Выбор типа организационной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в анализе структуры управления предприятия и разработке мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1.Освещены типы организационных структур
2.Рассмотрены ее основные элементы
3.Выявлены направления повышения эффективности организационных структур в современных организациях.

Содержание

Введение
………………………………………………………………………
3
1.
Теоретические аспекты изучения структуры управления современных организаций

1.1
Понятие организационной структуры управления…………………………………….………………………......

6
1.2
Элементы и связи структуры управления предприятием………………
7
2.
Особенности выбора рациональной структуры управления

2.1
Понятие рациональной структуры управления…………………………
12
2.2
Анализ основных типов организационных структур…………………...
13
3.
Оценка эффективности функционирования организационных структур

3.1
Обоснование необходимости оценки эффективности организационных структур……………………………………………….

29
3.2
Основные показатели оценки организационных структур…………….
30
Заключение
………………………………………………………………………
35
Глоссарий
………………………………………………………………………
37

Работа состоит из  1 файл

КР_Исследование систем управления_Выбор типа организационной структуры управления_3147.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

Основные данные о работе

 

Версия шаблона

 

Филиал

 

Вид работы

Курсовая

Название дисциплины

Исследование систем управления

Тема

Выбор типа организационной  структуры управления

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

………………………………………………………………………

3

1.

Теоретические аспекты изучения структуры управления современных организаций

 

1.1

Понятие организационной структуры управления…………………………………….………………………......

 

6

1.2

Элементы и связи  структуры управления предприятием………………

7

2.

Особенности выбора рациональной структуры управления

 

2.1

Понятие рациональной структуры  управления…………………………

12

2.2

Анализ основных типов  организационных структур…………………...

13

3.

Оценка эффективности  функционирования организационных структур

 

3.1

Обоснование необходимости  оценки эффективности организационных  структур……………………………………………….

 

29

3.2

Основные показатели оценки организационных структур…………….

30

Заключение

………………………………………………………………………

35

Глоссарий

………………………………………………………………………

37

Список использованных источников

………………………………………..

39




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Особенности системы управления современными предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.

Проводимая в стране экономическая  реформа предполагает коренное изменение  сложившихся методов стратегического  развития самих предприятий и  государственного регулирования экономики. Цель экономической реформы заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри отдельных предприятий. Сферой государственного регулирования все больше становятся макроэкономические преобразования, а общей тенденцией является децентрализация управления и смещение основных рычагов регулирования на микроуровень с переходом к все большей экономической самостоятельности предприятий, прежде всего на базе развития на них отношений собственности. Каждое предприятие вынуждено в основном самостоятельно выбирать путь выхода из кризиса и вхождения в рынок. Основная проблема реформирования экономики в России, как, в прочем, и в других бывших социалистических странах, состоит в том, что разработчики программы реформ не до конца предусмотрели формирование нового типа предприятий, который характерен для переходного периода. Такие предприятия не являются ни социалистическими, ни рыночными. Они скорее ориентированы на выживание и пытаются обеспечить продолжение своей деятельности в крайне нестабильных условиях.

Главная отличительная черта функционирующих сегодня предприятий состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях.

Что касается экономики переходного  периода, то здесь структура отрасли  постоянно меняется. Условия выживания  предприятия уже не столь ясны и очевидны. Переход от системы без банкротств к системе, при которой разорение предприятий, возможно, связан с периодом некоторой неопределенности. Кроме того, ситуация становится еще более неопределенной в условиях приватизации, так как директора могут быть фактически отстранены от управления предприятиями.

В современных условиях успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением  издержек, развитием, то есть, воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений.

Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи  между которыми обеспечивают координацию  отдельных действий по их выполнению. Связь структуры с ключевыми  понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.

Для того чтобы выжить в столь  сложных условиях на базе многих предприятий  были созданы холдинги, дочерние предприятия в которых начинали свою деятельность как новые предприятия, что давало им шанс выжить. Управление такими структурами очень сложная задача.

Для обеспечения эффективного управления любой организацией необходимо создать рациональную структуру управления и именно поэтому тема работы весьма актуальна и заслуживает самого пристального внимания.

