Выбор стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:33, контрольная работа

Описание

В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Выбор стратегии…………………………………………………………………5
2. Содержательные теории мотивации…………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы…………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 97.35 Кб (Скачать документ)
  1. Опыт реализации прошлых стратегий.

Этот  фактор связан с «человеческим фактором», с психологией людей. Он может  носить как позитивный, так и негативный характер. Часто руководители сознательно  или интуитивно находятся под  влиянием опыта реализации стратегий, выбранных организацией в прошлом. Опыт позволяет, с одной стороны, избежать повторения прошлых ошибок, а с другой – ограничивает выбор.

  1. Фактор времени.

Этот  фактор при принятии управленческих решений играет важную роль. Он может  способствовать успеху или неудаче  организации. Даже самая прекрасная стратегия, новая технология или  новый товар не приведут к успеху, если они будут заявлены на рынок  не вовремя. А это может привести организацию к большим потерям  или даже к банкротству.

      Многофакторность  выбора стратегии во многом предопределяет необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых  и осуществляется окончательный  выбор. 
 
 

    1. Содержательные  теории мотивации

         Известно множество методов классификации  человеческих потребностей. Наиболее  простым является выделение основных  физиологических, или первичных  потребностей, и психологических  или вторичных потребностей.

       Первичные потребности возникают из основных требований жизни и являются критически важными для физического существования людей.

       Вторичные — носят более абстрактный характер, так как речь идет о требованиях разума и духа, нежели человеческого тела. Именно вторичные потребности усложняют мотивационные усилия менеджеров, ведь практически каждое предпринимаемое ими действие влияет прежде всего на вторичные потребности. Планирование управленческих воздействий предполагает учет влияния каждого из них на вторичные потребности работников.

       Обычно выделяют четыре основные  теории человеческих потребностей: ●теории А. Маслоу;

●Ф. Герцберга;

●Д. Мак-Клелланда;

●К. Альдерфера.

      Несмотря на некоторую ограниченность, теории человеческих потребностей  создают твердую основу для  более развитых мотивационных  моделей.

Теория  мотивации Абрахама Маслоу

       Это наиболее популярная теория  мотивации. В 1943 году психолог  Абрахам Маслоу предложил, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Он полагал также, что эти потребности можно разделить на 5 основных категорий.

     1. Физиологические потребности являются  необходимыми для выживания (потребности  в еде, воде, убежище, отдыхе  и сексуальные потребности)

     2. Потребности в безопасности и  уверенности в будущем (стремление  к стабильности, желание чувствовать  себя защищенным от физических  и психологических опасностей). Люди, которые чувствуют такие потребности,  стараются избегать острых ситуаций, любят порядок и четкие правила.  Для человека, который находится  под влиянием таких потребностей, важны гарантии работы, пенсионное  обеспечение, дела, не связанные  с риском и переменами.

     3. Социальные потребности, иногда  называемые потребностями в причастии, - это понятие, включающее чувство  принадлежности к чему или  кому-либо, чувство, что тебя принимают  другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

     4. Потребности в уважении включают  потребности в самоуважении, личных  достижений, компетентности, уважении  со стороны окружающих, признании.

     5. Потребности самовыражения (самореализации) – потребность в реализации  своих потенциальных возможностей  и росте как личности.

     По  теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры (рис. 1).

Рис.1. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

    Теория иерархического построения  потребностей Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей. Основная задача этой теории, похоже, состоит в стремлении показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом.

    Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.

     Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.).

     Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.

    В-третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила является потребность самовыражения, которая может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения. 1

     Двухфакторная теория Ф. Герцберга.

       Во второй половине 50-х годов  Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанной на потребностях. На основании опроса работников разных фирм он выяснял, когда они чувствуют удовлетворение от выполнения служебных обязанностей, а когда наоборот – работать им не хочется. Герцберг пришел к выводу, что мотивация к труду формируется под влиянием двух типов факторов – гигиенических и мотивации (табл. 1).

Гигиенические факторы Мотивирующие  факторы
Условия работы

Заработная  плата

Политика  администрации

Межличностные отношения

Организация труда

Успех

Продвижение по службе

Признание заслуг

Высокая ответственность

Возможность творческого и делового роста

Таблица 1.

     Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним относятся: политика фирмы и администрации, условия  работы, зарплата, межличностные отношения  с коллегами, начальником, подчиненными, степень непосредственного контроля за работой.

     Факторы мотивации связаны с самим  характером и сущностью работы. К  ним относятся: успех, продвижение  по службе, признание и одобрение  результатов работы, высокая степень  ответственности, возможности творческого  и делового роста.

     Согласно  Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворение работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотивации не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывают удовлетворение и мотивируют работников на повышение эффективности деятельности.

     Теория  Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу. Но в одном пункте эти 2 теории резко расходятся. Маслоу рассматривал гигиенические факторы, как нечто, что вызывает определенную линию поведения. Если менеджер дает возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то работник в ответ на это будет работать лучше. Герцберг же, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой. По Герцбергу, чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических факторов, но и мотивирующих факторов.

Теория  мотивации Д. Мак-Клелланда

       С развитием экономических отношений  и совершенствованием управления  значительная роль в теории  мотивации отводится потребностям  более высоких уровней. Представителем  этой теории является Д. Мак-Клелланд.

       Согласно его утверждению структура  потребностей высшего уровня  сводится к трем факторам: стремлению  к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении  успех расценивается не как  похвала или признание со стороны  коллег, а как личные достижения  в результате активной деятельности, как готовность участвовать в  принятии сложных решений и  нести за них персональную  ответственность. Стремление к  власти должно не только говорить  о честолюбии, но и показывать  умение человека успешно работать  на разных уровнях управления  в организациях, а стремление  к признанию — его способность  быть неформальным лидером, иметь  свое собственное мнение и  уметь убеждать окружающих в  его правильности.

       Согласно теории Д. Мак-Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации. Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д.

Такие люди имеют  широкий круг общения и стремятся  его расширить. Их руководители должны способствовать этому.

ERG-теория Альдерфера

        Альдерфер согласен с Маслоу, что индивидуальные потребности можно разместить в виде иерархии. Однако предлагаемая им иерархия включает только три категории потребностей и названа ERG — по начальным буквам этих категорий:

1) существование (existence) — потребности, удовлетворяемые такими факторами, как еда, воздух, вода, зарплата и условия работы;

2) родственность (relatedness) — потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями;

3) рост (growth) — потребности, удовлетворяемые личным творческим или производственным вкладом индивида.

        Потребности в существовании  по Альдерферу соответствуют физиологическим потребностям в защите и безопасности по Маслоу; потребности в родственности — потребностям в общественной и личностной принадлежности, потребности в росте — потребностям в уважении и самовыражении.

       ERG-теория мотивации Альдерфера отлична от теории Маслоу не только количеством категорий, но и представлением о том, как люди движутся от одной ступени потребностей к другой. Маслоу предполагал, что удовлетворенные потребности являются доминирующими и что каждая высшая ступень потребностей не задействуется до тех пор, пока не удовлетворены потребности более

низкого порядка. В противоположность этому ERG-теория утверждает, что в дополнение к прогрессивно-последовательному восхождению Маслоу присутствует и регрессивный процесс, связанный с крушением планов и недосягаемостью поставленных целей2. Это значит, что если индивид постоянно терпит неудачу в своих попытках удовлетворить потребности в росте, то вновь возникает потребность в родственности как главный мотивационный фактор, заставляющий индивида переопределить направление своих усилий на достижение потребностей более низкой категории.

        ERG-теория полагает, что индивиды в своем поведении склонны ориентироваться на достижение одной из трех групп потребностей.

       Эти три группы потребностей, так же как и в теории  А. Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями А. Маслоу и К. Альдерфера, есть одно принципиальное различие – по А. Маслоу движение происходит от потребности к потребности только снизу вверх, а К. Альдерфер считает, что движение идёт в обе стороны: наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня и вниз, если удовлетворена потребность более высокого уровня. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребность роста, у него "включается" потребность в связи и это вызывает регрессию с верхнего уровня потребностей на нижний.

Информация о работе Выбор стратегии