Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:44, курсовая работа
Цель работы заключается в подробном описании элементов внутренней среды. Задачами являются выделение наиболее важных факторов внутренней среды, их описание с учетом взаимосвязей и рассмотрение организации «Газпром» с позиции каждой внутренней переменной.
Объектом исследования является организация, а в частности ее внутренняя среда. Внутренние переменные и их взаимосвязь являются предметами исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Переменные внутренней среды организации 5
1.1 Общая характеристика 5
1.2 Цели 5
1.3 Структура 8
1.4 Задачи 13
1.5 Технологии 13
1.6 Люди 18
1.7 Взаимосвязь факторов внутренней среды 22
2 Анализ внутренних факторов на примере компании «Газпром» 24
2.1 Краткая информация об организации 24
2.2 Миссия. Цели. Видение 24
2.3 Тип организационной структуры 26
2.4 Номенклатура позиции 28
2.5 Технологические приоритеты 30
2.6 Кадровая политика 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Рисунок
4 - Системная модель факторов внутренней
среды
2 Анализ
внутренних факторов на
2.1 Краткая
информация об организации
ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» — 50,002%. Первые газовые фонари зажглись в России на Аптекарском острове Санкт-Петербурга в 1819 г. История «большого газа» в Советском Союзе началась в 1946 г. с пуском в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов — Москва». В 1989 г. на основе Министерства газовой промышленности СССР был образован Государственный газовый концерн «Газпром». На его базе в 1993 г. создано Российское акционерное общество «Газпром», переименованное в 1998 г. в Открытое акционерное общество «Газпром».
Компания «Газпром» является:
2.2 Миссия. Цели. Видение
Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.
Цели компании заключается в следующих пунктах:
— повышение эффективности во всех звеньях производственной цепочки от добычи до сбыта природного газа, нефти и продуктов переработки;
— расширение и диверсификация деятельности (новые рынки, транспортные маршруты, продукты) за счет проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;
—
совершенствование
— расширение транспортных мощностей и диверсификацию маршрутов транспортировки газа
- диверсификация рисков тарифного регулирования, оптимизация топливного баланса и достижение синергетического эффекта от совмещения газового и электроэнергетического видов бизнеса;
-
инновационная деятельность «
За
видение можно принять слова
председателя правления Миллера
К. А. : «„Газпром” станет „гарантирующим
поставщиком” в глобальном масштабе»
2.3 Тип
организационной структуры
По типу организационной структуры ОАО «Газпром» относиться к функциональной структуре (см. рис 5) . Существует множество департаментов отвечающие за определенные функции.
Но при этом стоит отметить, что основные виды деятельности реализуются в рамках группы компаний «Газпром». В Группу «Газпром» как вертикально интегрированную энергетическую компанию входят головная компания – ОАО «Газпром» – и ее дочерние общества, осуществляющие добычу, транспортировку, переработку и реализацию газа, нефти и других углеводородов, подземное хранение газа, а также иные виды деятельности, включая технический контроль трубопроводных систем, бурение нефтяных и газовых скважин, поставку оборудования, производство тепло- и электроэнергии, НИОКР, обработку информации и предоставление банковских услуг.
ОАО
«Газпром» как вертикально
Высшим
органом управления открытого акционерного
общества «Газпром» является общее собрание
акционеров, которое проводится ежегодно.
Проводимые помимо годового общие собрания
акционеров являются внеочередными.
Рисунок
5 – Организационная структура
компании ОАО «Газпром»
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Члены совета директоров общества избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров.
Председатель правления , единоличный исполнительный орган, и правление ,коллегиальный исполнительный орган, осуществляют руководство текущей деятельностью общества. Они организуют выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров и подотчетны им.
Структурные подразделения:
«— Департамент автоматизации систем управления технологическими процессами
— Департамент бухгалтерского учета
—
Департамент
— Департамент внутреннего аудита и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью дочерних обществ и организаций
— Департамент инвестиций и строительства
— Департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов
— Департамент по добыче газа, газового конденсата, нефти
— Департамент по информационной политике
— Департамент по работе с регионами Российской Федерации
— Департамент по транспортировке, подземному хранению и использованию газа
— Департамент по управлению имуществом и корпоративным отношениям
— Департамент по управлению делами
— Департамент по управлению персоналом
—
Департамент стратегического
—
Департамент экономической
—
Финансово-экономический
—
Центральный производственно-
—
Юридический департамент» [ 31 ]
2.4 Номенклатура
позиции
Масштабность компании не позволяет описать задачи каждого сотрудника, поэтому в данной работе мы будем рассматривать номенклатуру одной из множества позиций организации. Тем самым, возможно предположить какие задачи стоят перед сотрудником данной позиции.
