Выбор типа организационной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в анализе структуры управления предприятия и разработке мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1.Освещены типы организационных структур
2.Рассмотрены ее основные элементы
3.Выявлены направления повышения эффективности организационных структур в современных организациях.

Содержание

Введение
………………………………………………………………………
3
1.
Теоретические аспекты изучения структуры управления современных организаций

1.1
Понятие организационной структуры управления…………………………………….………………………......

6
1.2
Элементы и связи структуры управления предприятием………………
7
2.
Особенности выбора рациональной структуры управления

2.1
Понятие рациональной структуры управления…………………………
12
2.2
Анализ основных типов организационных структур…………………...
13
3.
Оценка эффективности функционирования организационных структур

3.1
Обоснование необходимости оценки эффективности организационных структур……………………………………………….

29
3.2
Основные показатели оценки организационных структур…………….
30
Заключение
………………………………………………………………………
35
Глоссарий
………………………………………………………………………
37

Работа состоит из  1 файл

КР_Исследование систем управления_Выбор типа организационной структуры управления_3147.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

Акционерное общество - организационная форма объединения средств организаций и граждан в целях осуществления хозяйственной деятельности. Акционерное общество имеет уставный фонд, разделенный на определенное число акций, равное номинальной их себестоимости, несет имущественную ответственность по обязательствам только своим имуществом. Общая номинальная стоимость акций составляет уставный фонд.

Холдинговые компании - держательские компании, создаваемые с целью владения контрольными пакетами ценных бумаг, главным образом промышленных фирм. В данном случае преобладает функция контроля, поскольку, контролируя промышленную компанию, которая имеет участие в ряде других фирм и кредитно-финансовых учреждений, можно полностью или частично контролировать всю цепь этих компаний.

Существуют и другие формы организаций, отличающиеся содержанием  и пропорциями функций, структурой и степенью централизации управления. Поэтому организационная структура  организации и ее управление не являются чем-то застывшим, они постепенно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменениями внешней среды.

Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря  связям, взаимоотношениям, коммуникациям.

По ориентации связи  разделяются на горизонтальные и  вертикальные.

Горизонтальные связи  – связи кооперации и координации  равноправных звеньев управления. Они  носят характер согласования. Их основное назначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений, находящихся на одном уровне при  решении возникающих между ними проблем.

Вертикальные связи  – связи руководства и подчинения, субординационные и иерархические  связи. Необходимость в них возникает  при наличии нескольких уровней  управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер.

Линейные связи –  связи подчинения по всему кругу  вопросов. Это отношения, предполагающие, что руководитель реализует свои властные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления.

Функциональные связи  – связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления. В зависимости от принятых в организации  принципов управления и вида организационной  структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер.

Инвариантные связи  – связи, которые могут оставаться практически неизменными при  любых условиях, что обусловлено  сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации.

Вариабельные связи  – связи, которые при изменении  ситуации изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может проявляться  в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие.

 Внутрисистемные межкомпонентные  связи составляют структуру организации,  но не определяют ее строение. Основой строения структуры является  соединение – узел связи со  своей совокупностью входящих  и исходящих каналов.

Структуру формируют только устойчивые связи и отношения. Составляющие структуру связи должны быть четкими, достаточно выраженными и сильными, а отношения – ясными, определенными и однозначными.

Процесс формирования организационных  структур управления (ОСУ) опирается на следующие принципы управления:

  1. принцип иерархичности уровней управления – каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  2. принцип целеполагания – ОСУ должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству товаров или оказанию услуг;
  3. принцип соответствия – в ОСУ должен реализоваться принцип соответствия полномочий и ответственности работников, с одной стороны, и квалификации и уровня культуры – с другой (именно с помощью ОСУ реализуется система ответственности и полномочий);
  4. принцип разделения труда – ОСУ должна обеспечить оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий;
  5. принцип ограничения полномочий – полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами;
  6. принцип адаптации – ОСУ должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения; ОСУ должна быть адекватна социально-культурной среде организации.

Попытки стандартизировать  организационные структуры мало продуктивны по причине уникальности самих организаций, а также параметров внешней и внутренней среды, в  которых функционируют организации.

Поэтому простое копирование  организационных структур успешных компаний, как правило, не приносит ожидаемого успеха.

 

 

2.Особенности  выбора рациональной структуры  управления

2.1 Понятие рациональной структуры управления

 

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность  принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления.

Полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры – с другой.

Любую перестройку структуры  управления необходимо оценивать, прежде всего, с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся (не кризисной) экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации, при этом главными факторами улучшения являются рост производительности труда, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений и т.д. В кризисный период изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды.

В целом рациональная организационная структура управления предприятием должна отвечать следующим  требованиям:

  • обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях;
  • быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса;
  • иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;
  • быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций.