В данной работе речь пойдет об исследовании организационной структуры предприятия.

Объектом работы выступает организационная  структура управления, предметом – инструменты ее моделирования.

Изменение организационных основ  предприятий - процесс весьма сложный  и болезненный.

От того, насколько своевременно производится изменение организационной  структуры, зависит и эффективность  работы предприятия и его аппарата управления.

Цель работы  заключается в анализе структуры управления предприятия и разработке мероприятий по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели в  работе решались следующие задачи:

1.Освещены типы организационных структур

2.Рассмотрены ее основные элементы

3.Выявлены направления повышения эффективности организационных структур в современных организациях.

Материал работы изложен последовательно  и опирается на свежие источники  информации по менеджменту, исследованию систем управления и экономике.

Все описанные выше моменты позволяют  охарактеризовать представленную в  работе информацию с позиции ее практической значимости и возможности реального  применения на базе современных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты изучения структуры управления современных организаций

1.1 Понятие  организационной структуры управления

 

Организационная структура  – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется  распределением целей и задач  управления между подразделениями  и работниками организации. Организационная структура фирмы направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными ее подразделениями, распределение между ними прав и ответственности. Организационную структуру часто рассматривают как одно из самых главных условий эффективного функционирования организации, она также позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, а также удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью. На самом деле структура всегда следует за стратегией, т.е. разрабатывается после определения целей организации и ее нормативной стратегии.

Главными характеристиками качества структуры любой экономической системы являются сбалансированность и пропорциональность взаимосвязей ее частей (подразделений и работников организации) [8, с.90].

В организационной структуре  реализуются различные требования к совершенствованию системы  менеджмента, находящие выражение в тех или иных принципах управления. Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (крупная, средняя, мелкая); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей, массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешние рынки); масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей: производственных, сбытовых и др.); характер объединения фирмы (концерн, финансовая группа и др.).

Организационная структура фирмы и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями. Организационная структура фирмы определяет ее состав и систему подчинения в общей иерархии управления фирмой.

«Структура управления организацией» (или «организационная структура управления») — одно из ключевых понятий менеджмента, тесно  связанное с целями, функциями, процессом  управления, работой менеджеров и  распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и эффективно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций. Рассмотрение этих вопросов целесообразно начать с определения ключевых понятий данной темы [9, с.43].

Под организационной  структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

 

1.2 Элементы и связи структуры управления предприятием

 

В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.

Звено управления – обособленное подразделение со строго определенными  функциями. Звеном управления может  выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функций управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К звену управления отдельных специалистов, выполняющих соответственные функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. Из западного менеджмента в наш профессиональный лексикон пришло понятие «департаментализация», или «департаментизация», означающее процесс организационного обособления, выполнения отдельных работ, выделения особых подразделений, процесс деления компании на отдельные блоки (отделения, отделы, сектора) с четко определенными задачами и обязанностями.

Под уровнем управления следует понимать совокупность звеньев  управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией.

Организационные структуры  управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры, производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления [10, с.72].

В состав организации может входить одна фирма или несколько компаний, объединенных так называемой системой участия (для контроля за деятельностью организации достаточно, к примеру, владеть определенной долей ее акций).

Переход к рынку привел к образованию ряда новых организаций. Наиболее распространенной организационной формой являются арендные. С их появлением централизованное управление приобрело ограниченный характер. В связи с этим организационная структура таких формирований строится с учетом полного хозрасчета и самоуправления.

Мировая практика показала, что в рыночной экономике наиболее жизнеспособны организации, работающие на основе широкого привлечения заемного капитала. В связи с этим появились такие формы организаций, как общества с ограниченной ответственностью. Они создаются юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности.

Совместные предприятия создаются на основе вложения капитала отечественных и иностранных партнеров, совместно осуществляющих хозяйственную деятельность, управление организацией и распределение прибыли. Создание совместных предприятий направлено на привлечение в экономику современных видов оборудования и технологий; материальных и финансовых ресурсов, а также управленческого опыта; на насыщение рынка качественными товарами; решение проблем конкурентоспособности продукции.

Информация о работе Выбор типа организационной структуры управления