Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе структуры управления предприятия и разработке мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1.Освещены типы организационных структур
2.Рассмотрены ее основные элементы
3.Выявлены направления повышения эффективности организационных структур в современных организациях.
Введение
………………………………………………………………………
3
1.
Теоретические аспекты изучения структуры управления современных организаций
1.1
Понятие организационной структуры управления…………………………………….………………………......
6
1.2
Элементы и связи структуры управления предприятием………………
7
2.
Особенности выбора рациональной структуры управления
2.1
Понятие рациональной структуры управления…………………………
12
2.2
Анализ основных типов организационных структур…………………...
13
3.
Оценка эффективности функционирования организационных структур
3.1
Обоснование необходимости оценки эффективности организационных структур……………………………………………….
29
3.2
Основные показатели оценки организационных структур…………….
30
Заключение
………………………………………………………………………
35
Глоссарий
………………………………………………………………………
37
Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствие системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.
Важными требованиями, являются,
способность адекватного
При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления допускается использование основных требований к их выбору – максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.
Стоит отметить, что недостаточно построить надлежащую структуру организации, необходимо скоординировать работу всех ее элементов.
Координация деятельности организации означает синхронизацию прилагаемых усилий, их интеграцию в единое целое. Другими словами, это процесс распределения деятельности во времени, приведение ее отдельных элементов в такое сочетание, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно достичь поставленной цели.
Распределение обязанностей (ответственности). В небольших организациях, где все служащие (работники) знают друг друга, легко создается рабочий коллектив, и добиться координации их работы не представляется сложной проблемой. Но в крупных организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение требуемого уровня координации потребует от высшей администрации определенных усилий.
Отметим некоторые проблемы, которые могут возникнуть при координации деятельности на уровне отдела (подразделения).
Во-первых, возможность появления противоречий при выполнении различных производственных функций, в частности в отношении объема необходимых для производства запасов (сырья, готовой продукции и т. д.). Задача контрольных органов состоит в оптимизации количества запасов.
Менеджер по производству стремится иметь как можно больший запас материалов и сырья, чтобы обеспечить непрерывность производственного цикла.
Заведующий отделом сбыта предпочитает располагать значительным объемом готовой продукции, чтобы своевременно отвечать на запросы покупателей.
Заведующий отделом снабжения пользуется предоставляемыми скидками при закупках больших партий сырья и материалов. Бухгалтеру выгодно, чтобы капитал и фонды не бездействовали и быстрее включались в производственный процесс.
Во-вторых, ущемляются долгосрочные перспективные интересы организации за счет получения отделом кратковременных выгод.
В-третьих, проблемы возникают в результате наличия слишком большого числа снабженческих отделов или отделов по сбыту готовой продукции (например, в случае, если такие отделы имеются в каждом управлении крупной организации).
В-четвертых, имеются проблемы внутренних цен, когда каждое подразделение определяет собственную цену производства, чтобы оценить эффективность своей деятельности.
В-пятых, существует опасность размежевания определенных видов деятельности, которые должны быть тесно взаимосвязаны. Например, функции отдела сбыта продукции тесно переплетаются с задачами отдела по исследованию рынков.
Подводя итоги работы, отметим следующее. Организационная структура является одним из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации.
Организационная структура фирмы направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными ее подразделениями, распределение между ними прав и ответственности.
Организационную структуру
часто рассматривают как одно
из самых главных условий
Организационная структура фирмы и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями.
Организационная структура фирмы определяет ее состав и систему подчинения в общей иерархии управления фирмой.
Заключение
Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.
В процессе изучения структуры управления организацией были изучены основные понятия и принципы построения управленческих структур, типы организационных структур управления.
Большое внимание было уделено принципам и методам формирования структур, выбору типа и комбинациям видов структур, и изучению принципов их построения. Изучение разновидностей типов структур позволило отметить их основные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при совершенствовании организационных структур управления.
В заключении отметим, что успех современных организационных структур все в большей мере зависит от внешних, чрезвычайно быстро меняющихся условий их функционирования. К числу этих условий можно отнести интенсивную конкуренцию, приобретающую глобальный характер, быстрое технологическое развитие, ужесточение требований к интеллекту и потенциалу управленческих кадров, рост их автономии и ответственности.