«Категория должности: старший менеджер/супервайзер
Функциональная
область: IT/Информационное обеспечение/Телекоммуникации/
Функциональные обязанности:
1.
Формирование и внедрение
2. Курирование процесса реализации портфеля проектов;
3.
Разработка нормативно-
Требуемые компетенции специалиста:
1.
Опыт работы в качестве
2. Наличие реализованных проектов;
3.
Опыт развёртывания и
4.
Знание основных методологий
в области проектного
5.
Опыт использования инструментария (IBM
RationalRose/BPWin/ERWin/ARIS/
6. Понимание процессного подхода;
7.
Умение четко формулировать
8. Развитые навыки коммуникации и построения отношений;
9.
Умение выделять, систематизировать
и описывать требования к
10. Английский язык на уровне чтения технической документации.
11. Опыт работы с ГОСТ-34, ГОСТ-19
12. Умение работать в команде, интерес к делу, способность к самообучению, опыт работы в газовой промышленности, увлечение Computer Science, Software Development» [32]
Как
видно из номенклатуры, менеджер не только
должен соответствовать стандартному
представлению управленца, но и иметь
достаточный опыт в других сферах(IT, газовая
отрасль). Серьезные требования технической
части, делают данную позицию доступной
не для всех. Можно отметить, что такие
специалисты встречаются редко. Сочетание
такого опыта из разных отраслей слишком
нестандартно для реалий российского
рынка труда. Отсюда можно сделать вывод,
что задачи стоящие перед сотрудниками
компании не являются жестко специализированными
2.5 Технологические
приоритеты
По этому фактору компанию можно отнести ко всем типам технологий, так как сфера ее деятельности чрезвычайно обширна и в каждой сфере компания реализует отличающиеся друг от друга технологии. Следует отметить, что доминирующей технологией по классификации Перроу является рутинная, которая применяется в организации в таких видах деятельности, где требуется максимальная производительность, а именно добыча, транспортировка, переработка углеводородов.
Компания
активно развивает технологии геологоразведки,
добычи, транспортировки, хранения, переработки
и реализации углеводородов, а также производства
и сбыта электрической и тепловой энергии.
Стоит отметить повышенное внимание организации
к энергосберегающим технологиям, а так
же реализация амбициозных проектов газотранспортной
системы, в частности «Южный поток» и «Северный
поток»
2.6 Кадровая
политика
Компания проводит обширную программу по работе с персоналом. На сегодняшний день в «Газпроме» работает 376,3 тысячи человек. Компания уделяет первостепенное внимание созданию максимально комфортных условий для их труда, обеспечению их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций. Традиционно «Газпром» оказывает поддержку ветеранам отрасли, заботясь об обеспечении им достойной старости. Компания закрепляет многие положения о персонале документально. Так, например «Положение о системе непрерывного фирменного профессионального образования руководителей и специалистов» регулирует процесс постоянного обучения сотрудников компании. Организации сотрудничает со многими высшими учебными заведениями, а в частности плотно с РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина.
В целях обеспечения высокого уровня работоспособности и повышения качества жизни персонала при освоении новых нефтегазовых месторождений и строительстве магистральных газопроводов в районах Крайнего Севера разрабатывается система жизнеобеспечения, медико-экологического и социально-гигиенического мониторинга работников Группы «Газпром» и членов их семей. Для повышения оперативности и доступности качественного медицинского обслуживания, особенно в вахтовых поселках, создана корпоративная телемедицинская сеть.
Для обеспечения материальной заинтересованности руководящих работников «Газпрома» в эффективном развитии компании начиная с 2006 г. действует система материального стимулирования руководителей ОАО «Газпром» и основных дочерних обществ, включающая систему годового бонуса и программу премирования акциями ОАО «Газпром».