рисунок
3 - Пирамида потребностей А. Маслоу [6,
57]
Отношение к чему-либо есть степень неприязни или любви к этому объекту действующее на основе социальных установок. Оно влияет на наше восприятие, тем самым формулируя наше восприятие. Примером является стереотипы и предубеждения. Установки могут усиливаться или ослабевать в зависимости от окружающих людей.
Схожим понятием является ценности. Но ценность отображает общие убеждения по поводу более глобальных вопросов. Она дает человеку возможность различия элементов окружающей среды на хорошие или плохие составляющие и ранжирования по различным аспектам начиная от важности заканчивая качеством. Ценности усваивается людьми посредством процесса обучение как и многие другие личностные характеристики. В организациях так же существует система ценностей, как и в любом другом сообществе, которая во многом определяется руководством и значительно влияет на цели и стратегию организации.
Все
вышеперечисленные аспекты
Еще одним фактором, влияющим на поведение, является группа, в которой человек осуществляет данное поведение. Члены таких групп разделяют ценности, установки, ожидания. Человеку свойственно отождествлять себя с группой и корректировать свое поведение в соответствии с нормами принятыми в группе. Следовательно, группа может способствовать реализации целей организации посредством норм, а так же и противодействовать.
Лидерство – понятие, которое тесно связанно с управлением персоналом. Лидерство есть инструмент, с помощью которого руководитель способен влиять на поведение сотрудников. Стиль лидерства во многом определяется совокупностью таких факторов как ценностями, установками, нормами поведения, самооценкой, типом личностью руководителя. При этом его эффективность напрямую зависит от сложившейся ситуации со всеми ее составляющими, такими как характер выполняемой работы, характеристики подчиненных, окружающая среда и т. д. Таким образом, степень эффективности стиля определяет насколько точно и правильно, руководитель сможет направить сотрудников на достижение целей организации.
Инструментом
корректировки поведения
1.7 Взаимосвязь
факторов внутренней среды
Все ранее высказанное отображает лишь наиболее значимые факторы внутренней среды. Важно осознавать, что данные переменные невозможно рассматривать независимо друг от друга и изменение одного фактора неизбежно ведет к изменению других и его влияние может превысить ожидания. Для отображения связей переменных внутренней среды используют системную модель (см. рисунок 4)
Организация это не только объединение людей, но и открытая система, поэтому рассмотрение взаимосвязи внутренних факторов невозможно без учета внешней среды. Поэтому данную взаимосвязь можно представить в виде социотехнической подсистемы, что обусловлено социальным элементом, людьми, и остальными техническими компонентами, остальные факторы.
Стоит
так же учитывать пределы роста.
Изменение каждого фактора
Следующее
явление, на которое следует обратить
внимание, это ситуации подмены проблемы.
Данное явление возникает, когда устраняются
лишь симптомы, а не сам корень проблемы.
«Глубинная проблема порождает требующие
внимания симптомы. Но непосредственно
заниматься этой проблемой бывает трудно
— либо мало что ясно, либо слишком накладно.»
[22, 119] Тем самым возникает периодичность
кризиса. Решением данной проблемы является
более глубинный анализ проблемы, предполагающий,
что результат после принятия решения
проявиться не сразу. Примером может являться
ухудшение отношений в коллективе,
после расширения штата сотрудников отдела.
Обычно в данном случае принимаются меры
по построению команды и дружеских отношений,
такие как, тимбилдинг, корпоративные
праздники, семинары и так далее. Но истинная
проблема заключается в том, что в связи
с увеличением сотрудников заказов приходящихся
на человека стало меньше, так как уровень
спроса не изменился. Отсюда следует, что
работники начнут конкурировать между
собой за каждого клиента и соответственно
их взаимоотношения начнут портиться.