Не требует доказательств тот факт, что каждая организация представляет собой весьма сложную в техническом и экономическом плане структуру. И от выбора стратегии ее работы, от конкретного способа взаимодействия и сопряжения звеньев ее составляющих, зависит если не успех предприятия целиком, то очень значительная его часть.
Организационные структуры управления – как раз тот связующий элемент, который позволяет всем разрозненным подразделениям осуществлять свою работу согласованно, в едином ключе поставленной перед организацией задачи.
Совершенно логично, что каждому предприятию, занимающемуся конкретным видом деятельности необходима определенная организационная структура, которая отвечала бы именно таким требованиям, какие предъявляются к этому предприятию в его специфических условиях.
Как мы смогли убедиться на вышеизложенном примере, та структура, которая подходила и прекрасно работала в прошлом, сегодня может оказаться совсем неэффективной и даже убыточной.
Сформировались некие требования, которые предъявляются к современным структурам управления, и чем полнее они выполняются, тем более надежной будет система управления предприятием.
К числу таких требований относятся:
-укомплектование подразделений более квалифицированным персоналом;
-групповая организация труда как основа новой структуры управления;
-ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей; создание условий для гибкой комплектации продукции;
-высокая производительность и низкие затраты.
Разработка и введение новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия.
В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования.
Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более гибкой по сравнению с ранее действовавшими.
Глоссарий
№ п/п |
Новые понятия |
Содержание |
1 |
Организационная структура управления |
совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами |
2 |
Звено управления |
обособленное подразделение со строго определенными функциями |
3 |
Уровень управления |
совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией |
4 |
Горизонтальные связи |
связи кооперации и координации равноправных звеньев управления |
5 |
Вертикальные связи |
связи руководства и подчинения, субординационные и иерархические связи |
6 |
Инвариантные связи |
связи, которые могут оставаться практически неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации |
7 |
Вариабельные связи |
связи, которые при изменении ситуации изменяют свои характеристики |
8 |
Сущность линейно- |
состоит в том, что
в организационную структуру
включаются отдельные структурные
единицы, выполняющие |
9 |
Гибкое управление |
это управление важными видами деятельности в организации, которые требуют постоянного руководства в условиях строгих ограничении по затратам, срокам и качеству работ |
10 |
Проектная структура |
временная организация,
создаваемая для решения |
11 |
Критерий эффективности структуры |
возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование |
12 |
Производительность аппарат управления |
количество произведённой организацией конечной продукции или объёмы выработанной в процессе управления информации |
13 |
Экономичностью аппарата управления |
относительные затраты на его функционирование |
14 |
Оперативность принятия управленческих решений |
современность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов |
15 |
Надежность аппарата управления |
характеризуется безотказным функционированием |
1. |
Азаров М.А., Основы исследования систему управления: практика [Электронный ресурс]/ М.А. Азаров - режим доступа : http// www aup. ru.14.03.2011 |
2. |
Алапов А.И. проектирования организационных структур [Текст]// Экономика и жизнь, № 8, 2010. С. 75 |
3. |
Андрианов В.А. Организационная структура: как спроектировать? [Текст] / Международная жизнь /, 2009, № 2. С.56 |
4. |
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: [Текст]/Учебник. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2007.С.392. |
5. |
Борисов А.Б. Большой экономический словарь. [Текст] – М.: Книжный мир, 2008.С.789 |
6. |
Борисов Е.Ф. Экономическая теория [Текст]/ Учебник. М.: Юрайт Издат, 2003. С.670 |
7. |
Владиславьев Д.Н. Основы экономической теории: практика [Электронный ресурс] / Д.Н. Владиславьев - режим доступа : http// www showpage.pl. ru.10.03.2011 |
8. |
Камаева В.Д. Экономическая теория: для ВУЗов [Электронный ресурс ]/ В. Д. Камаева, режим доступа : http// www psychoanaiysis.pl/ ru.12.03.2011 |
9. |
<p class="dash041e_0441_043d_ |
Информация о работе Выбор типа организационной структуры управления