 

2.2 Анализ основных типов организационных структур

 

Схема организационной  структуры управления отражает статическое  положение подразделений и должностей и характер связи между ними. Различают  связи:

  • линейные (административное подчинение);
  • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
  • межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости  от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления [15, с.74]:

    • линейная;
    • линейно-функциональная;
    • дивизиональные:
  • продуктовая;
  • региональная;
  • ориентированная на потребителя;
  • матричная;
  • свободная.

Линейный вид организационной структуры относится к самым древним и самым простым структурам. Его отличают, прежде всего, естественность и прозрачность отношений между членами организации, четкость отношений власти и подчинения. Это означает, что для каждого из руководителей определены и формально зафиксированы состав его подчиненных, вышестоящие руководители, круг властных полномочий, цели. Схематично линейная организационная структура представлена на рис. 1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь вертикальные линии  обозначают организационные коммуникации, построенные по принципу руководитель — подчиненный (или наоборот — в случае обратной связи).

Горизонтальные линии  обозначают деловые связи между  руководителями одного уровня, между  коллегами (линейная структура не предусматривает горизонтальных коммуникационных связей). Этот вид структуры имеет иерархическую цепочку, расширяющуюся вниз по вертикали. Другими словами, у каждого руководителя находится в подчинении несколько (более одного) членов организации.

В линейной структуре  не предусмотрена специализация  руководителей как управленцев, а проблемы управления подразделениями организации и организацией в целом решают специалисты узкого профиля. Линейная структура в чистом виде предполагает, что на своем участке работы руководитель должен решать все проблемы производства (технологические, кадровые, проблемы снабжения, контроля, планирования и т.д.).

В чистом виде линейная структура  встречается преимущественно в  малых организациях, которые еще  не нашли свое место на рынке; в  организациях, не имеющих подчиненных  с высоким или средним уровнем культуры; в организациях, где процесс производства хорошо налажен и нет необходимости в частых изменениях целей и технологий.

В целом можно сказать, что линейные структуры обладают следующими достоинствами [17, с.68]:

  • возможность функционирования организации в режиме простых и быстрых решений. При этом практически отсутствует неопределенность в восприятии решений и осуществляется наиболее полный контроль буквально за всеми действиями членов организации;
  • минимизация возможностей создания коалиций руководителей одного уровня, что в значительной степени снижает сопротивление руководителей среднего звена по отношению к решениям руководителей высшего уровня управления;
  • минимизация числа руководителей в организации. Отсутствие специализации, многофункциональность руководителей различных уровней, формализация и жесткость, заложенные в самой основе линейной структуры, приводят к сокращению количества специализированных функций, а основной акцент делается на функции контроля. Последние могут выполняться с минимумом издержек в том случае, если у руководителя есть авторитет среди подчиненных.

Но недостатки этих структур столь значительны, что современные организации практически не строятся на основе чисто линейных структур. К их недостаткам, прежде всего, относятся:

    • крайние сложности при адаптации к любым изменениям внешней среды (как в рыночной, так и в институциональной), что обусловлено зависимостью руководителя каждого звена от устойчивых корпоративных норм и необходимостью применения жесткого стиля управления, не допускающего отклонений. Как правило, здесь технологические, политические и культурные изменения протекают крайне медленно. Например, в армейских (линейных) структурах нормы управления и жизнедеятельности могут не изменяться десятилетиями, вследствие чего неэффективно функционирует вся система или ее системные единицы, искажаются первоначальные цели и смысл корпоративных норм. Зачастую только военные действия, необходимость достижения целей в новых условиях или другие неординарные события могут изменить нормы в армии
    • отсутствие изначально предусмотренной специализации, вследствие чего руководителям в линейных структурах приходится выполнять не только функции управления всеми процессами на уровне их подразделения, но и роли экспертов по всем техническим вопросам, т.е. специалистов-профессионалов в узкой производственной области. Кроме того, он должен решать большое количество около производственных проблем. Можно сказать, что руководитель в линейных структурах изначально обречен на перегрузку и, более того, на невозможность реализации всех функций в полном объеме. В результате этого большинство руководителей в линейных структурах, стремятся осуществлять в первую очередь наиболее важные функции, связанные с управлением и, в частности, с контролем, а функции специалиста — профессионала в производственной сфере отходят на второй план. Поэтому линейные организационные структуры целесообразны в тех случаях, когда организация ориентирована на производство продукта, требующее минимального вмешательства специалистов, отличающееся высокой стабильностью и неизменностью технологий. Линейные структуры неэффективны в условиях конкуренции и постоянного изменения рыночной ситуации, а также при использовании творческого труда;
    • наличие только вертикальных коммуникационных связей и многоуровневой структуры управления обусловливает отсутствие коллективных, согласованных решений на уровне руководства подразделений. Согласования возможны через непосредственного руководителя, который по самому определению структуры не может общаться с руководителями своего уровня. В силу этого решение вопросов, требующие координации усилий и согласованных действий нескольких подразделений, затягивается, при этом теряется темп и снижается эффективность управления.

Информация о работе Выбор типа организационной структуры управления